Мастер-класс. Баян из бумаги. Как делают баяны Варианты использования простой гармошки

Гармошка из бумаги – один из самых простых элементов. Создать его может любой человек, после чего из него можно сделать огромное количество эффектных декоративных вещей: например, разнообразные снежинки и книжечки. Гармошки могут быть простые и более сложные, маленькие и огромные, для интерьера и открыток.

  • бумагу (картон, любую бумагу – цветную, альбомную, бархатную, если хочется сделать изысканный вариант гармошек);
  • линейку;
  • любой клей;
  • карандаши;
  • краски;
  • блестки;
  • фломастеры.

Простой способ изготовления

Возьмите прямоугольник нужного размера, длина которого в разы больше ширины. Чтобы получить длинную гармошку, когда нет бумаги подобного размера, склейте между собой несколько листов и не сгибайте их, пока они окончательно не высохнут. Клеевой шов должен быть шириной с запланированную складку – так он не будет бросаться в глаза.

Если сомневаетесь в своем глазомере, разметьте заготовку вертикальными линиями, расположив их на равном расстоянии. Не давите сильно на карандаш при разметке, чтобы снежинки или другие изделия выглядели красиво. Те места, по которым нужно делать внутренний сгиб, наметьте сплошными линиями, а для наружных сгибов – еле видными точками.

Как только вы разметили прямоугольник, можете согнуть его, тщательно проглаживая руками каждый сгиб. Его ваша заготовка из картона, придется приложить больше усилий, чтобы она выглядела аккуратно.

Варианты использования простой гармошки

Верх заготовок можно украсить фигурными вырезами – вручную или с помощью дырокола. Те же снежинки из такой гармошки будут выглядеть особенно изящно. Чтобы сделать их, нужно скрепить гармошку в центре степлером, сделать отверстия в краях по вашему вкусу – тут можно проявить фантазию в полную силу! Отверстия можно вырезать не только по краям, но и по всей поверхности заготовки, использовав дырокол или маникюрные ножницы. После этого расправьте гармошку и скрепите ее края, чтобы получился круг. Вместо обычной бумаги для создания снежинки можно взять цветную или красивые салфетки с узорами. Такими снежинками можно украсить елку, окно, повесить их так, чтобы они свисали с потолка или образовали на стенах красивый праздничный декор.

Если же предполагается, что из заготовки вы сделаете бесплатный музыкальный инструмент, можно нарисовать на ней клавиши красками или фломастерами, или наклеить их, вырезав из бумаги. Для баяна с каждой стороны гармошки нужно оставить отрезки без складок, чтобы декорировать их так, как это бывает у настоящего инструмента.

Если сделать широкие складки, получится книжечка, на каждой стороне которой можно сделать иллюстрации по теме. Например, так вполне может получиться яркая азбука для малышей или книжка с цифрами для их разучивания. Если сделать книжечку из бумажной гармошки вместе с ребенком, это поспособствует его развитию, позволит вам стать ему ближе.

Согласитесь, что теперь вопроса, как сделать книжку или снежинки из бумаги, у вас больше не возникнет.

Сложный способ складывания гармошки

Это был простой способ создания гармошки. Как только вы его освоите, можно перейти к более сложному варианту создания почти настоящей гармони или даже баяна из бумаги своими руками. Для него пригодится квадратный лист бумаги. Согните его горизонтально почти пополам, вынеся линию сгиба совсем немного за центр заготовки. Это нужно, чтобы край слегка приоткрыл низ. Из-под него будет видна узкая полоска – загните ее вверх, закрыв край той половины листа, что находится сверху. Дальше операцию нужно повторить: согните будущую гармошку по той же линии, что и до этого, а узкую часть бумаги, которая находится сверху, загните вверх. В итоге должен образоваться узкий бумажный прямоугольник. Согните его пополам по горизонтали, а потом разложите.

