Леса европы в средние века. Зарождение лесного дела в западной европе и россии. Использование лесов в средних веках

В средние века началось уничтожение лесных массивов Европы, которые образовывали густую, почти непрерывную зону. Оно было связано с быстрым распространением технологий хлебопашества и скотоводства. Уничтожение лесов началось с юга континента и продолжалось на север и восток. Ж. Дорсет сообщает, что Карл Великий (742-814) издал указ, который жаловал участок леса под распашку любому, кто мог спра

виться с этой работой. В период его правления в результате интенсивного сведения лесов 2/5 всей территории Франции были распаханы. Время с Х по XIII век называют в Европе Великим корчеванием или Великой распашкой. Уже в XVI веке стала ощущаться нехватка древесины, особенно с постепенным развитием металлургии и кузнечного дела, где широко использовался древесный уголь, а также в связи с кораблестроением.

Таким образом, сельскохозяйственные технологии за 2000 лет превратили Европу за пределами России в зону преимущественно распаханных земель, пастбищ, осушенных болот, живых изгородей и рощ с кое-где сохранившимися (преимущественно в горах) участками леса.

Но до эпохи Великих географических открытий значительная часть суши земного шара осталась не затронутой сельскохозяйственной деятельностью. За пределами Евразии исключения составляли небольшие анклавы сельскохозяйственных цивилизаций инков и майя в Америке. Европейцы, открывшие новые земли и совершившие первое кругосветное путешествие, устремились во вновь открытые районы и принесли туда сельскохозяйственные технологии, которые в Европе уже достигли высокого уровня. Эта волна эмиграции из Европы была связана с возникшей к тому времени перенаселенностью, возросшей нищетой народа, появлением большого числа безземельных дворян. Первой ареной заселения стала Северная Америка, где европейцы поселились уже в XVII веке, а затем Австралия, Африка и Южная Америка. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Освоение Северной Америки, в основном территории нынешних Соединенных Штатов, происходило «взрывным» образом. Описывая освоение территории США У.О. Дуглас – доктор права, старейший член Верховного суда США, назвал свою книгу «Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия» (1975). Если в Европе понадобилось около 2000 лет, чтобы разрушить естественные экосистемы, то в США для этого потребовалось всего около 200 лет. Ко времени прихода европейцев весь восток США до реки Миссисипи был покрыт густыми лесами. В 1754 г. на каждого жителя штата Массачусетс приходилось 9,71 га леса, а в 1830 г. только 3,24 га. К середине ХХ века из 170 млн. га лесов Атлантического побережья сохранилось только 7-8 млн. га, в основном вследствие повторных облесений и искусственных преобразований. Затем были освоены Великие равнины за рекой Миссисипи, и прерии превращены в зону экстенсивного земледелия. Естественные экосистемы сохранились только высоко в горах и в засушливых районах.

На территории России процесс сведения лесов для нужд сельского хозяйства, строительства и получения топлива начался вместе с появлением сельскохозяйственных технологий, т.е., по крайней мере, 2000 лет назад. Однако этот процесс шел вначале довольно медленно и интенсифицировался только в последнее тысячелетие. По имеющимся оценкам, площадь лесов Европейской части на Русской равнине с 1696 по 1914 г. сократилась на 18%.

Оценивая вклад сельскохозяйственных технологий в уничтожение естественных лесных экосистем, а также использование леса в других целях, можно утверждать, что они привели к драматическим изменениям лика планеты. Если 10 тыс. лет назад, перед началом сельскохозяйственного освоения суши человеком, лесные экосистемы занимали 62 млн. км2, то к началу XXI века их площадь сократилась до 36 млн. км2, т.е. более чем на 40%. Если к этому добавить освоение человеком степи, саванны и полупустыни, то получится, что человек освоил 63% поверхности суши.

Такие драматические изменения лика планеты не могли не сказаться на климатических процессах. Расширение пустынь, изменение растительности, без сомнения, меняли альбедо (отражательную способность) поверхности суши, нарушали интенсивность континентального влагооборота за счет снижения транспирации и, наконец, влияли на концентрацию углекислого газа в атмосфере.

Леса служат крупнейшим резервуаром углерода, в них сосредоточено от 475 до 825 Гт углерода. Это означает, что на каждый миллион км2 из сохранившихся 36 млн. км2 лесов приходится от 13,2 до 22,9 Гт углерода. Учитывая, что за время существования цивилизации леса были уничтожены на площади 26 млн. км2, легко оценить, сколько углерода было выброшено в окружающую среду – от 340 до 595 Гт, или, в среднем, около 470 Гт. Скорость выброса углерода в окружающую среду была неравномерной, она резко возросла с распространением сельскохозяйственных технологий после Великих географических открытий на всю доступную территорию.

