Культура, субкультура, молодежные направления и стили. Особенности современной молодежной культуры Массовая культура и её влияние на молодёжь

Медиатизация является безусловным фактом не только современной культуры, но и мира в целом, где масс-медиа действительно выступают как один из главных социальных институтов, формирующих сознание. Однако, не стоит демонизировать их, чрезмерно преувеличивая роль в создании наших представлений о реальности. Алла Черных в своей книге «Мир современных медиа», характеризуя роль СМИ в сфере культуры и их воздействие на общество в целом, выделяет две основные характеристики: 1) медиа представляют собой первичные источники определений (значений) и образов социальной реальности и выражение (представление) общей идентичности; 2) именно медиа в самом широком смысле, включая как традиционные (прессу, литературу, театр, кино, радио, телевидение и связанные с последними вещательными средствами источники воспроизведения и тиражирования их продуктов -- магнитофоны, проигрыватели и т. д.), так и новые, прежде всего сетевые, включая Интернет, источники информации, являются важнейшим фокусом досуговых интересов, формируя общую культурную среду для большинства людей по сравнению с любым другим социальным институтом. [Алла Черных. 2007 стр. 145]

Предполагается, что, как и любая социальная группа, молодёжь создаёт свою собственную субкультуру. Однако, возможно ли применять термин «субкультура» при описании молодёжи, и что следует под ним понимать? В научной литературе существует как минимум четыре трактовки этого понятия.

  • 1. Субкультура рассматривается как совокупность некоторых негативно интерпретируемых норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (так называемая делинквентная субкультура).
  • 2. Под субкультурой понимается трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску.
  • 3. Субкультура - в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию. Фактически это определение ограничивает понятие субкультура и позволяет использовать его только для обозначения «неполноценных», «упрощенных форм культур».
  • 4. Субкультура как система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля и т.д. какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. [Епанова Ю.В. 2006]

Как отмечает Щепанская Т.Б., «само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе». Термин появился в научной литературе в 30-х годах ХХ века, однако действительно широкое его распространение было связано с изучением молодежных движений в 1960-х - 1970-х годах. Первоначально в значении термина подчеркивалась значимость приставки sub- (под-), которая указывала на подчиненный характер подобных явления. В качестве «культуры» рассматривалась система мировоззрения господствующей элиты, «субкультура» же обозначала скрытые, неофициальные пласты культуры, которые воспринимались как неполноценные формы культурного творчества и как потенциальный источник социальной нестабильности. Данное понятие использовалось в одном ряду с «андеграундом» и «контркультурой». [Щепанская Т.Б. 2003]

По мнению Стюарта Холла, британского теоретика в области культурных исследований, директора Центра Культурных исследований в Бирмингемском университете, понятие культуры значительно демократизировалось, даже искусство перестало рассматриваться как квинтэссенция духовно-культурного опыта: в парадигме «культурных исследований» это всего лишь одна из форм социальной практики. Понятие «культура» стало ассоциироваться со словом «обыденный». Культура -- это то, что «пронизывает насквозь», пропитывает все социальные практики в обществе, она олицетворяет собой их коммуникативное ядро. Исследовать культуру -- значит понять «структуру чувствования», присущую данному обществу. [А.Р. Усманова. 2003]

М.Р.Жбанков в «Энциклопедии социологии» даёт довольно точное определение термину «массовая культура». «Массовая культура создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Элемент новаторства в массовой культуре незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптированных для массового сознания версий достижений "высокой" культуры. В то же время неправомерно считать массовую культуру заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством. В действительности массовая культура служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским "подпольем" и традиционной народной культурой». [М.Р.Жбанков. 2003]

Как можно разграничить понятия «молодёжная культура» и «культура для молодых»? Я полагаю, что молодёжная культура всё же не направлена на массовое распространение, носит замкнутый характер и создаётся самой молодёжью для себя. Её можно охарактеризовать нонконформистской и определить место её формирования - крупные города. Культура для молодых, сориентированная на массовое потребление, создаётся для молодёжи, но не ей самой. В данном случае, создателем культуры для молодых может выступать издание нового типа.

Духовный мир молодёжи развивается на фоне господствующего сейчас в России прагматизма, озабоченности, прежде всего, материальными проблемами. Молодому человеку не мудрено и дезориентироваться. Как видно из результатов опроса, многие студенты (особенно в том вузе, где не изучают этику и эстетику) путаются в понятиях морали, не видят разницы между красотой и красивостью, подвержены стереотипам в оценке произведений искусства и творчества различных художников. Только у немногих формируются самостоятельные культурные интересы, большинство просто плывет по течению.

Проведенный нами опрос студентов по репрезентативной выборке (в нем участвовали 250 человек) подтверждает высказанное опасение. Мы не претендуем на широкие обобщения, но полагаем, что общие черты духовного развития современного студенчества удалось выявить. Это молодые люди, которые не отрицают традиционную культуру, признают ценности, принятые в обществе и прививаемые им старшими. Культурные и эстетические запросы их формируются благодаря информации, получаемой, прежде всего, в СМИ, а также в процессе учебы. Нельзя сказать, что большинство студентов имеет какие-то самостоятельные интересы в сферах культуры и искусства.

Молодые люди весьма внушаемы, путают подлинное и мнимое. Уровень их духовного и культурного развития нуждается в повышении.

Этот уровень примерно одинаков, хотя некоторые отличия все же имеются. Вызваны они, в числе многих причин, и тем обстоятельством, что будущие педагоги по сравнению с будущими инженерами изучают более широкий набор гуманитарных дисциплин, включая, например, этику.

И неслучайно, что наибольшее отличие студентов двух вузов выявилось в их взглядах на общегуманистические вопросы. Студенты-политехники менее склонны задумываться над нравственными проблемами. Так, 41% респондентов политехнического института допускает, что ради достижения благородной цели применимы «любые средства». Среди будущих педагогов таких только 19%, т.е. меньше в два раза. В то, что «существуют бескорыстные люди», верят 55% опрошенных студентов политехнического института и 71 % - педагогического.

Отношение к религии студентов отражает общую тенденцию, характерную для постперестроечной России. Около половины опрошенных испытывают потребность в молитве и желают глубже понимать сущность христианства, 45% посещают церковь, чтобы молиться. Тем не менее, 96% анкетированных из педагогического института, убеждены, что нравственность человека не зависит от его религиозности. Так же думает 91% респондентов политехнического института.

В целом, ценности, которым следуют молодые люди, традиционны и даже где-то патриархальны. На первом месте находится уровень «я - моя семья - мои цели». К примеру, свыше опрошенных студентов выразили готовность рисковать своей жизнью ради определенных целей. Но, в основном, - «ради близких». Число ответов «ради родины» невелико.

Можно заметить сдержанное (в некоторых случаях враждебное) отношение к «чужому». Видна ограниченность во взглядах на человека почти у половины опрошенных. Каковы культурные запросы респондентов? Им был задан вопрос: «С чем ассоциируется у Вас слово «отдых»?» 14% студентов-политехников и 17,5% будущих учителей отметили слово «сон». Далее у студентов политехнического института шли слова «развлечение» и «пиво» (по 5%), у студентов педагогического института - «природа» (9%) и «развлечение» (7,5%). Лишь на четвертом месте оказалось «чтение» (в среднем 4%).

