Как сделать каркас для подшивки карниза крыши. Как и чем обшить карниз крыши. Монтаж деревянной подшивки

Окончательная отделка кровельных конструкций зданий, производимая по завершении основных строительных работ, предполагает, как известно, их подшивку, обеспечивающую нормальные условия эксплуатации возводимого строения.

Можно сказать, что подшивка свесов крыши является тем заключительным штрихом, который сообщает всему строящемуся зданию в целом вполне законченный и привлекательный вид.

При этом перед началом отделки двускатных кровель вам следует предусмотреть следующие детали:

  • возможность установки элементов вентиляции подкровельного пространства;
  • создание условий для крепления водостоков ;
  • допустимость использования при изготовлении свесов материалов самого различного класса.

Подготовительные операции

Необходимость в отделке свесов впервые принимается в расчёт по завершении монтажа стропил, а если точнее – перед настилом обрешётки в районе нижней кромки кровельного покрытия.

Уже на этой стадии работ проводится ряд операций подготовительного характера, заключающихся в следующем:

  • перед подшивкой свесов нижние концы стропил выставляются точно по линии, параллельной стене здания, примыкающей к месту проведения работ;
  • концы стропил отпиливаются строго по вертикали, а их торцевая часть отделывается аналогично подшивке;
  • для придания крыше дополнительной строгости при её отделке используются заготовки одинаковой ширины, выдерживаемой на всём протяжении закрываемого пространства.

Помимо этого после отпиливания стропил по единой мерке на них необходимо будет набить самую нижнюю (крайнюю) доску, обозначив тем самым границу свеса.

Выбор материала

Среди строительных материалов, чаще всего применяемых для обшивки свеса, наибольшее распространение получили следующие их виды:

  • профнастил (оцинкованная сталь с полимерным покрытием);
  • софиты или современные пластиковые панели, целенаправленно используемые для подшивки свесов;
  • обычная деревянная вагонка или вагонка ПВХ;
  • хорошо остроганная обрезная доска.

При использовании оцинкованной стали обшивка получается достаточно жесткой, что обеспечит защиту подкровельных пространств от сильных ветровых нагрузок.

Так называемые софиты относятся к разряду наиболее популярных материалов, применяемых при отделке кровель. По своему внешнему виду они похожи на несколько утолщённые сайдинговые панели со специальной перфорацией, обеспечивающей вентиляцию свободных пространств под кровлей (чердачного помещения).

Вагонка, используемая для подшивки свесов, должна быть изготовлена из качественной древесины, обеспечивающей устойчивость отделки к воздействию ветра и осадков. Следует сказать, что некоторые пользователи предпочитают обшивать свесы вагонкой из ПВХ, отличающейся повышенной устойчивостью к влаге.

Подшивка свесов строганной обрезной доской производится с небольшим зазором (порядка 1-1,5 см). Преимуществом её применения в качестве обшивочного материала является возможность проникновения воздуха под кровлю, и, как следствие – равномерная вентиляция всего пространства под ней.

К непосредственной обшивке свесов приступают, как правило, сразу же по окончании монтажа кровельной системы. При этом их отделка может производиться следующими способами:

  1. Обустройство подшивки может вестись непосредственно по стропилам кровли, что вполне допустимо для крыш с небольшим уклоном. Этот метод подшивки предполагает идеальное выравнивание нижнего среза стропил, поскольку подшивка свеса будет начинаться именно с этой линии. В процессе монтажа в первую очередь устанавливаются первая и последняя планки отделочного материала, после чего между ними натягивается нить. После этого по линии натянутой нити монтируются и все остальные заготовки. Заметьте, что при прохождении углов, образующихся на месте стыка двух скатов, элементы подшивки фиксируются на угловой стропильной ноге с двух сторон.
  2. Второй вариант отделки предполагает вертикальную подрезку всех стропильных ног с последующей набивкой на их торец обрезной доски, задающей наружную границу свеса. Дополнительно на стене крепится брус подходящего сечения, располагающийся чуть выше уровня торцевой доски и используемый для крепления элементов свеса.

Независимо от выбранного вами варианта исполнения свеса его монтаж на фронтонных участках кровли выполняется по первой схеме. При этом сначала обрешёточные торцы выравниваются по фронтону стены с «вылетом» на ширину свеса, после чего к ним прибиваются торцевые доски, которые наряду со стропилами определяют общую толщину конструкции.

Видео

В следующем ниже видео продемонстрирован монтаж софитов Vox:

Крыша – наиболее сложная в устройстве и сборке часть конструкции дома, которая состоит из множества взаимосвязанных элементов. У неопытных мастеров часто складывается мнение, что заканчивается возведение кровли настилом покрытия, однако, на самом деле такие мелочи, как , отделка свесов и отливов имеет даже большее значение. В этой статье мы расскажем, как выполняется подшивка карниза крыши своими руками с помощью профилированного стального листа.