Используя приведенные оценки удельного выброса углерода с единицы площади, можно подсчитать, что на Атлантическом побережье США за счет уничтожения лесов с 1750 по 1950 г. было выброшено в окружающую среду от 22,4 Гт до 38,9 Гт углерода, или, в среднем, 30,7 Гт. Последняя цифра соответствует средней скорости выброса порядка 123 млн. т в год. Подобный же расчет для Русской равнины показывает, что с 1850 по 1980 г. в окружающую среду было выброшено от 16,6 до 28,8 Гт углерода, или, в среднем, 22,7 Гт, что соответствует скорости выброса 174 млн. т углерода в год. Это свидетельствует о более интенсивной в эти годы вырубке леса в России, чем в США. Если же взять период сведения лесов на Русской равнине за первую половину ХХ века, когда леса были уничтожены на 0,62 млн. км2, то скорость выброса углерода в окружающую среду составляла 224 млн. т. углерода в год.

Вклад эмиссии углерода в рост концентрации СО2 в атмосфере за счет сведения лесных экосистем в глобальном масштабе составляет от 35 до 50% в общем увеличении концентрации углекислого газа с 275 частей на миллион в доиндустриальный период до 350 в настоящее время. Эмиссия углекислого газа в атмосферу за счет сельского хозяйства была основной до 1950 г. В 1980 г. доля этой эмиссии снизилась до 25% (в обшей величине эмиссии) за счет роста сжигания ископаемого топлива, которое обусловило к этому времени выброс 5,3 Гт углерода в год.

Очень важно также то, что при уничтожении лесов, особенно при их сжигании, на каждую 1 Гт углекислого газа в окружающую среду поступает 80-120 млн. т СО, который быстро трансформируется в СО2, 8-16 млн. т метана (СН4), 1,016 млн. т неметановых углеводородов, 2 млн. т окислов азота и другие соединения.

Современные оценки чистой эмиссии углекислого газа в атмосферу за счет вырубки леса колеблются от 1,5 до 2,4 Гт углерода в год. Но чистая эмиссия углерода в атмосферу за счет разрушения естественных экосистем (включая лесные) представляет собой разницу между полным выбросом углерода в результате разрушения биоты и поглощения его еще сохраняющимися на суше и в океане естественными экосистемами. По современным оценкам, общий выброс углерода из разрушающихся естественных экосистем в настоящее время ежегодно составляет 6,2 Гт углерода, из которых 5,1 Гт поглощают сохранившиеся естественные экосистемы суши и океана. Следовательно, чистая эмиссия углерода в атмосферу равняется 1,1 Гт. Выброс СО2 в атмосферу за счет сжигания ископаемого топлива в начале ХХI века составляет величину порядка 5,9 Гт углерода в год. Таким образом, суммарный выброс углерода в атмосферу за счет антропогенной деятельности достигает 12,2 Гт углерода в год, из которых 2,5 Гт поглощают сохранившиеся естественные экосистемы суши и 7,3 Гт – экосистемы океана, а 2,2 Гт углерода накапливается ежегодно в атмосфере.

(около 11 700 лет ВР), люди начали играть роль, преобразующий потенциал естественной растительности . Сидячие, неолитические земледельцы о Pottery культуры Linear , около 7 500 лет назад, начали менять лесистый ландшафт массово.

В эти холодные периоды, средняя температура в Центральной Европе снизилась на до 12 ° C. Снеговой в Альпах сократилась на 1200 метров до 1400 метров. Между альпийских ледников и скандинавской ледяного листа , с толщиной до 3000 м, был относительно узким, свободной ото льда пояса.

Центральная Европа была безлесной в это время, для местных лесистых районов, кроме степи и тундр , которые были покрыты морозостойкой березой и сосной . Растительность этого периода называют Огуаз флоры, после того, как ее флаговых видов, то горный гравилат (Дриада Восьмилепестная ).

вымираний

В отличие от североамериканского континента, чьи горные хребты ориентированы в направлении север-юг, восток-запад работает диапазоны в Европе блокировали отступление лесных пород в условиях опережающего ледяного покрова. Этот барьер привел к исчезновению нескольких видов в Европе. В начале ледникового периода, конский каштан (Aesculum каштан ) и сладкая жевательная резинка (Liquidambar ) вымер. Следующий холодный период привело к исчезновению секвойи (Sequoia ), зонтичной сосны (сциадопитис , Криптомерия ), arborvitaes (Thuja ), тюльпан деревьев (Liriodendron ) и ель Дугласа (псевдотсуги ). Болиголов (Tsuga ) и гикори (Carya ) вымерли в четвертичных оледенений в Центральной Европе.

Кроме того, из многочисленных дубовых пород только три смогли вернуться в Германию и Центральную Европу из своих убежищ областей , а именно: английский дуб (Quercus Robur ), дуб скальный (Q. скального ) и пушистой дуба (Q. пушистая ). Для сравнения, в Северной Америке насчитывается более 80 видов дуба. Другие типы значительно потеряли в их внутривидовом генетическом разнообразии во время обратной миграции, таких как белая ель (пихта белой ).