На вопрос «Что Вы читаете сейчас?» - ответили: «Ничего» - 54% респондентов из политехнического и 36% - из педагогического институтов. Остальные читали на момент опроса в основном развлекательную литературу - детективы, приключения. Только некоторые в тот момент овладевали наследием Достоевского, Хемингуэя, Данте, Бальзака (все - студенты педагогического института). Что касается газет и журналов, то вообще не читают никаких газет по 30% опрошенных студентов обоих институтов. Из остальных 70% читающих подавляющее большинство предпочитает прессу рекламно-развлекательного характера.

Информация, получаемая из такого рода прессы, не может быть оценена позитивно. Молодые люди узнают слухи, сенсационные подробности событий, получают советы типа «Как познакомиться с девушкой?» или «Как понравиться мужчине?», читают гороскопы и прочую мистику, рассматривают рекламные картинки. Студенты не относятся к подобной прессе серьезно, тем не менее, она незаметно, но существенно оказывает влияние на их духовный мир, ориентируя на мимолетность чувств, легкость отношений, эгоизм. Такое же влияние оказывает в целом массовая культура.

Показателен также интерес респондентов к разным видам искусства. Как вид искусства телевидение занимает первое место у студентов политехнического и третье у студентов педагогического института по уровню интереса. Что же предпочитают смотреть молодые люди по телевизору? Большой популярностью пользуются передачи «Что? Где? Когда?», «Своя Игра» и музыкальные передачи. В целом, респонденты отдают предпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а также откровенно развлекательным передачам.

Кино «существует» для респондентов в основном на экране телевизора. Менее 2% студентов педагогического института ответили, что ходят в кинотеатр на каждый новый фильм. Среди опрошенных политехников таких вообще не нашлось. 37% респондентов никогда не ходят в кино по своей инициативе. Остальные ходят изредка или по возможности.

Несколько иное отношение к театру. В среднем около 3% респондентов обоих вузов ходят на каждую премьеру, 26% опрошенных студентов педагогического института посещают театр, как только им предоставляется возможность, половина опрошенных хоть изредка, но бывает в театре. Никогда не ходят в театр по собственной инициативе почти 22% респондентов. Драматический театр в шкале интересов студентов занимает место где-то посередине.

Хуже отношение к изобразительному искусству. Никто из опрошенных не ответил, что посещает каждую новую выставку. 28% и 30% респондентов отметили, что вообще никогда не посещают выставок по собственной инициативе. Остальные делают это редко или по возможности. Поэтому неудивительно, что взгляды студентов на изобразительное искусство не отличаются широтой. Они мало видели картин и знают только хрестоматийно известных художников. В этом плане студенты обоих институтов обнаруживают сходство. В целом интерес респондентов к изобразительному искусству невысок. Он ниже, чем, например, к классической музыке. Данные анкетирования свидетельствуют, что самые популярные у студентов те виды искусства, которые наиболее доступны им как людям, живущим не в столичном городе. То есть те, образцы которых можно слушать или видеть у себя дома - кино, музыка. Одновременно интерес к театру, который довольно велик, говорит о том, что респонденты тянутся к искусству, требующему непосредственного восприятия, без участия технических средств. Хотя материалы опроса показывают, что студенты неравнодушны и к серьезной музыке, истинных ценителей ее среди респондентов единицы.

В ситуации господства массовой культуры преподаватели гуманитарных дисциплин остаются чуть ли не единственными людьми, которые могут дать студентам правильное направление их культурного развития, научить отличать подлинное от мнимого. Если мы не хотим, чтобы наша высшая школа выпускала довольных лишь собою и не стремящихся к духовному развитию узких специалистов, то в вузах должны обращать больше внимания на культурно-воспитательную работу со студентами. Прежде всего, представляется целесообразным не сокращать дисциплины, которые способствуют повышению общекультурного уровня студентов. Так, например, основы этики должны входить в курс обучения как обязательный предмет наряду с историей Отечества, философией, культурологией, социологией и др. Это сейчас особенно важно потому, что в российском обществе наблюдается моральная растерянность. Молодые люди хотят иметь нравственные идеалы, а предложить им что-либо позитивное современное общество не может, разве что религиозные ценности. Однако религиозная мораль требует от человека глубокой веры.

Федеральное агентство по образованию

Филиал Федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

по культурологии

на тему: «Культура молодежи» .

Выполнил:

Студент 2 курса

Специальность: 080507.65

Шифр:0707214

Кривоносов Илья Александрович

Проверил:

Степанова

Зеленогорск 2008

Введение

    Социологический аспект молодежной культуры

    Элементы молодежной культуры (досуг, отношение к религии, политические ориентации, ценности, культурная информированность, культурные потребности, влияние массовой культуры, отношение к девиантным формам поведения)

    Молодежная субкультура

    Молодежная контркультура

Заключение

Список литературы

Введение

Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», а именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала XVIIIв. Позже его стали относить и к людям, отличавшимися изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, «культура» ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.

Определение «культуры», в современной науке, значительно шире. Под «культурой» понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочивания опыта и регулирования поведения членов этой группы 1 .

Молодежь, как социальная группа, в контексте культурного уровня выступает следующим образом: «Молодежь – это социальная возрастная группа молодых людей (иногда до 30 лет), с одной стороны несущая в себе результаты влияние различных факторов, в целом представляя собой сформированные личности, а с другой стороны – их ценности остаются гибкими, подверженными различным влияниям». Жизненный опыт этой группы не богат, представление о морально-этических ценностях часто окончательно не определены. Сегодня молодые люди рано перестают быть детьми (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст – это время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь относится к миру взрослых, а социологически – к миру отрочества. Человек созревает гораздо раньше, в смысле насыщения знаниями, а в смысле положения в обществе, возможность сказать свое слово – отодвигается зрелостью. Молодежь, как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется только психологической зрелостью, при которой отсутствует весомое участие в институтах взрослых.

Выделение молодежи своей культуры и субкультуры, связано с неопределенностью своих социальных ролей и неуверенностью в собственном социальном статусе.

Правомерно ли вообще понятие «молодежная культура»? Что же это такое – культура молодежи или культура для молодежи? Есть ли она вообще и как следует принимать это понятие, положительно или отрицательно? Как с ним соотносятся принятые в науке термины «субкультура» и «контркультура»? 2

Ответить на эти вопросы поможет социологическое исследование культуры молодежи.

1. Социологический аспект молодежной культуры

Изначально возникает вопрос: «Ограничена ли молодежная культура какими-то временными рамками, или же это понятие вневременное?». Иными словами: «Есть ли некие неизменные черты молодежной культуры, которые присущи определенной социально-возрастной группе, или же каждое новое поколение приходит со своей собственной культурой и является зеркалом своей эпохи и своего поколения?».

Однозначного ответа на эти вопросы нет. С одной стороны, молодежная культура является зеркалом культуры общества своего поколения, с присущими ему ценностями, мировосприятием, социокультурными установками, а с другой стороны она всегда есть большее или меньшее отрицание общепринятых позиций, и в этом смысле элементы контркультуры закономерно присутствуют в содержании культуры поколения в целом 3 .

Анализируя выше сказанное важно подчеркнуть особенности молодежной культуры. В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе, культуру молодежи следует рассматривать в нескольких плоскостях, которые обуславливают уровень и направленность культурной самореализации, и являются содержательной стороной культурной деятельности молодого человека. Состояние молодежной культуры, как считает В.Я. Суртаев, обусловлено следующими факторами 4 :

1. Системный кризис, затронувший социальную структуру с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести к состоянию социальной анемии и фрустрации населения, которые непосредственным образом повлияли на ценностный мир молодежи. Противоречивый и хаотичный поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность – все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодежи.