В гражданском строительстве проект крыши всегда разрабатывается так, что она немного выступает за пределы периметра здания. Расстояние от нижнего края ската до стены дома называют кровельным свесом. По строительным нормам оно должно составлять не менее 40-50 см. Кровельный свес отводит дождевую и талую воду, скатывающуюся с крыши, на максимальное расстояние от стены, защищая ее от намокания. Различают 2 типа свесов:

  • Карнизный. Карнизным называют свес, который формируется между нижней частью ската и боковой стеной дома.
  • Фронтонный. Фронтонным свесом называют вынос крыши за пределы фронтона здания, сформированный за счет стропильной системы или обрешетки.

Важно! Карнизы крыши формируются за счет удлинения стропильных ног каркаса или при помощи кобылок. Кобылками называют бруски, которыми удлиняют стропила, чтобы получить более широкий свес. Так как нагрузка на крышу за пределами периметра дома невелика, то кобылки изготавливают из досок меньшего сечения, закрепленных на стропилах с помощью гвоздей или металлических планок.

Функции

В процессе обустройства крыши после настила финишного покрытия выполняется отделка карниза софитами, вагонкой, пластиковым сайдингом или профнастилом. Свесы выполняют декоративные и практические задачи, которые делают их одним из наиболее важных элементов конструкции. На них возлагаются следующие функции:

  1. Отвод дождевой и талой воды от поверхности стен. Широкий карниз крыши защищает стены дома от попадания влаги при сходе атмосферной влаги со ската. Без него отделка дома быстро отсыревает, трескается или теряет привлекательный вид.
  2. Вынос потоков атмосферной влаги за пределы отмостки и фундамента. Карнизный свес должен отводить потоки воды, стекающие со ската с высокой скоростью, за пределы отмостки, чтобы защитить фундамент от размытия.
  3. Защита стропил от намокания. Подшитый профнастилом или софитами карниз предотвращает попадание воды на стропильный каркас снизу, защищая деревянные элементы конструкции от порчи и загнивания.
  4. Создание единого, гармоничного образа крыши. Оформленный карниз делает облик дома завершенным, скрывая непрезентабельные элементы стропильного каркаса от посторонних глаз.

Обратите внимание! Чем меньше уклон крыши, тем шире должны быть карнизы, чтобы крыша выглядела пропорционально и гармонично. Кроме того, на ширину свеса оказывает влияние климатический фактор. В регионах с большим количеством осадков и снежными зимами лучше сделать карниз более широким.

Способы подшивки

Опытные мастера не рекомендуют оставлять не обшитыми, так как при сильном ветре или косом дожде под них может затекать вода, приводящая к намоканию деревянных стропил и постепенному подгниванию каркаса. Для подшивки карнизных и фронтонных свесов используют специальные перфорированные панели, называемые софитами, или приспосабливают материалы, оставшиеся от настила крыши. Карнизы вполне можно зашить профнастилом, используя один их нижеперечисленных методов:


Профессиональные мастера отмечают, что отделка свесов с помощью профнастила обладает рядом преимуществ. Во-первых, профилированный стальной лист с полимерным покрытием прекрасно противостоит коррозии. Во-вторых, он обладает высокой механической прочностью. И, наконец, цвет обшивки можно подобрать под цвет крыши для создания единого архитектурного образа.

Технология обшивки

Технология возведения крыши обязательно включает в себя подшивку карнизов. Эта операция выполняется после настила кровельного покрытия, комплексно вместе с установкой водосточной системы. Для отделки свесов используют остатки профнастила, крепежные планки, деревянные бруски и оцинкованные саморезы. Работы выполняют в следующей последовательности:

  1. Сначала концы стропильных ног или кобылок подравнивают по длине. Необходимо, чтобы торцы брусков располагались параллельно поверхности стены.
  2. На торцы нижней части стропильных ног монтируют лобовую доску. В этот момент удобнее всего выполнить установку кронштейнов для крепления водосточного желоба.
  3. На стену дома на одном уровне с лобовой доской закрепляют деревянный брусок с помощью анкерных болтов.
  4. Между лобовой доской и опорным бруском на стене монтируют соединительные перемычки с шагом 40-60 см. На этом сборка каркаса для обшивки завершается.
  5. С помощью направляющих и саморезов к каркасу . Хорошо, если между ним и стеной останется зазор, равный высоте волны профиля, необходимый для вентиляции.

Обратите внимание! Единственный недостаток подшивки карнизов профнастилом – отсутствие вентиляционных отверстий, через которые происходит проветривание стропильного каркаса крыши. Если конструкция кровли подразумевает мощное вентилирование, лучше выполнить заделку карнизов с помощью специальных софитов.

Видео-инструкция

Надёжная подшивка свеса крыши защищает стены дома от превратностей погоды. Кроме того, в подшивке можно устроить качественную вентиляцию подкровельного пространства для обеспечения качественного и долговечного функционирования кровельного пирога. Красиво оформленные свесы являются украшением дома.