Получившиеся сгибы выгните так, чтобы сверху был шов. В центре получившегося элемента после всех манипуляций вы увидите узенькие полоски. Как только это получилось, согните заготовку точно пополам: линия сгиба должна быть под узкой полосой. И теперь с получившимся прямоугольником нужно проделать ту же процедуру, которая вам уже стала известна при создании простой гармошки – то есть чередовать сгибы внутрь и наружу. С обоих краев оставьте место, где не будет сгибов – это будут ручки гармони. Линии тщательно разглаживайте, чтобы свернуть заготовку в прямоугольник. У вас должно получиться что-то похожее на коробочку с линиями сгибов. Взявшись за ручки, вы сможете сложить и развести гармонь, как это делает настоящий музыкальный инструмент. Останется только сделать клавиши на ручках.

В виде такого музыкального инструмента как баян. И это объяснимо, так как сделать его не так уж и просто. Для создания такого шедевра потребуется немало времени, терпения, мастерства и фантазии. Такую поделку можно сделать в качестве подарка для человека, который занимается игрой на баяне. Наверняка у кого-то дедушка неравнодушен к этому инструменту, поэтому для него этого будет прекрасный от внука или внучки, который помимо всего прочего сделан с душой.

Итак, потребуются следующие материалы:

  • Пенопласт.
  • Креповая бумага сиреневого цвета.
  • Креповая бумага бежевого цвета.
  • Креповая бумага розового цвета.
  • Гофрированная бумага зеленая.
  • Гофрированная бумага белая.
  • Гофрированная бумага черная.
  • Зеленая пленка.
  • Белая бумага.
  • Картон.
  • Лента золотого цвета.
  • Клей-пистолет.
  • Скотч.
  • Линейка.
  • Красная глянцевая бумага.
  • Деревянная шпажка.
  • Ручка любого цвета.

Из пенопласта вырезаем боковые детали для баяна, высотой 15 см и шириной 11 см. Одна деталь имеет ширину лицевой стороны 7,5 см, а другая 12 см. Вырезаем из картона часть, на которой будут располагаться круглые плоские кнопки. Пенопласт хорошо обматываем обыкновенным скотчем, чтобы на него можно было приклеивать бумагу. Все полученные три части обклеиваем креповой бумагой сиреневого цвета. Теперь нужно сделать меха для баяна. Берем чистую белую бумагу и креповую бумагу бежевого цвета. Вырезаем из них по 2 полоски шириной 11 см, длиной 20 см. Затем вырезаем еще 2 полоски шириной 19 см, длиной 24 см. Полоски из белой бумаги сворачиваем гармошкой. Затем с помощью клея-пистолета приклеиваем к белым полоскам бежевую бумагу.

Полученные меха приклеиваем к двум деталям, сделанным ранее.

Для того, чтобы баян выглядел естественнее и на нем можно было бы немного поиграть, то приклеиваем противоположные стороны меха закрепляем картонными полосками. На места, где склеивалась бумага приклеиваем золотую ленту.

Из картона вырезаем 10 кружочков диаметром около 2 см. Обклеиваем 5 кружочков белой гофрированной бумагой, а остальные 5 черной гофрированной бумагой. Прикрепляем к баяну ту часть, на которой будут располагаться эти кнопочки. С помощью клея приклеиваем кнопочки в порядке как показано на фото.

Обычную бумагу скомкать в виде шариков и обклеить их белой и черной гофрированной бумагой, это будут кнопки на другую сторону баяна. Приклеиваем их тоже в том порядке, что и на фотографии. Вокруг их обклеиваем для красоты золотой лентой.

Сделаем для баяна небольшую подставку. Вырезаем из плотного картона прямоугольник по длине баяна и обклеиваем его синей гофрированной бумагой. На край этой детали приклеиваем небольшие кусочки из пенопласта, и синей бумаги.

Даем клею подсохнуть и ставим в подставку баян.

Русский народный баян всегда ассоциируется с цветами. Вырезаем из розовой креповой бумаги 24 кусочка шириной 2,5 см, а длиной 5,5 см. Растягиваем каждый кусочек. Складываем пополам и обрезаем в виде половинки сердца. Раскрываем и с помощью деревянной шпажки заворачиваем краешки, придавая лепесткам нужную форму.

Изготовление меха для гармони и любых других музыкальных инструментов, имеющих воздушный мех(баян, аккордеон) ведут в определенной последовательности(кстати, вот здесь можно посмотреть на некоторых этапах в заводских условиях).