2. Современная российская культура, как на институциональном, так и на субъектно-деятельностном уровне сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой – коммерциализация культурного процесса, все больше уводит от норм и ценностей «высокой» культуры, к усредненным образцам агрессивной массовой культуры. Наибольшее её проявление наблюдается в СМИ, телевидении, Интернете и также отражается на системах установок, ориентациях и культурных идеалах молодежи.

3. В государственном масштабе, попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации, не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарной социализации практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи. В большинстве школ, гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации. Нередко, гуманитарная социализация носит коммерческий характер, так называемое «элитное образование». Характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлен уровнем доходов родителей школьников или самой молодежи.

4. Юношеский возраст (от 15 до 18 лет) - это период взросления, который отличается такими чертами как: порывистость, неустойчивость желаний, нетерпимость, дерзость, усугубляемые переживания социального статуса (уже не ребенок, но еще не взрослый). Именно это приводит молодежь в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы, которые удовлетворяют типичные потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. Эти группы выполняют социально-психологическую, терапевтическую функцию – преодоление социального отчуждения. Естественно то, что в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным мировосприятием действительности и юношеским нонконформизмом.

5. Особенности поколений, оказывают существенное влияние на молодежную субкультуру. В этом феномене наиболее отчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения 5 .

Тем не менее, существуют некоторые неизменные черты молодежной культуры, несмотря на то, что каждое новое поколение молодежи вступает в жизнь с несколько иным отношением к культуре общества, собственным культурным поведением и самовыражением.

Молодым людям, в силу их возрастных и общепсихологических особенностей свойственно эмоционально-чувственное отношение к культуре в целом, а в частности к художественной стороне. Они стремятся к глубокому личностному восприятию художественной информации, в то же время, как бы идентифицируя себя с героями произведений, перенося события, происходящие сними, на свою личную жизнь и переживая наяву иллюзорную жизнь персонажей, созданных воображением автора.

Сопереживание с подражанием – знак сегодняшней, молодежной рок - культуры. Как в 60-е, когда все сочиняли песни под Б.Окуджаву, А. Городницкого, так и теперь подростки собираются в свои команды и пытаются играть поп, рэпп или рок. Каждое поколение имеет свою массовую культуру и своих кумиров, которым подражает.

Известно, что юношеству ближе динамические сюжеты, действующие, а не рассуждающие герои. Многие «учителя-словесники» отмечают, что в школьные годы «Война и мир» интересует читателей, исключительно «приключениями» Наташи и князя Андрея, а похищение героини Анатолием Курагиным для них значительно увлекательнее судьбы Платона Каратаева, столь важной для самого Толстого. И только с возрастом, интерес к сюжету сменяется истинным проникновением в философские глубины этого великого русского романа.

В юношеской психологии кроется то, что молодежь предпочитает зрелищные виды искусства (кино, телевидение), ведь художественная литература воспринимается молодыми людьми как бы в картинках (давно ли они зачитывались сказками – самыми зрелищными из словесных жанров!).

В более широком плане, контекст культурной жизни и культурная атмосфера становятся для юношества возможностью для эмоциональной самореализации и предметом чувственного обожания. Это одна из причин экстремального, недопустимого с точки зрения общественных норм, поведения молодежной публики на концертах рок-звезд или на стадионах (посещение спортивных зрелищ, есть своего рода эмоциональная разрядка для юного фаната). Все это психологически закономерная черта молодежной субкультуры, воспринимаемая зрелыми людьми (нередко правомерно), как выражение контркультуры и своего рода общественный вызов.

Чувственное восприятие культуры, стремление к однозначному противопоставлению «добра» и «зла», ожидание безусловной победы «своих» над «чужими», приводит молодежь, особенно в юношеском возрасте, к преобладанию нравственных оценок над художественными и внеэстетическому восприятию искусства. Молодые люди иногда сознательно, а чаще неосознанно, открывая книгу или отправляясь в кинотеатр, хотят очиститься нравственно, стать лучше, благороднее, свободнее.

Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и реактивно - развлекательного, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения.

Наиболее наглядный пример группового стереотипа – это мода, с ее эклектичностью и размытой индивидуализированностью. «Я» как «мы»: «Я люблю или мне нравится кинофильм «Бумер», группа «Авария», кроссовки «Адидас»», а «Мы любим или нам нравится «Бумер», «Авария», кроссовки «Адидас»». Молодые люди как бы растворяются в группе своих сверстников, а подчас и противопоставляют «своих» - «чужим», к которым причисляют родителей, преподавателей, всех «отцов». Сами того не осознавая, они теряют свою индивидуальность, личную неповторимость в компании, в толпе «своих».

Часто можно услышать от молодежи запальчивое: «Вы нас не понимаете», нас – значит «всех моих сверстников». Конечно, этот феномен носит более универсальный характер, не только по отношению к сфере художественного или даже культурного. Здесь проявляется страх одиночества, отчуждения от ровесников (не случайно, постоянные посетители дискотек называют их «средством от одиночества»), это способствует искаженному представлению о коллективизме. Групповые стереотипы объясняются недостаточным уровнем сформированности личностей, в период прохождения социализации, они еще не приобрели личностной определенности и завершенности.

Противопоставляя себя миру взрослых, молодые люди все равно остаются по сути «одинаковыми», только эта «одинаковость» остается внутри своего поколения и поэтому ими не воспринимается. Молодежная мода – лучший тому пример. В выборе одежды молодой человек ориентируется, прежде всего, на свое окружение, чтобы соответствовать ему, не быть хуже или не достаточно модно одетым.

Делая вывод, можно сказать, что молодежную культуру, как культуру определенной возрастной группы характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение, наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов, установок и интересов 6 .

2. Элементы молодежной культуры

Сегодня досуг все чаще становится основной сферой жизнедеятельности молодежи. От досуга зависит удовлетворенность жизнью. В школе «отсиживают» положенное количество часов, в вуз приходят «за дипломом», на работу устраиваются с учетом где «больше платят»… Подлинная жизнь молодежи начинается за порогом школы, вуза, завода 7 .

Что касается интересов молодежи, связанных с досугом, то они далеко не многообразны, не осознанны и с трудом дифференцируются. Интересы у 42% опрошенных ограничиваются сферой «зарабатывания денег», а у 15% никак не проявляются, они заявляют, типа «делать нечего», «никаких увлечений». В свободное время молодые люди в основном гуляют с друзьями, встречаются с ними дома, смотрят телевизор, слушают музыку (порядка 63% опрошенных). Читают художественную литературу на досуге лишь 7%. Еще реже молодежь занимается спортом – 3%. Большинство опрошенных (72%) практически никогда не посещают концерты, выставки, спортивные соревнования и лишь 2% занимаются в кружках и секциях 8 .

Отношение к религии

Среди студенческой молодежи выявлено 4,3% неверующих, 50% верующих, 45,7% - колеблющихся между верой и неверием.

Что касается группы неверующих, то они в основном относят себя к последователям православия, церковные богослужения посещали случайно. Эта группа считает, что с помощью науки нельзя ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога, что религия человека делает нравственнее, добрее, указывает на положительную и отрицательную роль православия в истории нашей страны, на частичную неоправданность борьбы против религии и церкви в советское время.

В целом религиозность студентов резко возросла, если учесть такие ее показатели, как посещаемость церковных богослужений для удовлетворения личных потребностей (42,6%). Осведомленность о «священной книги» христиан Библии и убежденность в полезности религии в нравственной жизни (65,2%). Позитивной роли православия в истории нашей страны (19.5%) и т.п.