Как подшить свесы крыши своими руками

Свесом крыши называется продолжение стропильной системы на определённое расстояние за пределы стен строения. В отдельных случаях для удлинения этого элемента применяются кобылки - доски, являющиеся продолжением стропильных ног.

Свес имеет чисто практическое назначение - защиту стен от воздействия внешних факторов - дождя, града и снега.

Но, кроме функционального назначения, свес может выполнять и чисто эстетические задачи, являясь украшением строения.

Подшивка свеса производится снизу различными материалами, формируя конструкцию, опоясывающую дом со всех сторон. Для этого используются различные материалы:

  1. Лист металлический оцинкованный.
  2. Лист металлический окрашенный или с пластиковым защитным покрытием.
  3. Доска - вагонка шпунтованная.
  4. Сайдинг виниловый.
  5. Софиты - специальные изделия для формирования свеса и обеспечения работы системы естественной вентиляции.

Различают два вида свесов:

Фотогалерея: подшивка свесов кровли

Кровельные свесы, обитые вагонкой, хорошо дополняют внешний вид дома из бруса или оцилиндрованного бревна Подшивка обрезными досками применяется в качестве простого и недорогого способа отделки свесов Сайдинг служит дольше, чем дерево, поэтому кровельные свесы будут надёжно защищены не один десяток лет Металлические софиты не только придают дому законченный вид, но и служат для вентиляции подкровельного пространства

Отделка кромок свесов

Основополагающим документом для проектирования безопасных зданий и сооружений является Федеральный закон от 30.11.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». На его основе разработаны различные документы по созданию свесов, в том числе СНиП II-26–76 «Кровли». Требования документа оговаривают правила устройства свесов различных конструкций и применяемые для этого материалы.

Этот свод правил и требований постоянно дорабатывается и изменяется в связи с появлением на рынке различных кровельных материалов.

Оптимальный размер свесов

Как уже упоминалось, назначение свесов состоит в защите стен. Поэтому чем он шире, тем лучше исполняет свою функцию. Но имеются и ограничивающие параметры - широкий свес подвергается повышенным ветровым нагрузкам, которые могут со временем расшатать его, приводя к образованию протечек в кровле.

Поэтому ширина этого элемента редко устраивается более одного метра. Для зданий в один или два этажа нормативами предусмотрена величина свеса 60 сантиметров, а для нормального устройства водосливной системы она должна быть не менее 40 сантиметров.


Кровельные свесы могут выполняться в едином стиле с другими архитектурными элементами здания, например, с козырьком над входом

Основные способы подшивки свесов

Эти детали конструкции здания устраиваются различными способами:


Дом с неподшитыми подвесами выглядит не эстетично, он бывает похожим на недостроенный.

Чем подшить свес снизу

Для формирования свесов применяются различные материалы:

  1. Доска из древесины хвойных пород - ели, сосны, лиственницы. Такие материалы меньше подвергаются короблению. Доска применяется строганная с четырёх сторон толщиной 20–23 миллиметра. Для такого материала характерно усыхание, при этом ширина изделия может уменьшиться на величину 2–8%, что приводит к образованию щелей между ними. Не рекомендуется использовать материал шире 12 сантиметров, он часто подвергается короблению. Чтобы избежать образования щелей строганную доску можно набивать внахлёст с перекрытием порядка 10 миллиметров.
  2. Вагонка. Применение шпунтованной доски для подшивки будет более практичным решением. В этом случае отпадает необходимость использовать нащельники. Доска набивается как по длине, так и по ширине, с использованием дополнительной обрешётки. Во втором случае можно использовать обрезки, оставшиеся после отделки других поверхностей.


    При использовании вагонки не нужно набивать нащельники

  3. Сайдинг поливинилхлоридный. Этот материал принято применять для навесов на фронтонах, но используют его и для подшивки свесов. Материал ценен тем, что не нуждается в постоянном уходе. Пластины сайдинга устанавливаются под прямым углом к стенам. Крепление производится к деревянным планкам обрешётки самонарезающими винтами через предусмотренные для этого отверстия. Каждая очередная планка фиксируется к предыдущей детали замковым креплением. В комплект ПВХ сайдинга входят доборные элементы, при помощи которых можно скрыть концевые резы.


    Свесы, обшитые сайдингом, служат долго и не нуждаются в регулярном уходе

  4. Профлист. Для подшивки свесов часто применяется профилированный лист. Для этой цели используют мелкогребенчатые сорта с высотой волны порядка 8–10 миллиметров. Их можно располагать по длине вдоль стены или в мелкой нарезке перпендикулярно. Такой профиль производится способом гибки на профилегибочных станах. Более удачным с точки зрения дизайна решением считается использование алюминиевого профилированного листа, полученного способом прокатки. Такой профиль может иметь анодированное покрытие самых разных цветов, в гамме которых можно подобрать нужный оттенок. Такой прокат долговечен и не требует постоянного ухода.