Раскрой и гофрирование картона

Сначала заготовки раскраивают для каркаса из картона при помощи ножа и линейки или механическими ножницами. Затем эти заготовки гофрируют вручную c помощью упорной линейки или на гофрировальном станке.

В собранных заготовках для меха увлажняют ребра борин и закладывают заготовки в зажимы, в которых их сушат в течение 8-10 ч. После этого заготовки срезают на «ус» по длине вручную или на круглопильном станке и в течение 4-6 ч выдерживают под прессом.

Приклеивание гофры к рамкам

Затем четыре гофрированные стенки будущего меха для гармони (две вертикальные и две горизонтальные) приклеивают к меховым рамкам и сушат под прессом в течение 6-8 ч.
Чтобы приклеенные к рамкам стенки меха после вязки углов не имели перекосов, a при сжатии меха складки ложились свободно друг на друга, без образования продольного изгиба, предварительно перед приклейкой и запрессовкой все четыре гофрированные стенки присоединяют к рамкам зажимами,отдельные парные уголки стенок (4-5 пар) склеивают кусочками хлопчатобумажной ткани и сжимают до плотного прилегания всех борин друг и другу.






Убедившись, что стенки меха не образовали перекоса и нет деформаций, фиксируют это положение стенок на меховых рамках, а затем приклеивают их с последующей запрессовкой на винтовом прессе и сушат сначала под прессом в течение 2-3 ч, a затем после пресса 4-5 ч.

Вязка углов и приклеивание лайковых ромбиков

Часто в гармонях, баянах и аккордеонах встречаются меха, пропускающие воздух через вершины углов, приклеенных полосками хлопчатобумажной ткани, и через клеевые соединения лайковых ромбиков.

Этот производственный дефект является скрытым, трудно обнаруживаемым при определении качества и приводящим даже новый мех в полную негодность.

Чтобы эти клеевые соединения получились высокого качества, выполняют следующие работы:

  • приклеивают полоски хлопчатобумажной ткани (связок) к поверхности срезов картона у самых вершин уголков меха. При склеивании полосок парные уголки картона (или прессшпана) прижимают друг к другу и в этом положении уголков наклеивают на них полоски ткани;
  • подготавливают лайковые ромбики к приклейке. Для этого ромбик загибают по поперечной (короткой) оси так, чтобы лицевые стороны острых углов прилегали друг к другу. B этом положении два тупых угла ромбика сжимают вместе c ворсистыми сторонами пальцами левой руки, а правой рукой сжимают острые углы ромбика и вытягивают последний до предельного удлинения. При вытянутом положении ромбики принимают форму, удобную, для плотного прилегания как к вертикальным, так и к горизонтальным поверхностям складок и способствуют прочному приклеиванию к боринам меха. При недостаточной эластичности и малом удлинении лайки при растяжении на всех сторонах ромбиков делают надрезы (по 2-3) длиною до 7 мм. Чтобы контуры ромбиков были незаметными после оклейки тканью меха, их края по всему периметру (со стороны ворса) срезают острым ножом на клин;
  • заклеивают угловые вырезы в каркасе меха лайковыми ромбиками. Для выполнения этой операции каркас меха разжимают до возможного предела и в таком положении наносят ровный слой клеевого раствора на участки борин (около угловых вырезов); спустя 10-15 мин, в течение которых смазанные клеем участки борин пропитываются клеем, приклеивают ромбики.

Убедившись, что склейка ромбиков довольно прочная и при сжатом положении каркаса не образуются разрывы по клею,мех сжимают, закладывают под пресс и выдерживают под ним в течение 4-6 ч.

Требования к лайке

Лайка для ромбиков должна быть квасцовая, обессоленная, хорошо продубленная, c мелким равномерным ворсом, плотная,эластичная, тягучая, мягкая на ощупь. Лицевая сторона ее должна быть гладкой, плотной и чистой, без жировых налетов. Окраска ее должна быть однородной и равномерной. Толщина лайки - в пределах 0,4-0,5 мм (ГОСТ 3673-47).

Оклейка тканью,дермантином,установка меховых уголков

Оклеив наружную поверхность меха тканью, его сушат под прессом в течение 3-4 ч. После этого закрепляют металлические уголки и наклеивают на ребра полоски гранитоля(ледерина, винилискожи, дермантина).