Границы между группами верующих и колеблющихся между верой и неверием недостаточно четко выражены. Так, мнение о том, что наука опровергает бытие Бога разделяют 7,6% верующих молодых людей и 2,5% колеблющихся между верой и неверием. Среди опрошенных к последователям православия отнесли себя не только 89,3% верующих, но и 73,4% колеблющихся между верой и неверием. В этих двух группах относительно высокий уровень не определивших своего отношения к религии 9 .

Политические ориентации

Политические ориентации – это направленность личности на определенные политические идеи и ценности, на те или иные политические силы, в совокупности являющиеся внешними факторами, регулирующими мотивации личности и ее поведение в политической сфере 10 .

Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современной молодежи. Важнейшим в отношении молодежи к политике, становится ухудшение её материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и проявляется от случая к случаю.

Основная форма интереса молодежи к политике сегодня – информационная. В среднем, интерес к политической информации отметил каждый второй опрошенный и это весьма весомо. Большинство молодых людей отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентации сохраняется. Нужно предвидеть, что дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах у студентов демократических партий вполне возможны.

Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию, с ценностей глобального уровня, на конкретные острые и переменные проблемы 11 .

Ценностные ориентации

В ряду наиболее значимых ценностей (отмеченных половиной и более студентов):

Дело по душе, интересная работа;

Высокий заработок, материальное благополучие;

Хорошие, верные друзья;

Хорошие отношения в семье;

Удовлетворенность в интимной жизни, любви.

Эти параметры однопорядковые, эмоционально окрашенные и личностные. В ответах девушек они отмечались чаще.

В целом можно сказать: «Студенчество становится практичнее, прагматичнее.». Но также сохраняется ориентация на творческий, интересный труд, возрастает значимость нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья).

Наименее значимыми оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность командовать людьми и спокойная жизнь 12 .

Культурная информированность

На вопрос «Что Вы сейчас читаете?» - многие ответили: «Ничего». Остальные читали, на момент опроса, читали в основном развлекательную литературу - книги различных жанров современных писателей. И только некоторые на тот момент, овладели наследием Достоевского, Хемингуэя, Данте, Бальзака. Что касается газет и журналов, их не читают вообще, 30% опрошенных. Из остальных 70%, подавляющее большинство предпочитают газетки рекламно-развлекательного характера.

Информация, получаемая из такого рода прессы, не может быть оценена позитивно. Молодые люди узнают сплетни, сенсационные подробности событий, получают советы типа «Как познакомиться с девушкой» или «Как понравиться мужчине», читают гороскопы и рассматривают рекламные картинки. Молодежь относится к подобной прессе серьезно, она в свою очередь незаметно, но существенно оказывает влияние на их духовный мир, ориентируя на мимолетность чувств, отношений и эгоизм. Такое же влияние в целом, оказывает массовая культура.

Что касается интереса молодежи к различным видам искусств, то телевидение как вид искусства занимает первое место. В целом, опрошенные, отдают предпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а также откровенно развлекательным передачам.

Кино «существует» для молодежи, в основном на экранах телевизора. Менее 2% ответили, что ходят в кинотеатр на каждый новый фильм. 37% никогда не ходят в кино по своей инициативе. Остальные ходят изредка или по возможности.

Несколько иное отношение к театру. В среднем около 3% ходят на каждую премьеру, 26% посещают театр как только им предоставляется возможность, половина опрошенных, хоть изредка, но бывает в театре. Никогда не ходят в театр по собственной инициативе 22% опрошенных.

Намного хуже отношение к изобразительному искусству. Никто из опрошенных не ответил, что посещает каждую новую выставку, 30% ответили, что вообще никогда не посещают выставок по собственной инициативе. Остальные делают это редко или по возможности. Поэтому неудивительно, что взгляды студентов на изобразительное искусство не отличаются широтой. Они мало видели картин и знают только хрестоматийно известных художников 13 .

Культурные потребности

В структуре культурных потребностей молодежи сегодня происходят серьезные изменения. Наряду с их обеднением прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее в потребностях молодежи превалировала ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), то сегодня приоритет творческой деятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачен. На первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление различного рода художественной культуры (театр, кино, музей, телевидение) 14 .

Влияние массовой культуры

Как пишет К. Разлогов, для того, чтобы по-настоящему насладиться произведениями массовой культуры, лучше быть художественно необразованным человеком – «художественная образованность здесь не опиум, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению не требует каких либо дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа» 15 .

Все-таки влияние массового искусства ощущается весьма заметно. Массовая культура, видимо, помогает молодым людям в их стремлении отгородиться и защититься от сложных жизненных проблем. В период общественных катаклизмов важнейшими становятся компенсаторная и развлекательная функции искусства. Именно эти функции выполняет массовое искусство.

Однако «масскульт» наносит большой вред людям, особенно молодым, ибо сознательно обедняет духовный мир человека. Массовая культура преподносит суррогат как подлинное. Это приводит к тому, что у молодежи путаются понятия, портится вкус. Например, музыку Моцарта молодой человек впервые слышит не в исполнении оркестра, а в пародийном исполнении на электрогитаре, а «Джоконду» видит не на хорошей репродукции в художественном альбоме, а на обложке компакт-диска, притом опять-таки в искаженном виде: поработало постмодернистское воображение оформителя обложки 16 .

Культ моды, вещизма и потребления овладевает сознанием и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной 17 .

Отношение к девиантному поведению

Молодежь толерантна к тем формам поведения, которые характеризуют сегодня лицо постсоветского общества вообще: пьянству, свободной сексуальной жизни, курению, азартным играм, проституции, мистицизму.

Максимальное неприятие вызывает ту форму девиации, которые связаны с насилием, которые преследуются, как уголовные преступления: воровство, «дедовщина», вымогательство, рэкет, наркомания.

Некоторым образом разнятся мнения мужской и женской части молодежи. Мужчины воспринимают, как социально приемлемые формы поведения, свободные секс - отношения и курение, в то время как женская половина склонна вкладывать в них социально-негативный смысл. Женщины настроены более критично к перечисленным формам девиантного поведения, чем мужчины, за исключением мистицизма и религиозного фанатизма, при оценке которого они проявляют большую толерантность 18 .

Профессиональное самоопределение

Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза. В пятерке приоритетных мотивов:

1.интерес к профессии;

2.возможность проявить свои способности;

4.перспектива хорошей работы по окончании вуза;

5.влияние семейной традиции, совет родителей.

В университете: медицинском, архитектурном, юридическом вузах на первое место среди мотивов поставлены «интерес к профессии» - от 50 до 66% ответов, в политехническом и экономическом на первом месте – «престиж вуза» (40 – 45% ответов), в педагогическом – «наилучшие способности в этой области» (52%), в горном – «стремление избежать армии» - 31% ответов.

Важное место в мотивации студентов отводится надежде в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов (51%), несколько меньше – у экономистов (39%).

Семейная традиция в наибольшей степени проявляется у студентов-медиков (39%), у юристов (30%). Такой мотив, как «совет учителей, специалистов по профориентации» теряет свой вес.

В число мотивов выбора вуза включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности, наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии.

В среднем 4 из 5 опрошенных студентов своим выбором вуза и специальности удовлетворены.

Профессиональное самочувствие старшекурсников уже обращено к дальнейшим перспективам. В целом четвертая часть студентов планирует работать в государственном секторе; 42 % - в коммерческих структурах или по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1:2, по специальности и не по специальности 5:1.

Около 16 % студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью.

Нужно отметить, что от 18 до 20 % студентов различных вузов уже сейчас не намериваются работать по специальности, 14 % студентов собираются посвятить себя семье. Особенно высок последний показатель у женщин – 21 %. 16% - хотели бы уехать за границу учиться и работать 19 .