Убежища

Лесная флора была отодвинута медленно изменениями климата. Убежища последнего ледникового периода, вероятно, но не исключительно в южной Европе. Несколько видов на современном Атлантическом побережье Англии и Франции также могли бы пережить холодный период лесных степей. Другой областью отступления был восток и Юго-Восточной Европы. В отличие от большей части Скандинавии и России, в Карпатах осталось свободным ото льда. Таким образом, некоторые виды также были в состоянии выжить здесь. Но классический убежище оставался Средиземноморский регион, где море сделано для сбалансированного климата и очень прочные горные цепи распределяли различные остаточные популяции.

Возвратная миграция

В межледниковья те виды, которые пережили вымирание постепенно заселили регион. Эти обратные миграции имели место при различных скоростях для различных пород деревьев. Определяющие факторы для скорости, с которой древесные породы заселяются четкие зоны, были е. г. метод распределения семян, продолжительности цветения, степень морозостойкости и их способности поглощать питательные вещества. Картина этих миграций может быть восстановлена с помощью анализа пыльцы .

Во- первых, чтобы перейти были древесными видами пионеры, которые были быстро распространяться, например, березы и сосны. Они сопровождались теплолюбивых видов, таких как дуб и вяз. В конце концов они следовали более медленными виды мигрирующие древесных, которые развились в кульминации сообщество (см циклической последовательности). С концом межледникового периода и началом прохладного климата, эти виды затем отступили к их убежищам снова или просто вымерли.

Самый последний посты-ледниковый период

Более поздние работы все чаще используют свои собственные системы пыльцы зоны для того, чтобы лучше отражать местные условия. Процесс восстановления лесов довольно широко последователен, но есть некоторые региональные различия, связанные с местными условиями, которые здесь не обсуждаются подробно. Благодаря скорости миграции (что для буки была около 260 метров / года) существует временная задержка в различных фазах с юга на север.

Поздний период в Арктике, Allerød и дриас

Это охватывает пыльцу зоны I-III (около 12400 до 9,500 г. до н.э.) и примерно соответствует периоду позднего палеолита . Виды Pioneer в начале ПОСЛЕЛЕДНИКОВОГО (голоцен) включены различные виды ивы (Salix ), но береза (Betula ) и сосны (Pinus ) и закрепившись снова в Центральной Европе. Краткосрочные колебания температуры в конце этого этапа остановили дальнейшее продвижение леса.

Pre-межледниковых (пребореальный период) и в начале межледниковья (Boreal)

Поздний межледниковая (Суббореальный)

В конце межледниковья climated стал холоднее и влажнее. Впервые с момента последнего ледникового периода бука (Fagus Sylvatica ), граб (граб обыкновенный ) и пихта (Abies Alba ) очевидны снова.

Железный век в романо-германском период

Первый интенсивное использование лесов началось в кельтской период с расширением сельского хозяйства и выплавки металлов. Это увеличение во время римского - германского периода, особенно в густонаселенных юго - западных районах.

Леса в Germania

Свободная Германия

Использование лесов в средних веках

Дерево пастбищ

Так же, как свиньи, крупный рогатый скот (крупный рогатый скот и лошади) также загнаны в лес, создавая участки древесины пастбищ , которые имели явно негативные последствия для лесных дерев сообществ. В отличие от свиней, которые сохранили характер леса, крупные домашние животные уничтожены деревья. «Выбитый» лес быстро превратился в куст.

Особенно катастрофическим был лесной массив выпаса овец и коз. Последнее, в частности, способны разрушить старые деревья благодаря своим навыкам скалолазания. Поэтому выпас коз в лесу был запрещен в начале правил леса. Но запрет часто игнорируется, потому что овцы и козы, а домашние животные бедных слоев населения, в значительной мере способствовали их выживанию.

Мед пастбищ

Пчеловодство в средние века был главным лесной деятельностью, потому что мед остается единственным подсластителем для еды до 19 - го века. В результате, права на пчеловодство управлялись на высоком уровне. Эта форма активности упоминаются, например, в связи с Нюрнбергской Imperial Forest. Существование охотничьих медоносных операций помогли защитить лес. Пород деревьев, таких как известь, вербы, пихты и сосны также были особенно благоприятствования такого рода работы.

Лес почвообработки

Лесная обработка почвы (Waldfeldbau ) практиковались с 11 - го века, и варьируется в зависимости от региона. Была создана Эта форма сельского хозяйства после того, как лучшие почвы уже эксплуатировали для сельского хозяйства. Этот тип сельского хозяйства «промежуточного использования» (Zwischennutzung ) имел множество вариантов, то, что находит свое отражение в названиях они были даны: Hackwald, Hauberge, Reutberge, Birkenberge и Schiffelland являются наиболее распространенными обозначения.

Важность этих форм хозяйства увеличилась в доиндустриальный период. Они постоянно совершенствуются и образовали сложную систему вторичных лесных пользований (Lohrinde ), дрова и сельского хозяйства. Для этого, деревья были впервые очищены огнем или вырубкой. После того, как почва была разработана с мотыгами или плугами, это было засеяно рожью, гречиха или пшеницей.

Обычно почва давала урожай в течение не более чем за год. Затем он был превращен в пастбища, пока деревья не росли снова из пней или из семян. Эта форма сельского хозяйства оказали значительное влияние на состав лесных деревьев.

