Можно заниматься политикой то есть стремиться влиять. Смотреть что такое "Политик" в других словарях. Кто такой политик

ГЛАВА I. ПОЛИТИКА

Тема 1. Политика и власть

1. Выпишите из текста учебника все определения понятия.

Политика -

2. Прочитайте несколько определений политики. Сравните их с определениями, приведенными в учебнике. Что их объединяет?


  1. политика - умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими»;

  1. политика - знание о правильном и мудром правлении;

  1. политика - общественное дело; деятельность органов государственной власти и управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других общественных группировок, определяемая их интересами и целями;

  1. политика - искусство управления государством и обществом.
Подчеркните одной чертой определения политики в значении «деятельность», двумя чертами - определения в значении «знание».

3. Прочитайте текст, выполните задание и ответьте на вопрос.

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

Можно заниматься «политикой» - то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них - как в качестве политика «по случаю», так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на «политическом» собрании, произносим «политическую» речь и т. д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками «по совместительству» являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным «делом жизни»... Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые «работают» на нее лишь во время сессий...

Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить «для» политики, либо жить «за счет» политики и «политикой».

(М. Вебер. «Политика как призвание и профессия»)

1) Используя содержание текста, заполните таблицу.


^ Типы политиков

Характеристика

Пример

1

2

3

2) Как вы понимаете выражение «жить политикой»?

4. Запишите определение понятия.

Политическая власть -

5. Отметьте верное суждение знаком « + ».

A. Политическая власть является разновидностью общественной власти.

Б. Политическая власть опирается на силу законов, мощь государства, авторитет политических лидеров.

B. Политическая власть осуществляется только государством.

6. Участники телевизионного ток-шоу обсуждали связь политики и морали. Прозвучали следующие суждения:

1) «Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства»;

2) «Политики не должны прикрывать не приглядные, а порой и незаконные поступки благими целями». Подумайте, какие аргументы за и против могли быть у сторонников каждого из суждений, и запишите в таблицу по два аргумента.


Какое суждение наиболее близко вам? Почему?

7. Отношения государства и средств массовой информации (СМИ), граждан и СМИ являются одной из центральных тем исследований ученых. Ознакомьтесь с результатами нескольких социологических опросов и выполните задания.

Социологи опросили 1600 россиян. Им задавали вопросы о том, как часто они читают газеты, какие точки зрения на события в стране и мире рассчитывают в них увидеть. Полученные данные представлены в виде диаграмм. Ознакомьтесь с ними, выполните задания и ответьте на вопросы.


  1. Вопрос респондентам: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, то сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?»

К какой группе можно отнести вашу семью? Почему?

2) Вопрос респондентам: «Что лучше, когда каждая газета (другие СМИ) предлагает свои оценки событий или все придерживаются одной точки зрения?»

Предлагать свои оценки

Придерживаться одной точки зрения

Затрудняюсь ответить

Сформулируйте результаты опроса.

Предположите, почему некоторые граждане сомневаются в необходимости представлять в СМИ разные точки зрения.

8. Объясните смысл высказывания.

«Политика, по существу, это власть: способность достичь жела­емого результата какими бы то ни было средствами»

(Э. Хейвуд).

Тема 2. Государство

1. Объясните смысл понятия.

Государство -

2. Используя текст учебника, установите соответствие между теориями происхождения государства и их основными идеями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


^ Основная идея происхождения государства

Теория

государство возникло как объединение людей на добровольной основе в результате соглашения между правителем и подданными

А)

патриархальная

государство возникает как результат завоевания одной части общества другой

Б)

теологическая

государство подобно семье, поэтому государственная власть есть продолжение власти отца

В)

договорная

государство образуется как результат социального неравенства для того, чтобы обеспечить политическое гос­подство одного класса над другими

Г)

теория завоевания

любая власть и любое государство имеют божественное происхождение

Д)

классовая

Запишите в таблицу буквы под соответствующими цифрами.