    Для пошивки свесов можно выбрать профлист любого необходимого оттенка

  5. Гладкий стальной лист. Его используют с защитным покрытием из цинка или алюмокремния. Выгода использования состоит в возможности придать листу нужную форму гибкой. Используются также листы с защитным покрытием в виде краски или пластика.
  6. Использование ОСП или фанеры. Это листовой материал, который хорошо подходит для отделки свесов. ОСП представляет собой изделие из специально ориентированной древесной щепы. Производится способом прессования с использованием полимерных связующих. Процесс происходит при высокой температуре и высоком давлении. В результате получается абсолютно не гигроскопичный материал высокой прочности. В то же время поверхность плит имеет оригинальный рисунок, позволяющий применять его в дизайнерских целях. Для отделки свесов применяется и фанера, изготовленная на полимерных связующих. Тем не менее наружные слои шпона подвергаются воздействию атмосферы и нуждаются в дополнительной защите после установки на свесы.


    ОСП имеет оригинальную фактуру, которую можно использовать для реализации интересных дизайнерских решений

  7. Софит - специализированный профилированный стальной лист для подшивки свесов. На заказ можно изготовить софиты длиной 0,5–8,0 метра. В стандартном исполнении их длина составляет 2,4 или 3,0 метра. Обращаем внимание, что кратность при этом составляет 0,5 или 0,6 метра. По внешнему виду софит имитирует укладку из бруса. Выпускаются двойные и тройные детали. Один или два выступа софита наделены перфорированной решёткой, обеспечивающей вентиляцию в подкровельном пространстве. Благодаря замковым соединениям софиты быстро и легко монтируются. Крепление на обрешётку производится саморезами. Применяются цветовые решения в пределах гамм RAL или RR, что позволяет подобрать любые тона, гармонирующие с цветом кровли и стен.


    Софиты обычно подбирают под основной цвет покрытия кровельной системы

Софиты для подшивки свесов производятся из различных материалов. Упомянутые металлические перфорированные изделия используются только для карнизов. Для фронтонов их не используют.

Металлические софиты могут производиться, кроме стали, из меди и алюминиевого проката.

Популярны также софиты из пластика. Они заметно дешевле и очень просто монтируются. Материалом для их изготовления служит поливинилхлорид или силикон. Основные размеры - длина 3 метра с разделением на три части по ширине, которая составляет 305 миллиметров.

Подшивка карниза своими руками

Этот элемент конструкции здания может быть выполнен несколькими способами:

Такой способ чаще всего применяется на крышах с небольшим уклоном. Работы выполняются в таком порядке:


Указанная последовательность используется при установке досок параллельно стене. Если подшивка производится перпендикулярно, короткими обрезками, нужно предварительно закрепить опорные планки. Их устанавливают на стропилах в месте примыкания к стенам и по концам ног. Крепление планок подшивки производится саморезами.

По окончании выравнивания можно продолжать кровельные работы, а подшивку завершить уже после установки финишного покрытия.


Перед тем как сделать подшивку по стропилам, их концы нужно обязательно выровнять

Видео: как правильно торцевать стропила

Подшивка свеса по коробу

Такой способ замыкания подкровельного пространства применяется при крутых скатах крыши. Для этого производятся следующие операции:


Видео: металлическая подшивка свесов по коробу

Установка софитов

При таком способе подшивки свесов и карнизов используются доборные элементы, поставляемые вместе с софитами. Из них формируется крепление, в которое поочерёдно вставляются детали подшивки. У разных производителей система крепления софитов может быть различной. Перед началом работ нужно внимательно ознакомиться с инструкцией.

Обязательным элементом подшивки карнизных свесов являются вентиляционные отверстия в них. Они нужны для проветривания подкровельного пространства. Если её не будет, конденсат от финишного покрытия повредит кровельный пирог вплоть до его полного разрушения.


Схема устройства опорных элементов для подшивки софитами

Для свесов любой конструкции существует единое соотношение вентиляционной поверхности. Оно не должно быть меньше, чем 1:50000, то есть суммарная площадь вентиляционных отверстий в подшивке должна соответствовать приведённому соотношению к площади крыши.

Нужно отметить, что ни о каком утеплении свесов речь идти не может, поскольку по ним формируется вентиляционное пространство, а утепление требует герметичности.

Видео: монтаж софитов

Подшивка свесов кровли является одной из завершающих операций при строительстве дома. Нельзя легкомысленно относиться к этой процедуре, потому что от неё во многом зависит не только внешний вид строения, но и правильное его функционирование. Неразумная экономия средств на этот элемент может впоследствии обернуться значительно большими непредвиденными затратами. Успехов вам!

После окончания объемной и сложной установки кровли, предстоит еще одна важная работа – подшивка свесов крыши. Отдельные нерадивые хозяева игнорируют этот момент или выполняют некачественно. Это необходимый процесс, благодаря которому дом приобретает дизайнерский вид. Важны и чисто практические функции – подкровельное пространство теперь надежно защищено от ветра, обеспечивается вентиляция.