Смола сбора

сжигание древесного угля

Сжигание древесного угля проводились во всех лесах и лесах. В лесах, которые были ближе к населенным пунктам больше были приняты меры, чтобы избежать лесных пожаров и использовать только нижнюю древесину значения. В лесах, которые были более далеки от человеческого жилья не было никаких ограничений. Сжигание древесного угля в целом имело место вблизи рек и ручьев, которые были использованы для транспортировки угля . В средние века земляной печи (Erdmeiler были использованы исключительно) для производства древесного угля.

стекольный завод

Стекло высоко ценилось в средние века и был соответственно ценным. Лесные стекольные часто были небольшие поселения связаны с ними, где племена стеклодувы жили. Стеклозавод необходим особенно большой запас древесины и часто описывался в современных отчетах как «дерева-людоеда бизнес». Стеклозавод также необходимы угольные горелки и золы горелки , которые поставляются важным топливом для производства стекла. 90% древесины было использовано, чтобы сделать поташ , наиболее важным сырьем для стекольной; остальные 10% для фактического стекла плавок.

Солеварня

В позднем средневековье большинство солевых отложений были переданы в собственность из территориальных князей . Это начало безудержной добычи этого важного экономического товара. Было необходимо большое количества древесины для процесса добычи соли, как для строительства галерей, а также для кипящих кастрюль (Sudpfannen ) от солеварни или солончаков. Они взяли большую долю древесины.

Как катастрофическая добыча соли для некоторых ландшафтов иллюстрируются на примере города Люнебург на севере Германии. Перед тем как была обнаружена соль была окружена густыми лесами, но в течение соли добывали все леса были очищены. Только вереск пейзаж остался, в сельской местности, которая в дальнейшем опустошенной

«История лесов и лесного хозяйства, - писал Ф.К. Арнольд, - тесно связана с историей всего рода человеческого» . Наука утверждает, что несколько миллионов лет назад вулканическая и тектоническая активность Северо-Восточной Африки привела к обнажению урановых руд, и у предков нынешних обезьян, обильно населявших эту территорию, появились мутанты - человекообразные обезьяны. В Германии обнаружены остатки обезьяны-человека, жившего 47 млн лет назад. Один из последующих гоминидов (человек умелый) выжил благодаря систематическому использованию каменных орудий. Питекантропы (человек выпрямленный), обитавшие и в Европе, пользовались огнем, потребляя в виде топлива древесину. Но на исторический облик наших лесов оказало влияние, главным образом, периодическое оледенение суши, которое, в свою очередь, преобразовало первобытного человека разумного в неандертальца. С потеплением этот свидетель ледникового периода уступил (40-30 тыс. лет назад) место человеку вдвойне разумному (кроманьонцу).

Жизнь наших предков была невозможна без леса. Промышленное освоение лесов началось IV тыс. лет назад. Так, в стране Шумер (III тыс. лет до н.э.) возникло полезащитное лесоразведение, в Хеттском царстве (XVIII-XII вв. до н.э.) одной из повинностей была систематическая посадка деревьев, а в Ассирии (XIV-IX вв. до н.э.) создавали дендросады. Но уничтожение лесов побежденных народов воспринималось, как и разрушение городов, фактом упадка той или иной страны Малой Азии. Лесистость уменьшалась.

В Древнем Египте для выплавки бронзы и меди были вырублены пальмовые рощи. Широкое использование прочнейшей древесины кедра (Cedrus libani A. Rich) для строительства зданий и кораблей привело к сведению кедровых лесов Ливана и опустошению его горных склонов. Сейчас рощи кедра ливанского строго охраняются, а изображение этого дерева появилось на флаге и гербе Ливана.

В Древней Греции леса занимали 65% территории, сейчас - 15...20%. Эти леса имеют низкую производительность: годичный прирост в сомкнутых лесах твердолиственных пород колеблется от 2,0 до 2,8 м 3 на 1 га, а на распространенных частично покрытых лесом землях урожай составляет менее 0,5 м 3 . Нерегулируемая рубка для строительства кораблей, выпас скота, лесные пожары привели к глубокой эрозии почвы, от которой сохранилось лишь 2% ранее обрабатываемых сельхозугодий . Тогда и возник греческий миф об алчном Эрисихтоне, наказанном за рубку дубравы богиней плодородия Деметрой неутолимым голодом.

Об этой катастрофе Ф. Энгельс писал: «Людям, которые в... Греции... и в других местах выкорчевывали леса, чтобы получить таким путем пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их вместе с лесами центров скопления и сохранения влаги» .

В этой связи было распространено обожествление деревьев: считалось, что изгнанные при рубке лесов божества слали проклятия обезлесенной местности, проявляющиеся в сухости, наступлении пустынь или в опустошительных наводнениях. Для умиротворения бога Пана - покровителя природы - в центре египетской Александрии насыпали холм, разбили парк и назвали «Гора Паней». Древнегреческий бог Пан лесными звуками пугал людей, вызывая панический страх. Таким образом, мифологическое сознание людей реагировало на проблемы рационального лесопользования.