3. Молодежная субкультура

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре.

В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

    Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

    Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

    Развлекательно-гедонистические– ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

4. Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

Характеристика отдельных субкультур

Хиппи.

Социальный состав хиппи неоднороден, но в первую очередь это творческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты.

Внешний вид, форма одежды: независимо от пола – длинные волосы причесанные на прямой пробор, особая лента вокруг головы («хайратник» от англ. Hair – волосы), на руках – «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего сделанные из бисера, дерева или кожи, несоразмерно большой вязанный свитер, украшенный бисером или вышивкой, джинсовый мешочек на шее для хранения денег и документов («ксивник»: от ксива – документ, воровской жаргон), цвет одежды в основном светлый, но не броский (опытные хиппи никогда не носят черного). Последнее поколение хиппи отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг).

Музыкальный стиль: из западной музыки хиппи предпочитают психоделический рок (группа «Doors»). Среди российских исполнителей - Борис Гребенщеков.

Язык, жаргон : большое количество английских заимствований, таких как «болт» - бутылка, «вайн» - вино, «флэт» - квартира, «хайр» - волосы, «пипл» - люди, «рингушник» - записная книжка (от англ. Ring – звонок). Кроме того, характерно частое использование уменьшительных суффиксов и слов, не имеющих аналогов в литературном языке для обозначения специфических понятий, свойственных только хиппи (например, уже упоминавшиеся «фенечка», «ксивник» и т.п.).

Развлечения: из алкогольных напитков хиппи предпочитают вина и портвейны. Замечено частое использование наркотиков (обычно легких). Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» - со всеми вытекающими последствиями. Хиппи не воинственны, они, как правило, пацифисты. Одним из первых был лозунг «Make love, not war». (Занимайся любовью, а не войной).

Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами «Мир, дружба, жвачка». Типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги и дорогие вещи, наблюдалось искреннее возмущение хиппи при попытке кем-то приобрести дорогие вещи, вместо дешевых. Популярные восточные религии и учения, среди которых можно выделить движение растоманов , почитателей культа Джа.

+Места встреч: в первой половине 90-х годов излюбленным местом тусовки хиппи в Москве был Гоголевский бульвар («Гоголя»). Сейчас либо единственного места нет, либо автору оно не известно.+

Толкиенисты (ролевики)

В молодежной культуре 90 гг. появились толкиенистское движение и порожденная им толкиенистская субкультура. Толкиенистыиролевики (любители ролевых игр) изначально были частью субкультуры хиппи, но в последнее время их движение настолько разрослось, что в свои ряды они начали включать многих не-хиппи. Толкиенисты – поклонники известного английского филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкиена, (на сленге толкиенистов – Профессор), он родился в 1892, а умер в 1973г. Книги Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец», «Сильмарион» и другие относящиеся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкиен создал в своих произведениях волшебный мир “Средиземье”, населенный чудесными существами, одной из которых были заимствованы им из фольклора различных народов мира (эльфы, тролли, гномы и т.д.), другие – выдуманы писателем (например, хоббиты, гибрид человека и кролика), каждый со своей историей, географией и даже зачатками своего языка (скажем, эльфийского). Толкиенисты вживаются в этот мир, воображая себя его жителями. Отсюда появляются необычные модели поведения в обыденной жизни. Так, толктенист, считающий себя эльфом, старается вести себя подобно тому, как, по его мнению поступил бы настоящий эльф. Во время игр («хичек» на толкиенистском жаргоне), группа молодых людей выезжает в лес, где распределив роли, разыгрывает сценки из произведений Толкиена. Внутри себя, движение подразделяется на два напряжения: представители первого предпочитают разыгрывать сценки из книги, ничего не меняя в сюжете, а сторонники другого берут лишь установочные данные (имена и характеры героев, время, место и цели действия) и приводят настоящее состязание, напоминающее пионерскую игру «Зарница», где нужно хорошо бегать, прыгать, плавать, драться на мечах, ориентироваться на местности.

Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

Панки

Панки (от англ. Punk – отбросы, гнилье, что-то ненужное) в какой-то степени являются антагонистами хиппи, при том, что имеют с ними много сходного.

Социальный состав: в отличие от элитарных хиппи большинство Панков – дети рабочих районов, разумеется, встречаются исключения.

Внешний вид, форма одежды: стандартной панковской прической считался «ирокез» - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженной голове, но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь Панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они вставляют повсюду – в куртки, майки, джинсы и даже в уши). Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки.

Музыкальный стиль: основоположником панк-культуры считается английская группа «Sex pistols». Кроме нее в почёте «Ramones» и «Dead Kenedies». В середине 80-х появилась группа «Exployted», которая играла жесткий панк, получивший название «хардрок» и ставший самостоятельным музыкальным стилем. В России яркими представителями панка являются сибирские коллективы (самый известный – «Гражданская оборона», поклонники которого выделились в самостоятельное поддвижение – панки - летовцы, по имени основателя коллектива Егора Летова).

Язык, жаргон : характерно употребление слов из воровского жаргона («маза», «хавать», «лабать») и маргинальное употребление «умных» слов («параллельно» в значении «все равно», «сугубо» в значении «безразлично»).

Развлечения: в отличие о хиппи панки из алкогольных напитков предпочитают водку, охотно употребляют наркотики. Интересно еще одно развлечение – «ходить по ништякам», т.е. доедать остатки пищи, подбирать и докуривать сигаретные бычки.

Идеология Панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, однако, если идею хиппи выразить как «зачем деньги, мир и так бесконечно прекрасен», то у Панков это «мир все равно г…о и ничего ему не поможет». В отличие от хиппи, панки довольно агрессивны, по политическим пристрастиям считаются анархистами (с легкой руки «Sex pistols», написавший культовую для панков песню «Anarchy in the UK»).

+Места встреч : в начале и середине 90-х годов основными местами в Москве была Пушкинская площадь и рок-магазин «Давай-давай».+

Скинхеды (скины)

Чрезвычайно близок к хардроку (жесткому панку) музыкальный стиль «ой», любимая музыка не так давно появившийся в Москве скинхедов или скинов (от англ. Skin head – бритоголовый, букв. Кожа-голова).

Внешний вид : соответственно своему самоназванию, скины выделяются, прежде всего, начисто выбритой головой. Стандартной одеждой скина являются высокие армейские ботинки, камуфляжные штаны или высоко закатанные джинсы с подтяжками и куртка «бомбер».

Идеология: практически все российские скины исповедают крайне агрессивный национализм и расизм (считают идеальным режимом – немецкий национал-социализм). На западе существуют «шарпы», «шарп-скинз» (от англ. Sharp – острый, резкий), выступающие под лозунгом «скины против расовых предрассудков» и являющие крайне левой, прокоммунистической экстремистской организацией, также существуют «гей-скинз» (от англ. Gay – гомосексуалист), хотя обычные скины ненавидят сексуальные меньшинства еще больше, чем расовые.

Развлечения: частым развлечением скинов являются драки с неграми в окрестностях, а также избиение представителей других национальных и расовых меньшинств, где бы те ни встретились. Кроме того, большинство скинов, особенно молодые «пионеры», - фанаты какого-либо футбольного (хоккейного) клуба. Они объединены в группировки и часто устраивают драки с фанатами других клубов. Самые известные в Москве фанатские группы: «Flint"s crew» и «Gladiators» (Спартак), «Red Blue Warrions» (ЦСКА), «Blue White Dinamite» (Динамо), а в Санкт-Петербурге – «Невский фронт».