1

2

3

4

5

3. Организация Z распространила свою власть на некоторую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопорядок, издает законы, устанавливает налоги. Можно ли сказать, что Z является государством? ДА НЕТ

Аргументируйте свой ответ.

4. Впишите в пропуски номера слов и словосочетаний из приведенного ниже списка.

Хотя понятия «страна» и «государство» часто используются как , между ними имеется существенная разница. Понятие «государство» обозначает власти, установленной на определенной территории, особого рода , в то время как понятие «страна» скорее относится к , общегеографическим ( ) и другим факторам. Термин «страна» также имеет менее окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию «страна») и state (государство), хотя в определенном контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

1) Организация; 2) общность территории; 3) политическая система; 4) синоним; 5) культурный; 6) официальный.

5. Отметьте номер понятия, которое объединяет, обобщает все остальные.

1) Политический режим; 2) форма правления; 3) форма государственного устройства; 4) форма государства; 5) демократия.

6. Заполните схему.

7. Используя схему из задания 6 и текст учебника, определите форму государства в следующих примерах:

1) Во главе государства А находится единоличный правитель, получивший власть по наследству.

2) На территории государства В действует единая центральная власть, отсутствуют территории, обладающие политической автономией.

3) Государство Д состоит из нескольких частей, каждая из которых обладает определенной степенью самостоятельности.

4) В государстве Т власть принадлежит выборным органам.

8. В государстве К правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, и несет ответственность перед парламентом. Президент выполняет представительские функции. Назовите форму правления государства К и ее конкретный тип.

9. Раскройте смысл понятия.

Гражданство -

10. Прочитайте извлечения из Федерального закона РФ «О гражданстве», ответьте на вопросы и выполните задания.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации


  1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

  2. Гражданство Российской Федерации является единым и рав­ным независимо от оснований его приобретения.

  3. Проживание гражданина Российской Федерации за предела­ми Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

  4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

  5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

  6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

  1. Как вы понимаете смысл термина «принципы гражданства»?

  2. Отметьте в тексте нормы, относящиеся к конституционному принципу равноправия граждан РФ.

  3. Какие основания приобретения гражданства вам известны?

  4. Предположите, почему «Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации».

  5. Аркадий получил гражданство РФ. Примерно через полгода после этого события проходили выборы депутатов Государственной Думы. Он решил воспользоваться своим конституционным правом и принять участие в выборах, но засомневался, может ли он это сделать, ведь он прожил на территории РФ менее 5 лет? С опорой на знания обществоведческого курса разрешите сомнения Аркадия.
11. Объясните смысл высказывания.

«Без приобретения чувств гражданина ребенок мужского пола, вырастя, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера» (Н.Г. Чернышевский).

Тема 3. Политические режимы

1. Объясните смысл понятия.

Политический режим -

2. Найдите в приведенном ниже списке вопросы, ответы на которые помогают понять, какой политический режим установился в стране. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Кто правит? 2) Каковы взаимоотношения власти и общества? 3) Каким образом правитель получил власть? 4) Какие средства ис­пользуются для осуществления власти? 5) Из каких частей состо­ит государство?

3. Используя текст учебника, заполните схему.

Политические режимы

4. Отметьте в приведенном ниже списке характеристики тоталитарного режима.

1) Независимый справедливый суд; 2) все незапрещенное позволено; 3) все непредписанное запрещено; 4) уважение к правам человека; 5) идеологизация жизни общества.

5. Используя текст учебника, заполните таблицу.


^ Общие черты

Различия

Тоталитарный режим

Авторитарный режим

^ Стремление контролировать личность

Отсутствие реальной многопартийности

^ Применение репрессий против собственных граждан

6. Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.