Для оформления применяются различные материалы как используемые в других целях, так и созданные специально. Для каждого из них существует своя специфика монтажа, которая определяется свойствами изделий. Для качественной работы понадобятся некоторые базовые навыки и несложные инструменты. Тогда выполнение своими руками подшивки вполне осуществимо.

Кровельные свесы дома – особенности устройства и функции

Карниз крыши подшивается не только для защиты чердачного пространства, но и преследует цель декоративного оформления дома. У здания появляются явные преимущества:

  • конструкция приобретает завершенность внешнего вида;
  • возникает дополнительная возможность регулировать теплоизоляцию внутренних помещений;
  • элементы кровли защищены от вредного воздействия осадков.

Карнизный свес – это часть стропил, которая выступает за фасад здания. Он разный по конструкции: простой или с выносом. Исполнение первого несложное, сильный ветер не вызывает гудения, чем страдает второй вариант, который также труднее для работы. Подшивку делают так, чтобы была возможность поставить водостоки, осуществлялась вентиляция крыши.

Отделывать свесы рекомендуется после установки стропил, когда обрешетка для кровельного покрытия еще не прибита. Предварительно укладывается гидроизоляция и утепляется крыша. Если планируется отделка стен, ее проводят после, чтобы не повредить при оформлении карнизов. Их подшивают все, независимо от конструктивных особенностей: какого вида кровля, размеры выступов.

Дома имеют два типа свесов: боковые у всех конструкций и фронтальные. Последние защищают фасад, у вальмовых крыш их нет. На обычной двускатной кровле они выполняются по доскам обрешетки, выпущенным за пределы фронтона. Иногда делают несущие перекладины, которые закрепляют на стропилах. В обоих случаях снизу подшивается доска.

Боковые свесы имеются у всех наклонных кровель. Их образуют стропила, край которых выдается дальше стен дома. Выступ зависит от высоты здания, размеров отмостки и составляет от 0,5 м до 0,7м, хотя встречаются и уже. В таком случае требуется хорошая защита стен – при дожде с ветром они сильно намокают.


Исправляют ситуацию при недостаточной длине стропил установкой кобылок. Процесс довольно затруднительный, и не всякий захочет возиться с подобной работой. Поэтому с размерами свеса определяются при сооружении крыши.


Одновременно с защитой от воздействий атмосферы карнизы призваны обеспечивать хорошую естественную вентиляцию кровельного пирога. Это в равной мере важно для мансарды и холодного чердака. Воздух не должен встречать препятствий, продвигаться между элементами крыши и выходить через конек, иначе образуется конденсат. Поэтому не используются герметики и монтажная пена. Исключение – фронтальные конструкции, выполняемые «глухими».

Материалы для подшивки карнизов – какой выбрать

Ассортимент очень большой, каждый из видов, используемых для отделки свесов, обладает своими преимуществами и недостатками. При правильной установке ими обеспечивается защита от влаги и вентиляция. Приобретая, учитывают внешний вид и продолжительность эксплуатации. Большинство материалов используются в других целях при строительстве дома, но способны выполнять функцию в свесах крыши.


Существуют также изделия, специально разработанные для этой цели – софиты. Работать с ним просто, не требуются сложные дорогостоящие инструменты. Они сразу готовы к установке, дополнительные операции не требуются. Независимо от материала софитов и особенностей, они монтируются без усилий даже новичками. Основное отличие – расположение не вдоль стены, а перпендикулярно. Особенность конструкции в том, что предусмотрены вентиляционные отверстия. Материал для изготовления применяется самый разный:

  1. 1. Медь – изделия из нее очень эстетичные и презентабельные, но дорогостоящие. Отличаются повышенной огнестойкостью и прочностью.
  2. 2. Алюминий – сверхлегкие эластичные ремонтнопригодные элементы. Покрываются устойчивой к ультрафиолету краской, отчего не теряется насыщенность. Декоративность невысокая – оттенки белого и коричневого.
  3. 3. Оцинкованный софит – долговечный, прочный, не требует дополнительного ухода. Имеет значительный вес, что создает трудности при монтаже.
  4. 4. Виниловые – недорогой и самый популярный материал. Он легкий, красивый на вид, простой в установке, получается полотно без швов. Пластик огнестойкий, выдерживает значительные нагрузки. Изделия выпускаются без вентиляционных отверстий, полностью перфорированные или только по центру.

Деревянная вагонка тоже широко используется для подшивки свесов. Привлекает простота установки и неплохие эксплуатационные характеристики. Выбор материала проводят с учетом ряда нюансов. Обращают внимание на толщину (не менее 2 см) и прочность. Второй показатель – влажность. Не годится с повышенной, пересушенная тоже. Поскольку изделия пребывают на открытом воздухе, подвергаются воздействию атмосферы, заботятся об их защите – обрабатывают антисептиками и водоотталкивающими средствами.