Байкеры

Одной из самых «суровых» субкультур, как у нас, так на Западе, всегда считались байкеры (от англ. разг. Bike – велосипед, мотоцикл), которых с легкой руки советской пропаганды часто называли рокерами. Однако рокерами себя считают практически все поклонники рока – панки, металлисты и многие другие. Посему данное определение нельзя считать корректным.

Внешний вид : длинные зачесанные назад волосы или завязанные в хвост, платок на голове («бандан», «бандана» или «банданно»), борода, кожаная куртка с косыми молниями («косуха»), кожаные штаны, ковбойские сапоги («казаки»).

Музыкальный стиль: тяжелый рок. Вообще, байкеры отличаются довольно большим разнообразием музыкальных пристрастий, что заметно хотя бы по ежегодно проводящемуся в Подмосковье байк-шоу, где выступают совершенно не похожие друг на друга исполнители: Гарик Сукачев и группа «Мальчишник», Тайм-Аут и «IFK».

Язык, жаргон: кроме слов, обозначающих специфические понятия, относящиеся к мотоциклу или «прикиду», иной специфики язык байкеров не имеет, кроме, значительных вкраплений нецензурной лексики.

Идеология: основное понятие в идеологии байкеров – это мотоцикл. Весь мир делится на тех, кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают.

+Места встреч: байкеры делятся на членов какого-либо мотоклуба и на одиночек. Из всех мотоклубов самым известным, бесспорно являются «Ночные Волки» (лидер по прозвищу «Хирург»). Каждый год летом в течение нескольких дней проводится байк-шоу, которое могут посещать все байкеры, демонстрирующие искусство «верховой езды».+

Металлисты (металлеры)

По внешним признакам к байкерам близки металлисты или металлеры, одна из самых известных нынешних молодежных субкультур. По их мнению, существуют как минимум три основных направления «металла» (на самом деле гораздо больше): трэш, дум и дэд (от англ. thrash – бить, doom рок, судьба и dead – мертвец соответственно) и, следовательно, трэшеры, думеры и дэд-металлисты.

Внешний вид: фактически такой же, как у байкеров. Из всех цветов предпочтение отдают черному. Для металлистов конца 80-х – начала 90-х характерно наличие в одежде большого количества металлических заклепок и цепец, сейчас же так одеваются в основном «пионеры».

Идеология: из всех движений металлисты наименее идеологичны. В чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям.

+Места встреч: основное место в Москве – «труба», подземный переход от метро «Арабская» к ресторану «Прага», где вплоть до середины 1996 г. каждый выходной день устраивались концерты тяжёлой музыки.+

Алисоманы и киноманы

Практически совсем исчезли, как масштабное явление, такие субкультурные движения как алисоманы и киноманы (многочисленные в начале 90-х группы любителей «Алисы» и «Кино»). После бума и смерти Виктора Цоя, один из арбатских переулков был негласно переименован фанатами в переулок Виктора Цоя, а стена около него стала излюбленным местом тусовок. Во внешнем облике преобладает черная одежда, а на ней значок с изображением Цоя. Алисоманы (самоназвание «армия Алисы») состояли из подростков, «разочаровавшихся в жизни» и находивших утешение только в зажигательных песнях любимых артистов. Основной тезис бытия алисоманов можно выразить так: «мы лучше всех, но нас никто не понимает». Довольно активно пропагандировался суицид, как выход из духовного тупика.

Хакеры

Хакеры (компьютерные фанаты) – молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численность хакеров пока незначительна, в основном это студенты технических университетов, старшеклассники школ с физико-математическом уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя новой общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего 20 .

Криминальная молодежная субкультура (гопники)

Молодежные группировки, превратившись в структуры организованной преступности, поделили сферы влияния и предпочитают выяснить отношения, не прибегая к массовым дракам. Сведение счетов стало осуществляться, в большинстве случаев, путем заказных убийств.

В середине 90 гг. появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию.

Футбольные болельщики

Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Футбольные фанаты – сложное по организации сообщество. Среди фанатов московского «Спартака» выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом - «правые» . В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды. Их основная функция – заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т.д.), но также и командовать «военными действиями» - битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых» 21 .

Сатанисты

Еще в 80 гг. от субкультуры хэвиметалистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. К середине 90 гг. уже можно говорить о формировании в России сатанистской субкультуры. Время от времени в процессе появляются интервью с лидерами сатанистов, последние пытаются отрицать или затушевать антиобщественный и античеловеческий характер ритуалов и ценностей сатанизма.

Рейверы

Субкультура рэйва (от англ. Rave – бред, бессвязная речь) возникла в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-91 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв – преемник стилей техно и эйсидхауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни – это ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде… Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи (ключевые фигуры рейв - субкультуры), высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков 22 .

17 О.И. Карпухин «Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации». Социологические исследования. 1998 г. № 12. стр. 93.культуре молодежи . Проблема: трансформации в сексуальной культуре современной молодежи в подростковом и юношеском...

  • Молодежь как особая социальная группа

    Реферат >> Социология

    Время само понятие "политическая культура молодежи" , как и более общее... мало кто упоминает о политической культуре молодежи , о ее особенностях, разногласиях... мысль. 1999. № 10. Формирование мировоззренческой культуры молодежи . / Под ред. В.Г. Табачковского. ...

  • Молодежь в современной России: проблемы и перспективы

    Курсовая работа >> Социология

    То систематизировать. Важно отличать молодежную культуру от культуры молодежи . На первый взгляд, эти... целому, то культура молодежи включает в себя и общие элементы культуры , передаваемые молодежи

  • Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

    ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический

    университет К.Д. Ушинского».

    Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью

    Специальность(направление) 040104 «Организация работы с молодежью»

    Реферат на тему

    "МОЛОДЕЖЬ И КУЛЬТУРА"

    Выполнил:

    студент 948 группы

    Кутейников М.В

    Проверила:

    ассистент кафедры

    социальной педагогики и

    организации работы с молодёжью

    ЯГПУ им К.Д. Ушинского

    Лунева Е.С.

    Ярославль 2012

    ВВЕДЕНИЕ

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    ВВЕДЕНИЕ

    Современный этап переосмысления культурных ценностей и дальнейшая культурная судьба России, в особенности, таких мегаполисов как Москва, во многом зависят от духовного состояния, социальной и гражданской позиции каждого россиянина, его отношения к историко-культурным традициям своей страны, своего народа, а также от освоения богатств отечественной и мировой культуры нашей молодежью, новыми поколениями россиян.

    Отсутствие целостной государственной молодежной культурной политики и финансово обеспеченной культурно-воспитательной национальной программы при полномасштабном разрушении существовавших до начала 90-х гг. институтов воспитания и организации молодежи может привести в ближайшее время к катастрофе.

    В результате проведения рыночных реформ, развала национальной экономики, индустрии и на этом фоне тотальной экспансии из-за рубежа массовой культуры, псевдокультуры мы наблюдаем, как в общественном сознании, в первую очередь, в молодежной среде происходят резкие изменения ценностных ориентации, доминант.

    Кризис проявился, прежде всего, в снижении уровня духовности подрастающих поколений, поскольку традиционные культурные ценности в значительной степени утрачены, а новые еще не сложились, да и не могут сложиться в столь короткий исторический отрезок времени.

    В условиях коммерциализации творчества новое искусство стало искать дорогу к зрителю через образы больного, извращенного или порочного сознания, характер творчества стал приобретать все более антигуманную, антисоциальную направленность, негативно, разлагающе влияя на все общество, а в особенности на духовно неокрепшee подрастающее поколение.