Я думаю, что есть несколько фундаментальных ценностей, без сохранения и развития которых демократия не может существовать. Наиболее очевидная из них - равенство людей. Другая ценность - безусловная вера в то, что люди имеют право на выражение и защиту своих интересов, в чем бы они ни заключались, что эти интересы общество должно уважать. Я верю также (и считаю это очень важным), что сам человек лучше, чем кто-либо другой, может судить о том, в чем состоят его интересы. Скажем, я отлично знаю, в чем состоят мои интересы, а вы, бесспорно, лучше меня знаете, в чем заключаются ваши. Это для меня несомненно, хотя в определении людьми своих интересов возможны и ужасные ошибки. Как бы там ни было, я не могу отдать право судить о моих интересах кому-либо другому, это мое фундаментальное право.

Если вы верите в демократические ценности, вы хотите определенной политической системы, в которой эти ценности будут реализоваться. Впрочем, если говорить о сущности критериев демократии, то они описывают, конечно, идеальную систему, идеал, который нигде не был достигнут, а возможно, и в принципе недостижим. Но к этой идеальной системе можно двигаться, приближаться. Институты по поддержанию демократических ценностей могут существовать в действительности.

(Р. Даль)

4) Как он обосновывает эту связь?


  1. Установите соответствие между признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.

А) демократический

Б) тоталитарный
Признак


  1. верховенство права

  2. выборность высших должностных лиц

  3. полный контроль над гражданами

  4. распределительная система

  5. идеологическая свобода
Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

1

2

3

4

5

8. В государстве Z все должностные лица и граждане подчиняются закону. Существует несколько партий, каждая из которых активно участвует в политической жизни страны. Какой политический режим установился в стране Z?

По каким признакам вы это можете определить?

9. Бургомистр, герой сказки Е. Шварца «Дракон», призывает исполнять следующий приказ: «Во избежание эпидемии глазных болезней, и только поэтому, на небо смотреть воспрещается. Что происходит на небе, вы узнаете из коммюнике, которое по мере надобности будет выпускать личный секретарь господина Дракона». Государству с каким политическим режимом свойственна подобная «забота» о своих гражданах?

10. Проанализируйте высказывание.

«Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться»

(Ф. Хайек).

1) Как вы понимаете смысл этого высказывания?

2) Запишите два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл этого высказывания.

3) Приведите несколько примеров, подтверждающих это высказывание.

4) Согласны ли вы с этим высказыванием? Приведите два-три аргумента в защиту вашего мнения.

Тема 4. Правовое государство

1. Напишите, на основе каких признаков можно судить о право­вом характере государства.

2. Используя текст учебника, заполните таблицу.


Мыслители

Идеи

^ Платон

(427-347 гг.до н. э.)


Аристотель

(384-322 гг. до н. э.)


^ Цицерон

(106-43 гг. до н. э.)


Дж. Локк

(1632-1704)


Монтескье

(1689-1755)


Кант

(1724-1804)

3. Прочитайте приведенные ниже сведения о государствах, ответьте на вопросы и выполните задания.

1) В государстве Y народ признан источником власти, действуют институты гражданского общества. Законодательная и исполнительная власть сосредоточена в руках верховного правителя, суд независим. В государстве действует закон, согласно которому высшие должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности только за преступления против личности и против государственной власти, а за остальные виды преступлений нет.

Можно ли назвать государство Y правовым? Аргументируйте свой ответ.

2) Государство Z - республика, граждане которой имеют возможность прямого обращения к представителям государственной власти с предложениями и запросами. Депутаты парламента регулярно отчитываются о своей деятельности перед избирателями. Альтернативные выборы осуществляются на основе реальной многопартийной системы.

Можно ли на основе приведенной информации сделать вывод о том, что Z -правовое государство? Свой ответ поясните.

4. Составьте схему высших органов государственной власти Российской Федерации. Укажите, какую ветвь власти представляет каждый орган.

5. В приведенном ниже списке указаны полномочия Президента России, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда, Генеральной прокуратуры. Распределите порядковые номера полномочий по соответствующим частям таблицы.