Обрезные доски – еще один материал, часто применяющийся для устройства карнизных свесов. Учитываются характеристики древесины. Чтобы добиться оптимальной влажности, хранят в тени на воздухе не менее месяца. С целью соблюдения эстетичности выбирают изделия без заметных дефектов, перед монтажом обрабатывают рубанком. Применение защитных составов обязательно.


Профнастил представляет собой оцинкованную сталь, покрытую разноцветными полимерами. Панели нарезают по размеру свеса. Для обеспечения вентиляции оставляют зазор между обшивкой и стеной здания, соответствующий длине волны. Материалу не страшны механические повреждения и перепады температур. Профлист обладает повышенной жесткостью, устойчивый к ветровым нагрузкам.


Для подшивки свесов используют сайдинг, который применяется при отделке фасада. Вариант допустимый, но имеются моменты, которые следует учитывать. Пластик непрочный, тем не менее он способен служить долго. Еще один материал – вагонка ПВХ. Для монтажа приобретают П-образные полоски, которыми отделывают края. Стыки соединяют специальными уголками.

Все материалы должны:

  • надежно защищать карнизную часть кровли от всевозможных осадков, мороза, ветра;
  • обеспечивать вентиляцию многослойной крыши;
  • быть устойчивыми к внешним воздействиям и долговечными;
  • украшать конструкцию здания.

Соблюдение всех условий, предъявляемых к выбору материала и монтажу, позволит выполнить свесы эстетичными и практичными.

Две технологии отделки выступов – начинают с подготовки стропил

Варианты, по которым выполняется подшивка свесов крыши, отличаются конструктивными особенностями. Если скаты имеют небольшой угол наклона, монтаж выполняется по стропилам. Их ноги в любом случае должны находиться на одном уровне. Это позволит впоследствии идеально ровно установить ветровую планку. Их выравнивают, а если длины недостаточно, набивают дополнительные доски – кобылки. Концы обрабатывают, делая вертикальные срезы.

Монтаж свеса по стропилам

Антисептик и покраску на стропила и отделочный материал (при необходимости) наносят до монтажа. Ровно по линии свеса закрепляют крайнюю доску. Натягивают шнур и по нему устанавливается вся остальная обшивка. Расположение выбирают перпендикулярно стене или параллельно, если материал длинный.

Конструкция короба

Второй вариант предусматривает создание короба. Используется на вальмовых крышах и с крутым наклоном. Способ применяется чаще, выглядит красивее. Стропила обрезаются в двух направлениях – горизонтальном и вертикальном. Если ширина свеса более 45 см, посредине закрепляют дополнительную доску. В дальнейшем подшив своими руками выглядит так:

  • материал обрабатывают антисептиком и окрашивают;
  • снизу на стропила устанавливают доску;
  • на 1 см выше нее на стене фиксируют брус или металлопрофиль;
  • последовательно монтируют подшивку, один конец крепится к рейке, второй – к доске.

Оформление выступов предусматривает обязательное создание вентиляционных отверстий. Если это не софиты, в которых они предусмотрены конструкцией, поступают следующим образом:

  • отступают от стены на 2 см;
  • создают зазоры между элементами;
  • устанавливают через равные промежутки решетки.

Подробно разобраться, как подшить свесы современными материалами, поможет видео.

Особенности применения софитов

Это отдельная группа материала, который продается в комплекте со всеми необходимыми для монтажа деталями. Подготовить изделия к установке очень просто. При выборе ориентируются на следующие параметры:

  1. 1. Размеры – однозначных советов дать невозможно. Все зависит от ширины свеса и длины пролета крыши.
  2. 2. Цветовая гамма – представлена самыми разными оттенками. Исходят из единства стиля оформления.
  3. 3. Наличие перфорации. Для свеса фронтона она не нужна, с частичной подшивают карнизы, с полной годятся на выступы любого типа.

Для крепления софитов используют специальные профили, напоминающие буквы J или F. Одна планка устанавливается на рейке, которая расположена на стене дома, другая – напротив на лобовой доске. Фиксируют саморезами. Соблюдают строгую параллельность, поэтому вначале проводится разметка.

Установка свесов из софита

Измеряют ширину свеса от внутреннего торца одного профиля о другого. От полученного результата отнимают 5 мм, необходимый для компенсации теплового расширения материала. Нарезают полосы софита. Их немного сгибают и вставляют в пазы, дополнительно закрепляют шурупами. Отдельные панели соединяются между собой замками, предусмотренными конструкцией.


Один из возможных вариантов – не использовать рейки J или F со стороны свеса, а сразу прикручивать элементы отделки. Затем торцы закрывают профилем L (лобовой планкой), которая одновременно выполняет функции ветрового козырька.


Для подшивки углов карниза длину софитов плавно уменьшают. Одна сторона отрезается под 45°. Соединяют по диагонали профилем H или двумя J.