Сохранились сведения о лесоводстве и в Древнем Риме. Как указывает итальянский экономист Дж. Луццатто , имеется мало достоверных данных о лесоводстве до III в. до н.э., хотя известно, что леса покрывали значительное пространство Италии. Леса, являвшиеся государственной собственностью или находившиеся в общинном пользовании, занимая холмы и горы, оказывали благотворное влияние на режим рек и земледелие. Долины же были почти безлесны, и крестьяне вынужденно высаживали отдельные деревья или создавали рощицы.

В переведенном на русский язык в 1950 г. «Земледелии» Марка Порция Катона (234-149 гг. до н.э.) сообщается, что в виноградниках, на сельскохозяйственных полях или в специально отводимых местах высаживали иву, тополь, кипарис, сосну и другие древесные породы, руководствуясь их требовательностью к почве. «Если где-нибудь в тех местах есть речной берег или сырое место, то посади там тополи - верхушками... Ивняк следует сажать в местах, обильных водой, болотных, тенистых, около рек. Вокруг места с тростником посади греческую иву» . Было известно повышение плодородия почвы на огневищах, куда сеяли мак.

Катон дает описание работ в питомниках по выращиванию сеянцев кипариса и сосны итальянской (Р. ріпеа Ь.). Платан он рекомендует размножать отводками. Приводится любопытный способ. «Чтобы ветви на дереве пустили корни, возьми себе дырявый горшок или плетушку; через нее просунь веточку; эту плетушку наполни землей и землю умни; оставь ее на дереве. Через два года перережь внизу молодую ветку; сажай с плетушкой. Таким образом ты можешь заставить дерево любой породы хорошо укорениться» [там же, с. 62]. Это ли не прообраз современной посадки с закрытой корневой системой?

Листья тополя, вяза срезали для подкормки овец и волов в засушливое лето или сушили на зиму. Иву разводили для изготовления подпорок винограда, плетения корзин, укрепления осушительных каналов и т.п.

Лесоматериалы заготавливали из дуба, бука, падуба, лавра, вяза и других пород, пользовались пилой. Комментаторы «Земледелия» Катона - М.Е. Сергеенко и С.И. Протасова подчеркивают дороговизну лесных материалов в Древней Греции и Риме. Поэтому, по свидетельству древнегреческого естествоиспытателя Теофраста (372-287 гг. до н.э.), древесину экспортировали из скифских портов Северного Причерноморья в страны Средиземноморья.

Лесоводственные рекомендации описаны в книге Марка Теренция Варрона (116-27 гг. до н.э.) «Сельское хозяйство» (37 г. до н.э.). Луций Юний Модерат Колумелла в трактате о сельском хозяйстве в 55 г. н.э. излагает способы посадки леса подробнее, расширяя знания о лесоводственных свойствах древесных пород. Труды этого и других авторов обобщил Плиний Старший (23-79). Например, у Колумеллы о кипарисе: «Любит тощую землю и особенно красную глинистую... на очень сырой почве он не взойдет». У Плиния: «Он требует преимущественно сухих и песчанистых мест, из плотных больше всего любит красную глинистую; очень сырые ненавидит и на них не всходит» . Если у Катона мы находим отрывочные сведения о шишках-двугодках сосны, которые «начинают созревать во времена сева и зреют месяцев восемь с лишним», то через два столетия у Плиния плодоношение связывается с лесовозобновлением. «Нет дерева, которое с большей страстью стремилось бы продолжить себя... Большинство научила сажать сама природа - и прежде всего семенами: они падают, принятые землей, дают побеги» [там же, с. 127, 152].

Плиний писал: «Деревья могут убивать друг друга тенью или теснотой и отнимая питание» . Поэтому, замечает советский профессор А.В. Давыдов, во времена Плиния деревья высаживали

с учетом необходимого жизненного пространства - площади вертикальной тени. Плиний относил лес к высшему дару для человечества, поскольку лес не только давал древесные материалы, корм для скота, но и защищал поля, города от наводнений. Не потому ли, в отличие от страшного древнегреческого бога Пана, древнеримский бог полей и лесов Фавн считался богом, покровительствующим человеку. Поэтому в дубравах летом и зимой пастухи-рабы пасли стада свиней по нескольку сот голов. Перед убоем, для питания легионеров, свиней загоняли в загоны и кормили желудями, зерном, бобами, горохом, чечевицей. В результате выпас свиней привел к вытеснению из лесов бука.

В Древнем Риме благодаря законодательным актам Помпилия и других государственных деятелей в течение многих столетий сохранялись водоохранные горные леса, что способствовало развитию промежуточного пользования, в основном для заготовки древесины на топливо. Главное пользование осуществлялось выборочными рубками. А.В. Давыдов, обобщив дошедшую до нас литературу в докторской диссертации по рубкам ухода, констатировал, что влияние разреживания древостоев на прирост деревьев «знали искусные мастера выборочных рубок Рима» .

Выборочные рубки не только сохраняли постоянно продуцирующие почвозащитные леса, они позволяли выбирать подходящие стволы для кораблестроения.