Полномочия: 1) управление федеральной собственностью; 2) руководство внешней политикой; 3) проведение внутренней политики; 4) решение экономических споров; 5) наблюдение за исполнением законов; 6) установление соответствия законов и постановлений Конституции РФ; 7) разработка и принятие законов; 8) обеспечение территориальной целостности РФ; 9) решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; 10) государственное обвинение в наиболее значимых судебных процессах; 11) представление интересов субъектов федерации; 12) разработка и исполнение государственного бюджета; 13) рассмотрение уголовного дела.


^ Орган государственной власти (должность)

Полномочия

Президент РФ

Правительство РФ

^ Совет Федерации

Государственная Дума

Верховный Суд РФ

^ Высший Арбитражный Суд РФ

Конституционный Суд РФ

^ Генеральная прокуратура РФ

6. На конференции по проблемам правового государства было высказано следующее мнение: «Разделение государственной власти на три ветви ослабляет ее, потому что отсутствие единства порождает противоречия».

Приведите два аргумента в подтверждение и два в опровержение этого мнения.

Подтверждение:

Опровержение:

7. Одним из элементов разделения властей считают систему сдержек и противовесов. Это такая система взаимоотношений органов власти, при которой каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другие.

Прочитайте извлечения из Конституции РФ. Выделите положения Конституции, в которых содержатся ограничения власти Президен­та и Правительства.

1) Президент Российской Федерации

Статья 83

А) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации...

В) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

Г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Россий ской Федерации;

Д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации,

Федеральных министров...

Статья 84

Президент Российской Федерации:

А) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

Б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

В) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

Г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

Д) подписывает и обнародует федеральные законы;

Е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

^ 2) Правительство Российской Федерации

Статья 111


  1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

  2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

  1. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

  2. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Статья 115 "

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 117


  1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

  2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

  3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

8. В стране Z был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Кому из политических деятелей вы доверяете в наибольшей степени?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни - государством.

Итак, "политика", судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает...

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой?

В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности (начнем с них). Во-первых, это авторитет "вечно вчерашнего": авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, - "традиционное" господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, - харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или - в области политического - избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу "легальности", в силу веры в обязательность легального установления и деловой "компетентности", обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил - господство в том виде, в каком его осуществляют современный "государственный служащий" и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении...

Можно заниматься "политикой" - то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них - как в качестве политика "по случаю", так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. Политиками "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например рукоплещем или протестуем на "политическом" собрании, произносим "политическую" речь и т. д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками "по совместительству" являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые - по общему правилу - занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным "делом жизни" ни в материальном, ни в идеальном отношении. Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые "работают" на нее лишь во время сессий... Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить "для" политики, либо жить "за счет" политики и "политикой". Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно, по меньшей мере идеально, но чаще всего и материально, делают то и другое: тот, кто живет "для" политики, в каком-то внутреннем смысле творит "свою жизнь из этого" - либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит "делу", и тем самым придает смысл своей жизни. Пожалуй, именно в таком глубоком внутреннем смысле всякий серьезный человек, живущий для какого-то дела, живет также и этим делом... Руководить политикой можно либо в порядке "почетной деятельности", и тогда ею занимаются, как обычно говорят, "независимые", то есть состоятельные, прежде всего имеющие ренту люди. Или же к политическому руководству допускаются неимущие, и тогда они должны получать вознаграждение. ...Ныне партийными вождями за верную службу раздаются всякого рода должности в партиях, газетах, товариществах, больничных кассах, общинах и государствах. Все партийные битвы суть не только битвы ради предметных целей, но прежде всего также и за патронаж над должностями.

Задание по теме: «Политика»

Итак, политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает.

В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Если о каком-то вопросе говорят: это «политический» вопрос, о министре или чиновнике: это «политический» чиновник, о некоем решении: оно «политически» обусловлено, – то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смены власти являются определяющими… Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчинённому другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради неё самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она даёт. [...]

Можно заниматься политикой, т.е. стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри их, как в качестве политика «по случаю», так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при хозяйственной деятельности. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на «политическом» собрании, произносим «политическую» речь и т.д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками «по совместительству» являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правление партийно-политических союзов, которые – по общему правилу –занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первостепенным «делом жизни» ни в материальном, ни в духовном отношении. [...]

Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить «для» политики, либо жить «за счёт» политики и «политикой». Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно, по меньшей мере духовно, но чаще всего и материально, делают то и другое; тот, кто живёт «для» политики, в каком-то внутреннем смысле творит «свою жизнь из этого» –либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает своё внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит «делу», и тем самым придаёт смысл своей жизни. Пожалуй, именно в таком глубоком внутреннем смысле всякий серьёзный человек, живущий для какого-то дела, живёт также и этим делом.

(М. Вебер)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. К какому типу политиков относится большинство рядовых граждан государства? Какие формы их политического участия указаны в тексте? Назовите любые две другие формы политического участия этой категории граждан

5. Существует мнение, что жить «за счёт» политики аморально. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.

Прочитай текст и выполни задания.

«Можно заниматься «политикой» — то есть стремиться вли­ять на распределение власти между политическими образования­ми и внутри них — как в качестве политика «по случаю», так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. По­литиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой из­бирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на «политическом» собрании, произносим «политическую» речь и т. д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к поли­тике. Политиками «по совместительству» являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-полити­ческих союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочеред­ным «делом жизни». Точно так же занимаются политикой чле­ны государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые «работают» на неё лишь во время сессий.

Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить «для» политики, либо жить «за счёт» политики и «поли­тикой». Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно делает то и другое тот, кто живёт «для» поли­тики, в каком-то внутреннем смысле творит «свою жизнь из это­го» — либо он открыто наслаждается обладанием властью, ко­торую осуществляет, либо черпает своё внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит «делу», и тем самым придаёт смысл своей жизни» (М. Вебер).

1) Используя содержание текста, заполни таблицу.

2) Как ты понимаешь выражение жить политикой ?

3) К какому типу политиков относится большинство рядовых граждан государства?

5) В чём, по твоему мнению, состоит опасность жизни «для» политики? Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажи два предположения.­

Ответ

1) Таблица

2) Интересоваться политикой, рассуждать о политике. Активное участие в делах государства. Работать политиком и все свое время посвящать ей.

3) Политик «по случаю»

4) Наслаждаться обладанием власти.
Смысл жизни (жить «для» политики, либо жить «за счёт» политики).

5) В первую очередь политик должен думать о народе и его благополучии.
Во-вторых он должен быть развит во многих сферах, так как эта профессия требует разностороннего взгляда.

Политики «по случаю» и «по совместительству».

Вебер в своих исследованиях практически никогда не затрагивал вопроса о том, какие именно идеи несет харизматический лидер. Но даже благие, на первый взгляд, идеи могут привести к самым катастрофическим последствиям.

И проблема здесь заключается не только в недостатках того или иного лидера, но и в том, что «короля» зачастую играет «свита».

Впрочем, ошибки, допущенные Вебером, можно объяснить тем, что ему удалось застать только самое начало процесса, в результате которого на смену «старой доброй Европе» пришла Европа современная. Кардинальная ломка существующих социально-экономических систем более-менее привела к смене элит и появлению новых типов политиков.

Вебер пытался понять, что это за люди, и пришел к некоторым довольно показательным, выводам.

По мнению Вебера, кроме чиновников-бюрократов и харизматических вождей на арене появились так называемые «профессиональные политики» - люди, которые сами не стремились быть господами (то есть харизматическими вождями), но поступали к ним на службу. Все они делали из политики доходный промысел, а также обеспечивали себе идеальное содержание своей жизни.

В политику оказывались вовлеченными и другие индивиды.

Дело в том, что «заниматься политикой» - то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них - можно как в качестве политика «по случаю», так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на «политическом» собрании, произносим «политическую» речь и т. д.

Политиками «по совместительству» Вебер называл всех тех доверенных лиц и правления партийно-политических союзов, которые - по общему правилу - занимаются этим лишь в случае необходимости. Такая деятельность не становится для них первоочередным «делом жизни» - ни в материальном, ни в идеальном отношении. Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои парламентариев, которые «работают» на нее лишь во время сессии.