Для качественного результата придерживаются ряда требований:

  1. 1. Монтаж осуществляют через специальные отверстия под углом 90°, сверлить самостоятельно, кроме металлических изделий, не рекомендуется. Это приводит к деформации.
  2. 2. Для фиксации используют саморезы, минимальная длина – 20 мм. Их шляпки диаметром от 8 мм. Плотно не затягивают, оставляют зазор 1 мм, чтобы софиты не разрушались от перепадов температуры.
  3. 3. Заготовки нарезают циркулярной пилой, развернув ее так, чтобы зубья смотрели в обратную сторону. Также используют ножницы по металлу. Если в наличии только нож, им проводят линию, и по ней отламывают панель.

Несмотря на заверения изготовителей о возможности монтажа в зимнее время, работу при морозе ниже 15° лучше отложить и дождаться более теплой погоды.

Использование вагонки и обрезной доски

Из всех пиломатериалов эти самые популярные. Ими оформляют выступы не только деревянных домов, но и кирпичных, каменных, бетонных. Толщину доски выбирают от 15 до 20 мм. Если устанавливают параллельно стене по стропилам, ширина подгоняется по месту. При этом учитывают, что стыки соседних рядов не располагают на одном стропиле, а в шахматном порядке.

При перпендикулярном креплении на коробе нарезают заготовки нужной длины. Чтобы сэкономить на планках вагонки, выбирают параметры, при которых будет наименьше отходов. Во всех случаях пришивают саморезами, которые обеспечивают более надежное крепление, чем гвозди. В местах перелома крыши на примыкающих стенах, детали отрезают с одной стороны под углом 45°.


Выбирая материалы, уделяют внимание породе древесины. Отличными эксплуатационными свойствами – прочностью, устойчивостью к гниению – обладают ель, лиственница. Хорошие показатели у сосны.

При использовании остальных материалов: вагонки ПВХ, сайдинга, профнастила, технология существенно не отличается. Применяют один из двух вариантов подшивки – по стропилам или коробу. Для пластиковых изделий понадобятся установочные профили. Не забывают о вентиляции – ее наличие обязательно. Устраивают наиболее подходящим для конкретного материала способом; оставляют зазоры или устанавливают решетки.

Недаром люди издревле говорили, что главное – это надежная крыша над головой. Профессиональные кровельные мастера также подтверждают, что только надежная, прочная кровля обеспечивает комфортное проживание в доме. Причем надежность и долговечность этой сложной конструкции, порой зависит от, казалось бы, совсем незначительных элементов.

К примеру, карниз крыши, несмотря на небольшой размер и процент от площади поверхности скатов, этот элемент выполняет важные функции, влияющие на срок службы, изолирующую способность и прочность крыши. В этой статье мы расскажем об устройстве кровельного карниза дома, способах его формирования и оптимальных размерах.

Карниз кровли – важный элемент кровельных конструкций, этим термином обозначают нижние части скатов крыши, которые являются их продолжением. Монтаж карнизов выполняется во время обустройства стропильной системы путем увеличения длины стропил или с помощью установки кобылок. Сверху карниз, как и вся площадь ската, покрывается кровельным материалом, а снизу зашивается с помощью пиломатериалов, софитов, сайдинга. В конструкции крыши дома он выполняет следующие функции:

  1. Защищает стены дома от влаги. Карнизный свес крыши защищает верхнюю часть наружных стен от попадания атмосферной влаги и грязи, сохраняя их привлекательный вид и целостность.
  2. Предотвращает сток талой и дождевой воды на отмостку фундамента. Устройство карниза крыши таково, что оно выносит потоки воды и глыбы снега, соскальзывающие со ската, дальше от фундамента дома, предотвращая размытие и разрушение отмостки.
  3. Придает крыше законченные, аккуратный вид. Кровельные свесы, являясь продолжением ската, придают конструкции более пропорциональный вид, гармонично завершая архитектурный замысел дома.

Обратите внимание! Монтаж карнизов – обязательный этап кровельных работ, которого требует технология возведения крыш, вне зависимости от ее вида, формы и типа гидроизоляционного покрытия. Даже плоские кровли имеют небольшой вынос, выступающие за наружные стены сооружения.

Виды

Многих домовладельцев интересует, можно ли оформить карниз для крыши своими руками, так как визуального его устройство кажется крайне простым. Опытные мастера считают, что это работа по рукам даже непрофессионалу. Главное разобраться с назначением и видами карнизов. В конструкции скатных кровель различают следующие 2 разновидности свесов:

  • Фронтонные. Фронтонным свесом называют часть кровельного ската, которая выступает за пределы наружных стен дома со стороны фронтона. Как правило, карниз этого типа имеет небольшую длину и формируется за счет обрешетки и лобовой планки, придающей ему форму.
  • Карнизные. Карнизным свесом или карнизом называют нижнюю часть ската, начинающую от места пересечения плоскости крыши с наружными несущими стенами. Эти карнизы обычно намного больше фронтонных так как они предотвращают попадание брызг воды, стекающей со ската, на отделку стен.