    В свою очередь сохранение и создание новых культурных ценностей и, главное, формирование внутренней культуры нового человека связано как с направленностью, характером деятельности субъектов творчества, так и с отношением общества к традиционным и инновационным культурным ценностям.

    В сложившейся социокультурной ситуации, полярности мнений и духовного раскола среди творческой и научной интеллигенции чрезвычайно важно заполнить образовавшийся вакуум такими знаниями, идеями, теориями, научными дисциплинами и практическими программами, которые, обладая статусом научной объективности, социально-культурной значимости и духовной ценности, помогут не только переосмыслить происходящие процессы, но и организуют, систематизируют восстановление утраченного культурного пласта, культурных ориентиров, новое мировоззрение, позволят системно формулировать и успешно решать задачи культурного строительства.

    Необходимо глубокое историческое, философское, социологическое осмысление процессов, происходящих в сфере культуры в условиях продвижения России к демократическому обществу, к правовому, социальному

    государству, а также состояния, роли, места в этих процессах молодежной культуры.


    1. КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ, ИЛИ МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА

    Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала XVIII в. Позже его стали относить и к людям, отличавшимися изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, «культура» и по сей день ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.

    Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. (2)

    Как социальная группа молодежь в контексте культурного уровня выступает следующим образом. Молодежь - это социальная возрастная группа молодых людей (иногда до 30 лет), с одной стороны они несут в себе результаты влияние различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой стороны - их ценности остаются гибкими, подверженными различным влиянием. Жизненный опыт этой группы не богат, представление о морально-этических ценностях часто окончательно не определены. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст - время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь относится к миру взрослых, а социологически - к миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово - зрелость ею отодвигается. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

    Молодежь выделяет свою культуру и свою субкультуру, что связано с неопределенностью своих социальных ролей, неуверенностью в собственном социальном статусе.

    Современная российская культура, как на институциональном, так и на субъектно-деятельностном уровне сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой - коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразится на системе установок, ориентаций и культурных идеалов молодого человека.

    Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарной социализации практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу рекреативно-развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлен уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.

    Юношеский возраст, а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию - преодоления социального отчуждения. естественно, в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом.

    Особенности поколения оказывают существенное влияние на молодежную субкультуру, обладающую не столько возрастными, сколько генерационными особенностями. в этом феномене наиболее отчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения. (3)

    Тем не менее, некоторые стабильные, неизменные черты молодежной культуры существуют, хотя каждое новое поколение молодежи вступает в жизнь с несколько иным отношением к культуре общества и собственным культурным поведением и самовыражением.

    Молодому человеку в силу его возрастных и общепсихологических особенностей свойственно, прежде своего, эмоционально-чувственное отношение к культуре в целом и к художественной в частности. Молодой человек стремится к глубокому личностному восприятию художественной информации, когда он как бы идентифицирует себя с героями произведений, переносит на самого себя события, происходящие с ними, наяву переживает иллюзорную жизнь созданных воображением автора персонажей.

    В юношеской психологии кроется причина и того, что молодежь предпочитает зрелищные виды искусства (кино, телевидение), ведь даже художественная литература воспринимается молодыми людьми как бы в картинках (давно ли они зачитывались сказками - самыми зрелищными из словесных жанров!).

    И в более широком плане контекст культурной жизни, культурная атмосфера становятся для юношества возможностью для эмоциональной самореализации и предметом чувственного обожания. В этом одна из причин экстремального, недопустимого с точки зрения общественных норм поведения части молодежной публики на концертах рок-звезд или на стадионах (ведь и посещение спортивных зрелищ есть своего рода эмоциональная разрядка для юного фаната). Все это психологически закономерная черта молодежной субкультуры, воспринимаемая зрелыми людьми (нередко вполне правомерно) как выражение контркультуры и своего рода общественный вызов.

    Чувственное восприятие культуры, стремление к однозначному противопоставлению «добра» и «зла», ожидание непременной и безусловной победы «своих» над «чужими» приводят у молодежи, особенно в юношеском возрасте, к преобладанию нравственных оценок над художественными, к внеэстетическому восприятию искусства. Молодой человек иногда сознательно, а чаще неосознанно, открывая книгу или отправляясь в кинотеатр, хочет очиститься нравственно, стать лучше, благороднее, свободнее.

    Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения.

    Противопоставляя себя миру взрослых, молодой человек все равно остается по сути «одинаковым», только эта «одинаковость» - внутри своего поколения и поэтому им самим не воспринимается. Молодежная мода - лучший тому пример. В выборе одежды молодой человек ориентируется, прежде всего, на свое окружение, чтобы соответствовать, не быть хуже или не достаточно модно одетым.

    Итак, молодежную культуру как культуру определенной возрастной группы характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов отношений, установок и интересов. (4)

    2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ

    Молодежь и "массовая культура"

    "Массовая культура" давно и привычно воспринимается как символ чего-то низкопробного, отупляющего. Однако она опирается на самую передовую технику нашего времени: полиграфию, светотехнику, аудио- и видеоаппаратуру, компьютерную графику и др. Динамизм, "клиповость" стали неотъемлемыми чертами психологии восприятия современной молодежи. Поэтому те, кто считает своим делом культурное влияние на молодежь, должны заботиться, чтобы культурные акции любого рода дорастали до современных технических возможностей и учитывали особенности восприятия молодежи.

    Нужно смелее вторгаться на территорию шоу-бизнеса и отвоевывать у него возможность говорить с молодежью на привычном ей языке, но о вещах неизмеримо более значимых. "Массовая культура" не должна быть только досугово-бытовой. Она должна выводить далеко за рамки привычного шоу-бизнеса.

    Молодежная "элитарная культура"

    В молодежной среде исподволь вызревает культура XXI века. Для обыденного сознания, во многом сформированного вкусами и привычками достаточно далекого прошлого, "авангардизм", "абсурдизм", "постмодернизм", "концептуализм" в искусстве молодых кажутся чем-то непонятным, извращенным и бесконечно далеким от "реальной жизни". Но именно в этих "измах" сложно преломляются действительные острейшие проблемы бытия на рубеже тысячелетий, к тому же отягощенные в нашей стране болезненной сменой общественного строя и системы ценностей.

    Выставки, творческие вечера, фестивали современного искусства, моральная и материальная поддержка творчества молодых крайне необходимы. Что бы ни декларировали молодые, как бы они ни эпатировали публику, молодая культура нуждается в общественном внимании, в квалифицированной критике. Так же, впрочем, как и все мы нуждаемся в молодежной творческой элите, хотя это и не лежит на поверхности.

    Молодежь и духовные искания

    Лишь у незначительной части молодежи духовные устремления сформированы в лоне семьи. Для большинства свобода совести и вероисповедания - этакая "карт бланш", которая, впрочем, может остаться и не разыгранной.

    Поэтому наиболее разумным представляется оказание молодежи помощи в ознакомлении с духовным опытом человечества и, прежде всего, с традиционной для России православной культурой, в воспитании веротерпимости, в активной защите молодежи от влияния тоталитарных сект и агрессивных, фашиствующих право- и леворадикальных политических течений, маскирующихся под те или иные религиозные конфессии.

    Как ритм, так и частота ведут к зависимости от них – появляется потребность во все более высоких частотах, приближающихся к ультразвуку.