Римские правила лесоводства действовали и в период Венецианской республики. «Судя по дошедшим до нашего века описаниям, в Северной Италии сохранялся весьма долго основной порядок пользования землей, и почти в том самом виде, как было в Древнем Риме... Предположение это тем более становится вероятным, что Венеция в своих лесах в XV столетии ввела прекрасное по тогдашнему времени лесное хозяйство, для позаимствования которого непременно должна была иметь образцы. Образцом тому могли быть только древнеримские леса, потому что они находились под глазами» .

Далее Ф.К. Арнольд сообщал, что в Венеции провели устройство лесов, учредили управление и открыли лесное учебное заведение (1500), которое было подчинено академии земледелия. «Лес делили на 27 лесосек, чтобы в течение такого числа лет обойти порубками по всей площади. При этом рубка производилась на выбор, а не сплошь. К вырубке назначались: 1) все деревья, годные на кораблестроение; 2) все посохшие или чем-либо поврежденные деревья и, наконец, 3) все деревья, не подавшие надежду достигнуть когда-либо годности на постройку кораблей, равно породы некорабельные. На тех местах, где срубалось дерево, тотчас сажали молодое взамен взятого. Саженцы на сей конец возращались в особо устроенных питомниках» [там же, с. 97].

Подобное находим и у А. Бюллера : примерно с 750 г. и в течение Средних веков в Италии процветало комбинированное возобновление главных пород (сочетание естественного с искусственным), широко использовалось порослевое возобновление от пня. А. Берандже сообщал в историческом очерке по венецианскому лесному законодательству о рубках ухода для выращивания дуба со стволами определенной для кораблестроения формы .

Однако уже через 100 лет один из венецианцев напишет в 1608 г., что с переходом на сплошные рубки дождевые и талые воды стали вызывать разливы, опустошая поля, разрушая жилище, заиляя морские лагуны . Но в отдельных местах сохранилось природоохранное выборочное хозяйство с разновозрастными древостоями из пихты, ели, бука, в которых размер древопользования регулируется теперь оставляемым запасом крупных деревьев и густотой тонкомерных стволов .

В самой Италии на основании общегосударственного закона 1923 г. и последующих провинциальных законов увеличивается площадь лесов, низкоствольники переводятся в высокоствольное хозяйство, увеличивается протяженность лесных дорог, организован мониторинг за состоянием лесов на постоянных пробных площадях, сплошные рубки заменяются традиционными выборочными для формирования разновозрастных устойчивых лесов . Но средние показатели пока низкие: запас на 1 га - менее 100 м 3 , доминируют порослевые леса . По новым данным средний запас составляет 211 м 3 , средний годичный прирост - 7,9 м 3 , лесистость - 29%, горные леса - около 60% общей лесной площади и представлены елью европейской, сосной обыкновенной, черной и калабрийской, лиственницей европейской, буком, листопадными и вечнозелеными видами дуба, тополями и др. (1Чосепйш. 2006).

В Англии, еще до завоевания ее Римом, возникло среднее хозяйство с оставлением при рубке резервных семенных деревьев для выращивания крупных лесоматериалов . Неудивительно, что именно в Англии в 1835 г. была открыта первая в мире опытная лесная станция в Ротемстеде.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Почему в Греции наблюдается низкий прирост стволовой древесины?
  • 2. Что в Древнем Риме подразумевалось под рекомендацией «сажать тополи верхушками»?
  • 3. Что характеризует «площадь вертикальной тени» в лесу?
  • 4. Дайте оценку древнеримским правилам выборочных рубок с подсадкой деревьев.

В современных художественных произведениях (книгах, фильмах и так далее) средневековый Европейский город представляется неким фэнтезийным местом с изящной архитектурой и красивыми костюмами, населённый благообразными и симпатичными людьми. В реальности, попав в Средневековье, современный человек был бы шокирован обилием грязи и удушающим запахом помоев.

Как европейцы перестали мыться

Историки полагают, что любовь к купанию в Европе могла исчезнуть по двум причинам: материальной – из-за тотальной вырубки лесов, и духовной – из-за фанатичной веры. Католическая Европа в Средние века заботилась о чистоте души больше, чем о чистоте тела.

Часто священнослужители и просто глубоко верующие люди брали на себя аскетические обеты не мыться – так, например, Изабелла Кастильская не мылась два года, пока не закончилась осада крепости Гранада.

У современников подобное ограничение вызывало только восхищение. Согласно другим источникам, эта испанская королева мылась лишь два раза в жизни: после рождения и перед венчанием.

Бани не пользовались таким успехом в Европе как на Руси. Во времена буйства Чёрной Смерти, они были объявлены виновницами чумы: одежду посетители складывали в одну кучу и разносчики заразы переползали с одного платья на другое. Более того, вода в средневековых термах была не очень тёплой и люди после мытья часто простужались и заболевали.