Важно! По сути, карниз является удлинением стропильных ног. Так как свес находится внизу ската, на него ложится минимальная снеговая нагрузка. Однако, монтаж водосточного желоба или снегозадержателей изменяют распределение нагрузок, поэтому него может оказываться значительное давление.

Способы формирования

Перед тем, как сделать карниз для крыши, необходимо разобраться с устройством этого элемента кровельной конструкции, а также способами его формирования. Метод монтажа свеса зависит от конструкции и вида кровли, от длины скатов. Наиболее распространёнными технологиями, с помощью которых можно сформировать кровельный карниз являются:

  1. Удлинение стропильных ног. Самый простой способ сформировать свес крыши заключается в том, чтобы использовать стропильные ноги, длина которых превышает размер ската. Чем больше вы хотите получить свес, тем длиннее должны быть бруски, из которых изготавливаются стропила. Недостаток этого метода заключается в увеличении веса каркаса, а, следовательно, и нагрузки на фундамент.
  2. Наращивание стропил с помощью кобылок. Чтобы сформировать карниз кровли, можно нарастить концы стропильных ног с помощью кобылок – более легких и дешевых элементов из обрезной доски меньшей толщины. Благодаря кобылкам, каркас имеет меньший вес, несмотря на большой карниз.

Профессиональные мастера считают целесообразным использование кобылок для формирования свеса, если длина ската превышает стандартный размер пиломатериалов. Обычно длина досок, из которых изготавливают каркас крыши, составляет 6 метров. Если скат крыши длиной 6 метров или более, монтаж карниза выполняют с помощью кобылок.

Оптимальный размер

Часто непрофессиональным мастерам сложно определить, какого размера нужно делать карниз. Это действительно очень важное конструктивное решение, ведь если он будет слишком маленьким, то талая или дождевая вода со ската будет попадать на облицовку наружных стен, на отмостку фундамента, приводя к разрушению, а также порче внешнего вида сооружения. При выборе длины карниза учитываются следующие факторы:

  • Климатические условия. Оптимальный размер кровельного карниза зависит от количества осадков, выпадающих в зимний и летний период. В более снежных регионах традиционно используются крыши с широким карнизом, которые защищают стены, фундамент от попадания снега. К примеру, альпийские шале, расположенные в горах, обычно имеют карнизные свесы шириной не менее 1 метра.
  • Уклон кровли. Чем больше угол наклона кровельных скатов, тем меньше можно делать карниз. Это объясняется тем, что при пологой форме кровли траектория падения снега и воды уходит далеко от наружных стен дома. Если скаты достаточно крутые, то лучше сделать карнизы пошире, чтобы защитить сооружение от брызг воды, которые могут достигать стены при интенсивном снеготаянии или ливнях.
  • Пропорции дома. Широкий карниз с пологой крышей делают постройку визуально более низкой, приземистой, искажая оптимальные пропорции. Узкий свес с высокой, крутой кровлей, напротив, вытягивает силуэт дома.

Важно! Минимально допустимая ширина карнизов составляет 45-50 см, но этого явно недостаточно для регионов с высокой снеговой нагрузкой. При необходимости размер этого конструктивного элемента увеличивают до 1 м.

Материл для подшивки

Монтаж свесов производится на заключительном этапе работ по сборке стропильного каркаса. По мере готовности обрешетки, стропильные ноги подравнивают по уровню, а затем фиксируют на их концах лобовую (ветровую) планку. Чтобы защитить нижнюю поверхность от проникновения влаги или заселения птиц свеса выполняется подшивка карниза. Эту задачу можно выполнить с помощью различных материалов:


Помните, что вентиляция подкровельного пространства – важный фактор, влияющий на срок службы стропильного каркаса. Поэтому опытные мастера для подшивки свесов рекомендуют использовать именно софиты. Лучше использовать модели с центральной перфорацией, обеспечивающей средний уровень вентилирования.

Способы подшивки

Чтобы карнизный свес не только качественно выполнял свои функции, но и эстетично, аккуратно выглядел, необходимо его правильно подшить. Для этого мало выбрать качественный материал, нужно еще определиться со способом подшивки, который зависит от уклона и протяженности ската. Различают два метода:

  • Диагональная подшивка. Этот метод заключается в подшивке карнизов с помощью софитов так, чтобы они находились параллельно скатам. Таким образом подшивают крыши с большим уклоном, но маленькой длиной ската. Диагональный способ считается более трудоемким.
  • Прямая подшивка. Этот вариант отличается тем, что карниз крышизаклю зашивается софитами с помощью короба, расположенного под прямым углом к наружной стене сооружения. Прямая подшивка отнимает меньше времени, но она более затратная с точки зрения расхода строительных материалов.

Видео-инструкция