    При всем внешне демонстрируемом стремлении к самостоятельности подросток, по существу, проявляет себя как негатив и конформист. Именно в зависимости от сверстников он утверждает свою «самость». Музыка как нельзя лучше погружает подростков в зависимость от ритмов, высоты, силы и т.д., объединяет всех метаболическими ощущениями темных телесных функций и создает сложную гамму слуховых, телесных и социальных переживаний. При этом чем более мощное психофизиологическое воздействие оказывает музыка, тем больший «кайф» получает погруженная в музыку масса подростков, тем в большей мере каждый подросток отрешается от самого себя. Японские журналисты провели экспресс-исследование в крупнейших рок - залах Токио. Они произвольно задавали юной публике три вопроса: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?». Оказалось, что ни один из опрошенных не смог ответить на эти простые, обычные вопросы. Под воздействием музыки произошла потеря самоидентичности. (2,с. 14)

    Увлечение рок – музыкой (рокеров) нередко сравнивают с наркоманами, так как они уже не могут отказаться от препровождения времени вне рок-музыки. Действительно, привыкание к высоким частотам, к выраженному ритму объясняется возникающей зависимостью психофизиологического и социального плана.

    Одна из потребностей восприятия музыки – музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку и точно воспроизводить его. Слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается двигательными реакциями. В подростковой субкультуре эти реакции оформлены в определенные (современные) танцевальные движения. Чем отчетливее ритмы, тем более совпадают с ними танцевальные движения.

    То, что происходит в массе случаев с подростом в этой сфере, - явление, отражающее начальный уровень развития восприятия музыки. По существу, оно сводится к переживанию ритма и больших частот музыкальных звуков в сочетании с телесными движениями. Это явление относится к возрасту, поэтому в дальнейшем выросшие из подросткового возраста люди перестают с таким же энтузиазмом отдаваться музыке больших частот.

    Наряду с массовым погружением в поп - и рок-музыку можно отметить склонность отдельных подростков к восприятию классической музыки. Последнее требует наличия трех основных музыкальных способностей. Б.М. Теплов характеризует эти способности следующим образом:

    Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе – эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты, отчлененной от тембра.

    Проявляется оно в восприятии, узнавании мелодии, в чувствительности к точности интонации. Наряду с чувством ритма ладовое чувство образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте характерное проявление этого чувства – любовь и интерес к слушанию музыки.

    Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

    Музыкально-ритмическое чувство. Комплекс основных музыкальных способностей образует ядро музыкального восприятия. Специальной способностью, сформированной на восприятии музыки, является музыкальный слух. (8, с. 322)

    В музыкальном слухе слиты в неразрывное целое восприятие высоты, силы, тембра, а также и более сложных элементов: фразировки, формы, ритма и т.д.

    С.Л. Рубинштейн писал, что «музыкальный слух в широком смысле слова выходит собственно не только за пределы ощущения, но и за пределы восприятия. Музыкальный слух, понимаемый как способность воспринимать и представлять музыкальные образы, неразрывно связан с образами памяти и воображения». (7,с. 111)

    Подросток, увлеченный слушанием музыки и включенный в исполнительскую музыкальную деятельность, погружен в развитие у себя музыкальных способностей: он стремится совершенствовать мелодический слух, ладовое чувство, стремится развить гармонический слух и способность к слуховым представлениям. Развивая внутренний слух, он погружается в поток музыкального воображения и испытывает глубокое духовное чувство. (6,с. 389)

    Но часто подростки получают удовольствие от недопущения взрослых к своей музыкальной культуре, а для родителей это становится поводом к расстройству.

    Родителей часто беспокоит серьезные ухудшения в тематике некоторой рок-музыки, включая пользующиеся спросом альбомы, продвинутые ведущими звукозаписывающими компаниями, например:

    Пропаганда и гламуризация употребления наркотиков и алкоголя;

    Образы и явная лирика, представляющая самоубийство как «альтернативу» или «решение»;

    Сцены насилия в клипах;

    Занятия оккультизмом; песни о сатанизме и человеческой жертве, частые инсценировки этих ритуалов во время концертов;

    Секс, который сосредотачивается на садизме, мазохизме, кровосмешении, обесценивании женщины, и насилие по отношению к ней.

    Родители должны помочь подросткам, обращая внимание на их покупки, прослушивая и просматривая образцы и помогая им идентифицировать музыку, которая может быть разрушительной.

    Музыка не будет представлять опасность для подростка, жизнь которого счастлива и здорова. Но если подросток постоянно окружен музыкой, которая отражает серьезные разрушительные темы, и при этом у него наблюдаются изменения в поведении, вроде изоляции, депрессии, злоупотреблениями лекарственными препаратами, алкоголем или наркотиками, то в этом случае необходимо обратить внимание на его душевное здоровье.

    1.4 Подросток и компьютер

    Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Технический прогресс остановить невозможно, и, хотим мы того или нет, компьютерная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности, если хотите, цивилизованности человека. Трудно представить себе человека, претендующего на хорошую должность и при этом не владеющего компьютером. Современное состояние дел таково: если в середине-конце 90-х годов в числе наиболее частых занятий подростки называли слушание музыки и просмотр телепередач, то теперь увлечение компьютером потеснило прежние увлечения. Около 70% современных школьников, отвечая на вопрос о своих интересах и увлечениях, упоминают компьютер, Всемирную сеть Интернет, практически наравне с занятиями спортом, прогулками и общением с друзьями. Что такое Интернет? «Интернет – это глобальная компьютерная сеть, предоставляющая огромные свободы пользователям». Но сейчас, это уже нечто большее, чем просто сеть. Теперь Интернет стал еще и источником, через который террористы организовывают теракты, через который продают наркотики, через который продают детей. В Интернете есть пристанища тысячи извращенцев и психически неполноценных личностей.

    Более 54% пользователей Интернета уверены, что сеть оказывает положительное влияние на их жизнь, но 46% ощущают негативное влияние Интернета. Эта часть пользователей опасаются отрицательного влияния «сетевого образа жизни» на свое здоровье и физическую форму. Они чаще всего замечали негативное влияние Интернета на состояние их рук и пальцев, на режим сна, зрение. А молодежь от 14 до 34 лет, которая более склонна видеть в сети сильный положительный фактор, при этом значительно чаще жалуется на порчу зрения и осанки из-за долгого сидения за компьютером. (4,с. 211)

    Что же такое Интернет глазами подростка? Прежде всего – это средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учебе. Да и, честно говоря, не все второе применяют. Очень малый процент подростков используют компьютер и Интернет в учебных целях. Большая часть подростков проводят огромное количество времени в различных чатах и форумах, что, по их мнению, расширяет кругозор и мировоззрение. Но ведь на самом деле это совершенно не так. От этого они становятся только глупее и ограниченнее – в общении и в свободе в целом. Это уже в некоторых случаях перерастает в зависимость. Но, к сожалению, доказать это самому подростку невозможно. Он должен сам это понять и осознать, только тогда возможно все изменить. Для большинства подростков Всемирная сеть – это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения, но никак не сточки зрения взрослых. Миллионы людей находятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только подростки, но и вполне взрослые мужчины и женщины. Интернет помогает многим заменять общение в реальной жизни. Интернет дает иллюзию вседозволенности. В сети существуют клубы самоубийств, клубы наркоманов, клубы начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучиться правильно подбирать и колоть наркотики. В Интернете полно порнографии. Большинство молодых людей покупают модем лишь для того, чтобы зайти на порносайт. В Интернете легко можно найти сайты, где свободно продаются видеоматериалы с детской порнографией. А ведь на подобный сайт может зайти любой человек, в том числе и дети 13-16 лет. К сожалению, негативная информация в Интернете на данный момент преобладает. Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях человеческого организма, особенно вредоносно влияние в подростковом возрасте, так как именно сейчас организм ребенка усиленно растет и развивается.