Отметим, что эпоха Возрождения не сильно улучшила положение дел с гигиеной. Связывают это с развитием движения Реформации. Человеческая плоть сама по себе, с точки зрения католицизма, греховна. А для протестантов-кальвинистов, сам человек существо неспособное к праведной жизни.

Трогать себя руками католические и протестантские священнослужители не рекомендовали своей пастве, это считалось грехом. И, конечно же, баня и мытье тела в закрытом помещении, осуждались истовыми фанатиками.

К тому же ещё в середине ХV века в европейских трактатах о медицине можно было прочесть, что «водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть».

Подтверждением неприязни к «излишней» чистоте тела является негативная реакция «просвещённых» голландцев на любовь русского Императора Петра I к купанию – царь купался минимум раз в месяц, чем изрядно шокировал европейцев.

Почему в Средневековой Европе не умывались?

Вплоть до ХIX века умывание воспринималось не только как необязательная, но и вредная, опасная процедура. В медицинских трактатах, в богословских руководствах и этических сборниках мытьё если не порицалось авторами, то не упоминалось. В руководстве учтивости 1782 года умывание водой даже запрещалось, потому что кожа лица становится чувствительнее к холоду зимой, а к жаре - летом.

Все гигиенические процедуры ограничивались лёгким ополаскиванием рта и рук. Все лицо целиком мыть было не принято. Медики XVI века писали об этой «пагубной практике»: мыть лицо ни в коем случае нельзя, поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение.

Умывать лицо запрещалось также из-за того, что смывалась святая вода, с которой христианин соприкасался во время таинства крещения (в протестантских церквях дважды исполняется таинство крещения).

Многие историки полагают, что из-за этого истовые христиане Западной Европы не мылись годами или не знали воды вообще. Но это не совсем верно – чаще всего людей крестили в детстве, поэтому версия о сохранении «крещенской воды» не выдерживает никакой критики.

Другое дело, когда речь идёт о монашествующих. Самоограничения и аскетические подвиги для чёрного духовенства – распространенная практика, как для католиков, так и православных. Но на Руси ограничения плоти всегда были связаны с моральным обликом человека: преодоление похоти, чревоугодия и других пороков не заканчивались на только материальном плане, длительная внутренняя работа была важнее, чем внешние атрибуты.

На Западе же грязь и вши, которых называли «Божьими жемчужинами», считались особыми признаками святости. На телесную чистоту средневековые священники смотрели с порицанием.

Прощай, немытая Европа

Как письменные, так и археологические источники подтверждают версию о том, что в Средние века гигиена была ужасна. Чтобы иметь адекватное представление о той эпохе, достаточно вспомнить сцену из фильма «Тринадцатый воин», где лохань для умывания переходит по кругу, а рыцари плюются и сморкаются в общую воду.

В статье «Жизнь в 1500-х годах» рассматривалась этимология различных поговорок. Её авторы полагают, что благодаря вот таким грязным лоханкам и появилось выражение «не выплеснуть с водой ребёнка».

Из книги Жака Ле Гоффа «Цивилизация средневекового Запада»:

Когда юный Тристан, сбежавший от норвежских купцов-пиратов, высадился на побережье Корнуолла, «он поднялся с великим усилием на утес и увидел перед собой пустынную песчаную долину, за которой простирался бесконечный лес». Но вот из этого леса внезапно появилась группа охотников, и юноша присоединился к ней. «Тогда они пустились, беседуя, в путь, пока не достигли наконец роскошного замка. Его окружали нуга, фруктовые сады, рыбные садки, тони и пашни».

Страна короля Марка - вовсе не легендарная земля, созданная воображением трувера. Это физическая реальность средневекового Запада. Огромный покров лесов и ланд с разбросанными по нему возделанными плодородными прогалинами - таков внешний облик христианского мира. Он подобен негативному отпечатку мусульманского Востока - мира оазисов посреди пустынь. Там, на Востоке, лес - редкость, здесь он в изобилии; деревья там - признак цивилизации, здесь - варварства. Религия, рожденная на Востоке под кровом пальм, расцвела на Запале в ущерб прибежищу языческих духов - деревьям, которые безжалостно вырубались монахами, святыми и миссионерами. Любой прогресс на средневековом Западе был расчисткой, борьбой и победой над зарослями, кустарниками и, если нужно было и если техническое оснащение и храбрость это позволяли, над строевым, девственным лесом - «дремучей чащей» Персеваля, selva oscura Данте. Но реальное сосредоточение бьющейся жизни - это совокупность более или менее обширных прогалин, экономических, социальных и культурных ячеек цивилизации.

Четыре времени года, Le Secret des secrets, 15 в.