Но есть еще те, кого Вебер называет…

Из книги Материалы сайта Savetibet.ru (без фотографий) автора Гьяцо Тензин

Обращение по случаю новогодних празднований в буддийской республике Калмыкия Далай Лама Дхарамсала, Индия 11 декабря 2006 У тибетского и калмыцкого народа совершенно особые многовековые связи в сфере духовности и, прежде всего, буддизма.Будучи вашим близким другом, на

Из книги Материалы сайта Savetibet.ru автора Гьяцо Тензин

Из книги Том 22 автора Энгельс Фридрих

Из книги Макс Вебер за 90 минут автора Митюрин Д.

Из книги автора

Из книги автора

Обращение по случаю вручения Золотой медали Конгресса США Источником мира на земле должен быть мир в сердце. Мир - это не отсутствие насилия. Мир - проявление человеческого сострадания Президент Буш, спикер Пелоси, сенатор Берд, лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель,

Из книги автора

Из книги автора

Заявление по случаю 48-й годовщины Тибетского народного восстания По случаю сорок восьмой годовщины мирного тибетского народного восстания в Лхасе в 1959 году я возношу молитвы и воздаю дань почтения тем тибетцам, которые перенесли страдания и отдали свои жизни ради

Из книги автора

Заявление по случаю 49-й годовщины Тибетского народного восстания По случаю 49-й годовщины мирного тибетского народного восстания в Лхасе 10 марта 1959 года я возношу молитвы и воздаю дань почтения тем смелым мужчинам и женщинам Тибета, которые перенесли неслыханные

Из книги автора

Заявление по случаю 50-й годовщины Тибетского народного восстания Сегодня 50-я годовщина мирного восстания тибетского народа против репрессий коммунистического Китая в Тибете. С марта прошлого года широкомасштабная волна мирных протестов захлестнула всю территорию

Из книги автора

Заявление по случаю 51-й годовщины Тибетского народного восстания Сегодня мы отмечаем 51-ю годовщину Тибетского народного восстания 1959 года против репрессий, проводимых в Тибете коммунистическим Китаем. Кроме того, исполняется два года с того момента, как в марте 2008 года

Из книги автора

Обращение по случаю вручения Золотой медали Конгресса США Источником мира на земле должен быть мир в сердце. Мир - это не отсутствие насилия. Мир - проявление человеческого сострадания Президент Буш, спикер Пелоси, сенатор Берд, лауреат Нобелевской премии мира Эли

Из книги автора

Обращение по случаю наступления тибетского нового года Я бы хотел направить свои приветствия всем тибетцам, проживающим внутри Тибета и за его пределами, по случаю наступления Нового года – года Земли-Быка 17-го цикла Рабджунг, 2136 года по тибетскому летоисчислению. Я

Из книги автора

ПРИВЕТСТВИЕ ФРАНЦУЗСКИМ РАБОЧИМ ПО СЛУЧАЮ 20-й ГОДОВЩИНЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ Лондон, 17 мартаГражданки и граждане!Ровно двадцать лет тому назад рабочий Париж поднялся как один человек на борьбу против преступного посягательства буржуа и помещиков, руководимых Тьером. Эти

Из книги автора

ПРИВЕТСТВИЕ ФРАНЦУЗСКИМ РАБОЧИМ ПО СЛУЧАЮ 21-й ГОДОВЩИНЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ Лондон, 17 марта 1892 г.Гражданки и граждане!Сегодня исполнился 21 год с того дня, как парижский народ водрузил красное знамя, бросив одновременно вызов как французскому трехцветному знамени,

Из книги автора

Политики «по случаю» и «по совместительству». Вебер в своих исследованиях практически никогда не затрагивал вопроса о том, какие именно идеи несет харизматический лидер. Но даже благие, на первый взгляд, идеи могут привести к самым катастрофическим последствиям.И