Затем будущий мех опять кладут на 3-4ч под пресс. После выдержки наклеивают бортовую лайку на фальцы меховых рамок. Допускается использование для этой цели мягкой микропористой резины толщиной до 2,0 мм.

Тонкости различных операций

Меховые рамки должны быть одинаковыми по размеру. B противном случае образуется перекос меха. Клеевые соединения должны быть прочными и обеспечивать полную герметичность.


При склеивании углов соседних борин меха все углы стягивают друг к другу с одинаковой силой.

Клеевой раствор не следует наносить на большое количество меховых борин, так как клей быстро застывает.

В процессе склеивания лайку прижимают к клеевому раствору постепенно, не выжимая клея. Участок лайки, прилегающий к нижнему изгибу борин, следует тщательно прижимать специальной гладилкой, так как пальцы руки не доходят до дна борин.

Ширина бортовых лайковых полосок, служащих для создания герметичности между корпусом и мехом, должна быть не более 5 мм.

Полоски бортовой лайки должны иметь одинаковую толщину.

Вот так делаю меха лично я:

Сергей Акимов
Фотографии Алексея Мехнецова

Этот музыкальный инструмент раньше был легендарным. Под него раньше играли свадьбы, провожали в последний путь тещу и при этом как говорят рвали не один такой музыкальный инструмент. Наверное вы догадались, что сегодня мы с вами отправимся на родину российского оружия, пряника и самовара, в гости на предприятие «Тульская гармонь».

Без сомнения, этот музыкальный инструмент, несмотря на свою относительную молодость, самый упоминаемый в интернете. Первые гармони появились в России в начале девятнадцатого века и, благодаря оригинальному звучанию и внешней привлекательности, быстро стали популярными. Количество мастеров гармонного дела выросло настолько, что промысел по их изготовлению стал в Туле вторым по значимости.

В 1870 году Николай Иванович Белобородов, стараясь расширить музыкальные возможности инструмента, изготавливает двухрядную гармонь с полной хроматической гаммой, включающей не только семь основных нот, но и пять полутонов.

Так как все частные фабрики в дореволюционной России были основаны на надомном производстве, и не годились для преобразования в промышленные предприятия, в 1930 году в Туле начинается строительство гармонной фабрики, на которой через несколько лет было налажено серийное производство.

В былые советские времена этот самый крупный в союзе завод выпускал 5 000 баянов и аккордеонов в месяц, теперь же только 300. Самая дешевая модель — одноголосая однорядная сувенирная гармонь стоит 5 000 рублей, а концертный многотембровый четырехголосый баян 420 000 (я не ошибся в нулях), ученические от 25-ти.

— Так все-таки, сложно ли порвать баян? — спрашиваю я у главного инженера.
— Ну, тут все от количества зависит, но, к слову, если на инструмент пролить стакан водки, то он испортится. Меха размокнут и порвутся в итоге. Гармонисты, например, не любят в Китай на гастроли ездить — баян через неделю разбухает от влажности, если сделан не из выдержанной пять лет древесины.
— А порванные пополам приносят чинить?
— Нет, ни разу не было.
— На новый год, восьмое марта играете на работе когда празднуете?
— За столом нет, бывает приглашаем коллектив какой, они выступают.
— Играть, естественно, все сотрудники умеют?
— Зачем? Далеко не все, тут же технология производства важна, но на проверке и настройке, конечно, играют.

На заводе три цеха: столярный, слесарный и сборочный. Удивительно молодой главный конструктор водит нас по этажам. В моем представлении он должен был быть, как минимум, стариком.
— Сколько нужно времени, чтобы спроектировать новую модель?
— Если использовать готовые детали — месяц.
— Так быстро?
— А что тут сложного? Если разобраться, баян — вещь достаточно простая.

Столярка — чисто мужской цех.

По традиции, баяны отделываются целлулоидом. Все модели выглядят классически. Никакого кевлара, полированного алюминия и карбона — звук будет не тот. «Модники» же привозят корпуса из Италии, они интереснее, и уже здесь вставляют наши внутренности «потому, что тульский звук еще никто не отменял».

Сначала целлулоид отмачивают в ацетоне.

Затем, когда он станет мягким, обтягивают детали и полируют.