Долгое время средневековый Запад оставался скоплением поместий, замков и городов, возникших среди невозделанных и пустынных пространств. Лес, впрочем, и был тогда пустыней. Туда удалялись вольные или невольные адепты бегства от мира (fuga mundi): отшельники, любовники, странствующие рыцари, разбойники, люди вне закона. Это св. Бруно и его спутники в «пустыне» Гранд-Шартрез или св. Молем и его ученики в «пустыне» Сито, Тристан и Изольда в лесу Моруа («Мы вернемся в лес, который прикроет и защитит нас. Идем, милая Изольда!... Они идут через высокие травы и вереск, и вот уже деревья смыкают над ними свои ветви, и они скрываются за густой листвой») или предтеча, а может быть, и модель Робина Гуда, искатель приключений Эсташ Монах, который укрылся в начале ХIII в. в лесу Булонэ. Мир убежища, лес имел и свои привлекательные черты. Для рыцаря это был мир охоты и приключений. Персеваль открыл там «красивейшие вещи, какие только могут быть», а некий сеньор советует Окассену, заболевшему из-за любви к Николет: «Садитесь на коня и поезжайте в лес. Вы там развеете свою печаль, увидите травы и цветы, услышите, как поют птицы. И, может статься, вы услышите там заветные слова, от которых вам станет легче на душе».

Для крестьян и вообще мелкого трудового люда лес был источником дохода. Туда выгоняли пастись стада, там набирали осенью жир свиньи - главное богатство бедного крестьянина, который после «откорма на желудях» забивал свою свинью, и это сулило ему на зиму если не обильную пищу, то средство к существованию. Там рубили лес, столь необходимый для экономики, долгое время испытывавшей нужду в камне, железе и каменном угле. Дома, орудия труда, очаги, печи, кузнечные горны существовали и действовали только благодаря, дереву и древесному углю. В лесу собирали дикорастущие плоды, которые были основным подспорьем в примитивном рационе сельского жителя, а во время голода давали ему шанс выжить. Там же заготовляли дубовую кору для дубления кож, золу кустарников для отбеливания или окраски тканей, но особенно - смолистые вещества для факелов и свечей, а также мед диких пчел. столь желанный для мира, который долгое время был лишен сахара. В начале XII в. обосновавшийся в Польше французский хронист Галл Аноним, описывая достоинства этой страны, называет сразу же после целебного воздуха и плодородия почвы обилие богатых медом лесов. Пастухи, дровосеки, углежоги («лесной разбойник» Эсташ Монах, обрядившись в углежога. совершил один из самых удачных своих грабежей), сборщики меда - весь этот мелкий люд жил лесом и снабжал его дарами других. Он также охотно занимался браконьерством, но дичь была прежде всего продуктом заповедной охоты сеньоров. Эти последние, от мельчайших до самых крупных, ревниво оберегали свои права на лесные богатства. Особые служащие сеньоров, «лесные сержанты», повсеместно выслеживали расхитителей-виланов. Сами государи были крупнейшими лесными сеньорами и своих королевствах и энергично стремились оставаться таковыми. Со своей стороны и восставшие английские бароны навязывали в 1215 г. Иоанну Безземельному наряду с Великой хартией вольностей особую Лесную хартию. Когда в 1332 г. Филипп VI Французский распорядился составить перечень прав и владений, из которых он хотел образовать «вдовью долю» королевы Жанны Бургундской, он приказал расписать отдельно «оценку лесов», дававших треть общих доходов этого домена.

Но из леса исходила и угроза - он был средоточием вымышленных или действительных опасностей, тревожным горизонтом средневекового мира. Лес обступал этот мир, изолировал его и душил. Это была главная граница, «ничейная земля» (no man’s land) между сеньориями и странами. Из его страшного «мрака» внезапно появлялись голодные волки, разбойники, рыцари-грабители.

В Силезии в начале XIII в. двое братьев несколько лет удерживали лес Садлно, откуда они периодически выходили, чтобы брать в плен на выкуп бедных крестьян округи, и препятствовали герцогу Генриху Бородатому основать там хотя бы одну деревню. Синод в Сантьяго-де-Компостелле, должен был обнародовать специальный устав, чтобы организовать охоту на волков. Каждую субботу, кроме кануна Пасхи и Троицы, священники, рыцари и не занятые на работах крестьяне были обязаны участвовать в истреблении волков и ставить капканы; отказавшихся подвергали штрафу.

Из этих прожорливых волков воображение средневекового человека, опираясь на фольклорные образы незапамятных времен, легко делало чудовищ. В каком огромном количестве житий святых встречаем мы чудо приручения волка, подобное тому, как св. Франциск Ассизский приручил свирепого зверя Губбио! Из всех этих лесов выходили человековолки, оборотни, в которых средневековая дикость смешивала животное с полуварваром-человеком. Иногда в лесу прятались еще более кровавые чудовища - например провансальский тараск, проклятый св. Мартой. Леса были, таким образом, не только источником реальных страхов, но и универсумом чудесных и пугающих легенд. Это Арденнский лес с его чудовищным вепрем, убежище четырех сыновей Аймона, где св. Губерт превратился из охотника в отшельника, а св. Тибальд Провенский - из рыцаря в отшельника и углежога; лес Броселианд, место чародейств Мерлина и Вивианы; лес Оберон, где Гуон Бордоский поддался чарам карлика; лес Оденвальд, где под ударами Гагена окончил свою трагическую охоту Зигфрид; Манский лес, где печально бродила Берта Большеногая, а позже сойдет с ума несчастный французский король Карл VI.