За этими обрезками советские тульские мальчишки специально ходили на фабричную помойку и, добавив к ним тюбик из под зубной пасты, получали отличную ракету. Московские же были вынуждены тратить деньги на целлулоидные пеналы и теннисные шарики для дымовушек. Вот сейчас пишу и расстраиваюсь, что не прихватил с собой пару листов. Дочке бы показал мастер-класс, а то нынче китайскую петарду купить проще, чем самому что-то сделать.

Все детали собственного производства

Изготовление баяна на 95% ручной труд. Единственная деталь, где используется станок с ЧПУ — декоративная решетка.

Высококлассные мастера работают в отдельных помещениях, среди красного дерева и самодельных рубанков, а не в общем цехе.

Считается, что по-настоящему хороший баян собирается одним мастером. Это модель с семью подбородочными регистрами — кнопками, расположенными сверху и нажимаемыми в процессе игры не руками.

Именно она и издает звук.

Баян относится к язычковым музыкальным инструментам. Проходя через отверстия, воздух колеблет металлические планочки.

Каждая настройщица сидит в отдельной кабинке

На кусковую голосовую планку из трубок подается воздух, встроенный в стенд микрофон фиксирует частоту

Компьютер сообщает о погрешности. Далее кончик язычка легким прикосновением надфиля спиливается на ничтожную часть, меняется его вес, а значит и звук.
— А если слишком сильно спилить? — спрашиваю у настройщика.
— Тогда спиливаешь язычок ближе к началу и так по кругу.

Но в финале, когда баян собран целиком, его все равно настраивает мастер уже на слух.

На сборку одного полукорпуса уходит минимум 3-4 недели, каждая работница собирает свой от начала и до конца

Левый полукорпус содержит 2000 деталей.

— Целый месяц собираете! Потом его, наверное, видеть не можете?
— Что вы! Мы переживаем, к настройщику заходим, узнаем, не хочется чтобы потом на переделку возвращался.

Все, что имеет 2 ряда клавиш — гармонь, у бояна 3-5 рядов, аккордеон с клавишами как на рояле. В Европе еще встречается кнопочный аккордеон, который внешне от баяна неспециалисту не отличить.

Расписывание и нанесение логотипа. Названия всех моделей — кириллические.

— Рисунки отличаются от настроения?
— Конечно, я ж не машина.
— Хочется, наверное, какой-нибудь свой узор придумать?
— Так я и придумываю иногда, я здесь уже шесть лет работаю.
Присматриваюсь к ромашкам, действительно, все разные.

Последний этап — упаковка. Баян протирается и укладывается в чехол. Все.

Ну вот и сделал я свою первую гармонь… Сразу скажу, что когда пришло время писать эту статью, я с большой досадой обнаружил, что большая часть фотографий, сделанных в процессе, утеряна. Поэтому, придётся довольствоваться лишь частью их и тем, что получилось в итоге…

Ушло у меня на неё почти 7 месяцев. Даже несмотря на то, что голосовые планки я сам не делал, а использовал готовые. Хотя, здесь нужна оговорка: не всё это время я занимался только этой , были значительные перерывы на ремонт других инструментов(по заказу) и если бы можно было сосредоточиться только на ней, то можно было справиться месяца за три.

Концепция будущей гармони

К работе я приступил в самом начале октября 2011 года. К тому времени в голове уже достаточно чётко сложилась концепция будущего инструмента: это должна была быть гармонь небольших размеров, трёхголосая(два голоса–в одной октаве, один–на октаву выше) и, при этом, почти полноценная хромка. Почти–потому что, для уменьшения конечных размеров, я решил убрать неиспользуемые самые нижние клавиши правой клавиатуры.

Таким образом, в итоге размеры корпуса гармошки по периметру составили 270х160мм. Клавиш–23 справа, 25 слева. Бас–четырёхголосый, характерный больше для дешёвых заводских инструментов. Тональность-фа-мажор. Далее – по порядку, что и как было сделано.

Корпус

Корпус был изготовлен из купленных в строительном магазине реек толщиной 5мм и шириной 60мм. Материал–не знаю точно, какой, но подозреваю, что это ель. Отбирал их тщательно, выбирая плотную, прямослойную, без сучков, древесину.

На углы корпуса поставлены металлические уголки, сделанные из дюралевой левой решётки Беларуси, той самой, которая была донором при переделке моей Чайки на деревянные резонаторы полтора года назад.

Наружные торцы стенок корпуса также окантованы полосками из дюраля.

Обе деки–левая и правая–сделаны из фанеры. Правые решётки выпилены лобзиком. Рисунок-простой, придуман в процессе.

Корпус покрыл морилкой цвета красного дерева и решил ничем не украшать. Может быть только пока, а может и совсем.

Гриф и механика правой клавиатуры

Гриф правой клавиатуры я сделал из буковых дощечек от тарных ящиков, найденных летом в отпуске, в деревне у деда, когда я ещё не знал, что осенью приступлю к такому делу(была лишь мысль попробовать изготовить гриф по-своему).

Гриф–клееный. Все пазы под деревянные клавиши образованы путём приклеивания перегородок на дощечку–основу. Такой способ, на мой взгляд, имеет, как минимум, два преимущества перед традиционным, когда пазы выпиливаются(или как они там делаются?) в цельном бруске: во–первых, волокна древесины расположены вдоль перегородок, а не поперёк, что дополнительно придаёт им прочности; во–вторых, отверстие под ось сверлится по разметке ещё до приклеивания перегородок, что просто удобно.

Меха

Меха сделаны мной из… ватмана. Это, вероятно, не очень хорошо с точки зрения долговечности, но для первого опыта, думаю, допустимо. Только при их изготовлении я допустил по причине недальновидности, небольшую оплошность– сделал всего тринадцать борин. А для такого небольшого объёма корпуса их нужно было делать штук семнадцать… Сейчас я и сам не могу себе ответить на вопрос «Почему?»… Ведь знал… Но, забегая вперёд, скажу, что в итоге проблема оказалась не столь критична. Просто, направление движения мехов приходится менять чуть чаще.

Голосовая часть

По поводу голосовой части поначалу у меня были грандиозные планы сделать, как минимум, строевые планки справа цельными, самодельными, ибо опыт такой уже был . Но, в последствии, я отказался от них, решив, что поберегу свои силы и время для следующего раза.

Планки эти были латунными, хоть и кусковыми, чем я был немало удивлён, ожидая увидеть традиционный дюраль. В тот момент было окончательно решено поставить именно их. Меня не смутило даже не очень высокое качество их изготовления, а именно–немалые зазоры между голосом и краями проёма. Главное – это была латунь!

Планки были очищены от коррозии и старого клея, залоги-переклеены заново.

Несколько планок пришлось перестроить из близких по тону, так как их не хватило для нужной тональности. Один сломанный голос заново изготовлен и наклёпан. Резонаторы правой части сделаны полностью с нуля своими руками, с подобранными под тональность входными камерами. Делал я их дней 10, будучи в отпуске(в октябре). Из–за малых размеров корпуса пикколки пришлось расположить стоя, каждый ряд–на отдельном резонаторе. Хотя, было бы неплохо «положить» их на деку для более интересного звучания.

Басовый резонатор сделан из резонатора вышеупомянутого аккордеона путём удаления всего лишнего(просто отпилена его часть и установлен набор планок нужной тональности). Басов–семь(без фа–диеза). Басовые планки(они были дюралевые) были «сбиты» для уменьшения зазоров и, как следствие, улучшения ответа.

Резонатор аккордов также изготовлен с нуля.

О настройке

На настройку ушла неделя. Но, когда гармонь разыграется, всё равно придётся подстраивать,так как вмешательство в «жизнь» некоторых голосов было весьма значительным: аккордеон-донор имел сильный розлив, а планки я не рассортировал перед установкой на резонаторы. В итоге на месте многих строевых голосов оказались сильно заниженные. В общем, с хорошей настройкой ещё предстоит повозиться. Да и с розливом, кажется, я не очень угадал-тембр получился не самый интересный.

Слушаем звучание(на первом видео-сравнение с Чайкой, на втором — «Старый клён», третье видео-«Барыня»). Скажу сразу,что наиболее точно передаёт звучание третье видео(«Барыня»), записанное ближе всего к камере. И это… Кажется, за время, потраченное на эту гармонь, я, малость, играть разучился…: