Как создать сад в китайском стиле. Сад в китайском стиле: ландшафтное воплощение философии Востока Освещение садов и парков китая

Китайская культура отмечена печатью древности, оригинальности и известного своеобразия. Ландшафтный дизайн можно смело назвать одним из проявлений культуры Китая, в котором в полной мере отразились все ее черты. В культуре Поднебесной империи особую роль играет учение фэн-шуй, в котором гармонично объединены философия и повседневная жизнь. В отношении китайского сада влияние фэн-шуй выражается в создании гармонии между элементами воздуха, воды, земли, а также растениями, холмами, равнинами и, конечно, человеком. Устройство садовой территории, согласно фен-шуй, представляет отражение душевной организации ее хозяина, является своего рода проекцией его внутреннего мира.

Философия в устройстве зеленой зоны

Китайский сад - это чаще всего пейзажный сад, в котором каждый архитектурный элемент имеет свое символическое значение. Особенностью зеленой зоны можно назвать характерную для нее иерархичность, отношения подчиненности между отдельными элементами, при обязательном соблюдении баланса и гармонии в духе фэн-шуй.

Сад с настроением Поднебесной – это результат усилий человека и природы, при этом рукотворные элементы (здания, скульптуры, архитектурные формы малых размеров) удивительно гармонично становятся элементами ландшафта, так что искусственное порой не так просто отличить от естественного.

Концепция настроения

В саду, созданном по китайской философии, всегда присутствует выраженный центр в виде доминирующей композиции, а остальные элементы располагаются вокруг нее. Хотя садики в таком стиле имеют единую концепцию, но имеется много интересных разветвлений. Одно из них носит название «смеющиеся сады». Они отличаются насыщенными красками, широкой цветовой палитрой. Причем даже такие элементы как здания, тропинки, аллеи выполняются в яркой цветовой гамме.


«Смеющимся садам» в философском и художественном плане противопоставляются «угрожающие», которые являют собой отражение грозной мощи необузданных стихий. Своеобразная красота и гармония их выражается в форме искривленных деревьев, низвергающихся с грохотом водопадов, каменных глыб, готовых обрушиться в любой момент.

«Идиллический сад» - еще один вид эмоционального состояния китайского сада. Все элементы композиции выполняют задачу воцарения спокойствия и мира в душе, чему способствуют неяркие краски, умиротворяющая водная гладь пруда, на островке в котором можно уединиться в уютной беседке. Примечательно, что все три вышеописанных настроения могут присутствовать в одной зеленой зоне.

Решения для сада в стиле Поднебесной (фото)




Китай является самой древней цивилизацией в мире, с культурным и историческим наследием, уходящим вглубь веков на пять тысяч лет. Китайские сады и парки впечатляют своей долгой историей и архитектурными стилями. Китай - большая страна. Настолько большая, что на ее территории можно встретить практически все разновидности природных ландшафтов. Здесь находятся одни из самых высоких гор в мире, длинные реки и жаркие пустыни, множество пастбищ, небольшие участки горно-тундровых лесов и оазисы тропических лесов. Большинство людей, тем не менее, живут в низинных районах юго-востока Китая в пригодных для сельского хозяйства местах.

Китайцы считают сады и парки одним из направлений искусства. Планируя ландшафтные работы, они желают достичь абсолютной гармонии, классических пропорций и баланса. Искусство китайского сада тесно связано с пейзажной живописью, которая является не буквальной имитацией природного ландшафта, а квинтэссенцией сути и духа. Это своего рода пейзаж, написанный в трех измерениях и созданный человеческой рукой как подражание божественному творению.

Только после понимания исторического процесса социального развития Китая и культуры страны в целом можно сформулировать художественные идеи и концепцию дизайна сада или парка в особенном национальном стиле.

Классические китайские сады и парки

Классические китайские сады и парки сочетают национальную архитектуру с живописью, каллиграфией, поэзией, резьбой, архитектурой, разнообразной флорой и элементами неживой природы, представленной живописными ландшафтами и практичными функциональными постройками. Они предполагают наличие естественного ландшафта, чтобы посетитель смог в полной мере ощутить единение и гармонию с природой.

Китайские сады обычно состоят из пагод, павильонов, террас, беседок, разнообразного рельефа с непременным наличием пруда или озера, дополненного мостами. Многообразие приемов ландшафтного дизайна, накопленных с древних времён, делают обстановку уникальной и неповторимой, в зависимости от ракурса, с которого человек знакомится с предложенным ландшафтным решением. В этом заключается невероятная художественная привлекательность китайских садов.

Классические китайские сады и парки подразделяются на две группы: императорские и частные. Императорские парки построены с размахом, занимают большую территорию. К наиболее известным стоит отнести: парк Летнего дворца, который находится в 15 километрах к северо-западу от Пекина; парк Чэнду в провинции Хэбэй, занимающий площадь 564 гектара, что в два раза больше площади Летнего дворца; парк Бэйхай; парк Чжуннаньхай к западу от Запретного города.

Чэнду в провинции Хэбэй состоит из двух частей: дворцовой площади и живописного парка, в котором располагаются озеро, равнины и холмистые местности. Площадь озера занимает 58 гектаров. Островки, мосты и запруды делят водоем на несколько частей различных форм и размеров. В парке есть и горячие источники, и каскады водопадов, и ручьи. Недаром этот парк был излюбленным местом отдыха императоров династии Цин и их семей. Парк был разбит по образцу южных садов и построен по приказу императора Цянь-луна, который правил с 1737 по 1795 год.

Легенды божественных садов

Китайское садово-парковое искусство имеет долгую историю. Уже в одиннадцатом веке до нашей эры во времена династии Западная Чжоу были места, в которых императоры и благородные люди могли охотиться и отдыхать. Согласно легенде, дошедшей до наших времен, великий император, основатель династии Цинь Ши Хуанди был одержим поисками эликсира вечной жизни. Он снарядил экспедицию в Гималаи, чтобы найти горную вершину, на которой обитают мифические бессмертные. Бессмертные не были найдены, но идея создания имитации мест их обитания нашла свою реализацию в эпоху правления династии Хань. Сад для отдыха мог стоить значительных людских и материальных ресурсов. После того, как было завоевано шесть других царств, появился сад на южном берегу реки Вэй. Император Хань Уди, родившийся в 156 году до нашей эры, во время своего правления разбил около императорского дворца озерно-островной сад с тремя прудами, посреди которых возвышались рукотворные горы, воспроизводившие горы Пэнлай, Инчжоу и Фанчжан, символизирующие святые горы в Восточно-Китайском море. С тех пор люди стали восхищаться осознанием рукотворности невероятных ландшафтов, а вода и камни стали лейтмотивом китайского садово-паркового ансамбля.

Зарождение традиций садово-паркового искусства

Во времена правления династии Цинь, а затем и Хань, на стыке первых тысячелетий стали появляться императорские парки и охотничьи угодья. Ландшафтные парки и сады, имитирующие живую природу, появлялись и в период Южной и Северной династий, продолжали развиваться во времена династий Тан и Сун. Эти сады достигли своего апогея и по масштабу, и по архитектурному совершенству во времена правления династий Мин и Цин. Большинство древних садов и парков, сохранившихся до нашего времени, демонстрируют неповторимые решения садово-паркового дизайна представленного периода.

Садово-парковое искусство периодов правления династий Вэй и Цзинь

В периоды династии Вэй и Цзинь, появилась острая конкуренция среди правящего класса, и царства находились в состоянии хаоса из-за общественных волнений. В то же время это был период, полный относительно свободных мыслей, мудрости и творческого духа в искусстве. Политическая нестабильность и изменчивая жизнь привели к некоему пессимизму. Тем не менее, миграция интеллигенции на юг породила массу красивейших рукотворных пейзажей. Наслаждение пейзажами и посещение самых красивых мест стали неотъемлемой частью жизни образованного сословия. Садово-парковое искусство этого периода приобрело значительное развитие. Проектирование садов стало модным явлением. Эти частные сады по своей художественной задумке не сильно уступали императорским. Одновременно с развитием буддизма появилась новая форма садово-паркового искусства, представляющая собой дорогу к храмам.

Частные сады династий Тан и Сун

После 300 лет хаоса политический режим стал значительно стабильнее в период правления Сун и Тан. Экономика выздоровела, стали развиваться города и королевские дворы. Император Вэнь династии Сун разбил сад в городе Дасин, а император Ян создал Западный сад в восточной столице Лоян. Во времена династии Тан был настоящий бум ландшафтного дизайна. Знать и чиновники могли похвастаться садами в столице, большинство из которых были сосредоточены в юго-восточном районе. В древней книге «Знаменитые сады Лояна» Ли Гэфэя было описано двадцать четыре королевских сада. После того, как династия Юань захватила Южную династию Сун, Китаем начали управлять иностранцы. Этнические и классовые противоречия становились все ожесточеннее. Экономика находилась в состоянии стагнации, стало быть, не было и значительных достижений в развитии ландшафтного дизайна.

Зрелые периоды садово-паркового ландшафта династий Мин и Цин

В течение 270 лет правления династии Мин из-за экономического подъема и развития, сады и садово-парковая архитектура получили новый толчок к развитию. Нанкин был столицей ранней династии Мин. Император Чэнцзу перенес столицу в Пекин и начал восстанавливать город. К середине периода правления династии Мин, в связи с более быстрым развитием сельского хозяйства, садоводство стало ещё популярней. В этот период, возведение садов было сосредоточено в основном в Пекине, Нанкине и Сучжоу. В Сучжоу было очень развито сельское хозяйство и ремесленное производство. Это был самый богатый в экономическом плане город. Многие чиновники построили там свои частные дома и разбили сады, среди которых и ныне существующий сад скромного чиновника, и сад уединения Лю Юань.

Маньчжурские императоры династии Цин - Канси и Цяньлун оставили не менее богатое наследие в Пекине. Было разбито более десяти императорских садов, а сады и парки династии Мин восстановлены и доработаны. Славились радующие глаз городские частные сады в Янчжоу, Сучжоу, Ханчжоу и дельте реки Чжуцзян. Согласно статистическим данным на тот период насчитывалось более ста садов различных размеров.

Четыре стихии садово-паркового искусства Китая

Китайские сады выражают космогонию, основанную на слиянии конфуцианских, даосских и буддийских постулатов. Каждая из религий, исповедуемых в Китае, предлагает свои пути для достижения духовной свободы, объединяет их общее уважительное отношение к природе. Древние китайские сады демонстрировали баланс противоположностей, встречающихся в окружающем мире, которые для даосов выражаются в таких понятиях, как «инь» и «ян». К примеру, камни символизируют мужскую силу «инь», тогда как вода - женскую «ян».

Важнейшей отличительной особенностью китайского сада является, несомненно, взаимодействие компонентов, находящихся в динамической гармонии с водой, камнем, растениями и архитектурой. Вода является кровью жизни и живым пульсом Земли. Камень олицетворяет прочность и устойчивость. Он применяется в качестве рельефных компонентов, в виде всевозможных мостов, двориков и дорожек. Каменные глыбы символизируют горы, обитель бессмертных, земную твердыню, стремящуюся к небесам. Нет ничего случайного в китайских садах, так, каждый растительный элемент полон символизма и ассоциаций. Тщательно подбираются деревья, кустарники, цветы и водоросли, чтобы отразить замысел творца. Важно всё: структура, текстура, изящество, тонкость, гармония, глубокий культурный и философский подтекст.

Свойства растений выгодно подчеркиваются благодаря взаимодействию с водой, камнем и архитектурными элементами. Многоэтажные павильоны задают перспективу, небольшая открытая веранда приглашает к размышлению, чайхана манит освежиться в её тени и призывает к неторопливой беседе. Каждый китайский сад создает атмосферу, в которой природа, искусство и люди находятся в гармонии. Сады Китая - подтверждение щедрости природы, они демонстрируют все природные богатства страны. Их пейзажи характеризуются крутыми горами, многочисленными равнинами, умиротворяющими озерами и драматическими водопадами.

Символизм растений китайского сада

Для того чтобы сообщить тему китайского сада, подбираются растения, содержащие символические атрибуты. Так, лотос, корни которого располагаются в илистых донных грунтах водоемов, и чьи цветки достигают поверхности вод, символизирует духовную свободу. Сосны, сливы и бамбук ассоциируются с долговечностью, выносливостью и устойчивостью. Орхидеи, хризантемы и цветущая слива представляют грацию, благородство и терпеливость.

Уникальность садово-паркового искусства Китая

Великий немецкий философ Гегель однажды сказал: «Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и всем народам». Это в полной мере можно отнести к садово-парковому искусству Китая.

Китайская нация в процессе длительного исторического развития проживала на землях, богатых ресурсами и плодородными почвами, с разнообразными ландшафтными пейзажами. Эти предпосылки постепенно сформировали социальные явления, культуру и идеологию с уникальными национальными особенностями, отразившимися и в садово-парковой культуре, принимаемой людьми во всем мире.

Когда европейцы открыли для себя сады Китая, они были поражены их красотой и своеобразием. Китайская школа садового искусства оказалась совершенно самобытной, не похожей на все то, к чему привыкли в Европе. Китайцам была чужда идея сада, созданного по прихоти и воле человека. Стриженые деревья и кустарники, изощренные геометрически правильные узоры цветников, идеально ровные газоны в европейских садах воплощали торжество человека над природой. Китайцы же проповедовали иное: для них природа была высшей ценностью. Создавая рукотворный пейзаж, садовый мастер, по убеждению китайцев, должен пытаться воспроизвести природу в ее наиболее гармоничных проявлениях. Такой взгляд был для европейцев настоящим открытием. Во многом под влиянием китайских садов в Англии в XVIII веке зарождается пейзажный стиль садового искусства, который стремится подражать природе. Из Англии мода на сады в природном стиле распространилась по всей Европе и интерес к ней не угасает и по сей день.

Типы садов

Условно различают 6 типов китайских садов - императорские сады и парки, расположенные на севере Китая, в пригородах Пекина, сады при императорских гробницах, храмовые сады, сады естественных пейзажей, домашние сады и сады ученых. Тем не менее, не входя в детали, все многообразие китайских садов можно свести к двум основным типам: императорские и частные.

Императорские сады создавались искусственно: насыпались огромные холмы, устраивались водоемы, связанные между собой протоками с переброшенными через них мостиками, высаживались целые рощи деревьев. Одним из лучших образцов таких садов является хорошо сохранившийся парк «Ихэюань» в 12 км от Пекина. Общая площадь парка составляет 330 га, из которых 264 приходится на озеро Куньминху с островами и дамбой. Это гигантское озеро создано искусственно и является композиционным центром всего дворцово-паркового ансамбля. Сам же летний дворец императора с многочисленными павильонами располагается на горе Ваньшоуань. Северный склон горы занят лесом, а у ее подножья протекает ручей, берега которого воспроизводят природные пейзажи южно-китайских провинций.

В отличие от императорских, частные сады , столь характерные для юга Китая, как правило, не отличались большими размерами. Обычно их стремились «вписать» в существующий ландшафт, лишь подчеркивая достоинства естественного рельефа, но не меняя его кардинально. Такими садами славится район города Сучжоу близ Шанхая. В садах Сучжоу (их сейчас насчитывается около 60, причем некоторые из них существуют с 16 века) нет официальной парадности императорских парков. Сады здесь создавались для отдыха, размышления, интеллектуальных бесед. Для них характерны небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами в виде пагод, композиции из естественного камня. Сад, являвшийся продолжением жилых покоев и отделенный от окружающего мира оградой, воплощал особый мир тишины и покоя, располагавший к сосредоточенному созерцанию.

Особенности планировки и использование основных ландшафтных компонентов

По канонам китайского ландшафтного искусства разбивать сад следовало так, чтобы в любой точке сада «за пределами вида имелся еще вид». Такой прием назывался «принципом заимствования пейзажа». Окружающая сад природа словно входила в него, становясь его частью. Это позволяло зрительно раздвинуть границы сада и придать многоплановость открывающимся пейзажным видам.

Масштаб сада для китайцев не имеет значения. По их мнению, главное в искусстве создания сада - способность «в меньшем увидеть наибольшее». «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы», - пишет один из китайских авторов и его слова выражают истинно китайское понимание садового искусства.

Любой сад, даже самый миниатюрный, является воплощением образа природы и поэтому он обязательно должен содержать три основных ее элемента - воду, камни и растения. Вода организует пространство сада и придает разный характер отдельным его частям. Гладь воды воплощает мир и покой, в то время как струящаяся вода - символ жизни, вечного движения и постоянных перемен. Водоемы в китайских садах не имеют высоких берегов и искусственной облицовки. Павильоны на островах строились с таким расчетом, чтобы их фундаменты занимали почти всю территорию острова, что создавало впечатление, будто они «вырастают» из воды и «смотрятся в свое отражение».

Другой непременный элемент китайских садов - камни . Считается, что камни в саду уравновешивают природные стихии - воду, деревья - и создания рук человеческих - архитектурные сооружения. Иногда в китайских садах даже устраивались искусственные горки из камней без всякой растительности. Китайцы относятся к камням с необычным обликом и цветом как к шедеврам природы: их созерцают, к ним прикладывают руку, их слушают.

Очень ценят китайцы и старые многовековые деревья . Они обязательно становятся главной достопримечательностью садового пейзажа. И чем старше дерево, тем большим почетом оно окружено. Из деревьев особой любовью китайцев пользуются сосны - символ благородства, «деревья счастья» - персик и слива - и, конечно, магнолии, камелии, ивы, гинкго. Почти в каждом китайском саду можно встретить бамбуки - символ благородства и жизненной стойкости.

Из цветов особое поклонение в Китае вызывал древовидный пион, заслуживший титул «царя цветов». Повсеместно выращивались хризантемы, гортензии, розы, нарциссы, а из водяных цветов - лотосы. У каждого благородного цветка были свои спутники из цветов рангом пониже. Для царственного пиона лучшими спутниками считались шиповник и роза, сливу старались посадить рядом с камелией и магнолией, хризантему «оттенить» бегонией. Вообще же, все растения китайского сада имеют свою символику, поэтому для каждого китайца смысл пейзажной композиции понятен без дополнительных пояснений - символичность лежит в основе китайской культуры и даже китайского образа мыслей. Персик выражает пожелание благополучия, гранат символизирует семейное счастье и продолжение рода, сосна - долголетие и силу характера, пион - богатство и знатность, яблоня - широту души.

Обычно в саду создавали уголки, предназначенные для посещения в разные времена года. Так, в «зимнем» пейзаже обязательно присутствовали сосна и цветущая в эту пору слива, а также некоторые другие раннецветущие растения. «Весенние» пейзажи украшали сакура, жимолость, миндаль, фиалки, нарциссы и прочие растения, наиболее декоративные в это время года. В «летних уголках» сада сажались летние цветы и лиственные деревья - дуб, бук, ясень, платан. В осеннюю пору наслаждались разноцветьем кленовых листьев и тонким ароматом цветущих мандариновых деревьев.

Важнейшим принципом китайского сада является гармоничное соединение садового пейзажа и архитектуры. Линии садовых построек повторяют естественные линии окружающей природы: плавно изгибаются над водой мостики, закруглены скаты крыш ярких беседок, мягко очерчены силуэты павильонов. Дверным проемам придаются фигурные очертания. Глядя в них, вы видите прекрасную картину в раме. Это тоже своего рода «заимствование пейзажа». Благодаря такому приему сад словно входит в дом, становясь его неотъемлемой частью. Может быть, в этом и есть главный урок, которому учат нас китайские сады: человек не должен противопоставлять себя природе, он должен чувствовать себя ее частицей.

По материалам журнала «Стильный сад» и книг:
Неухоженко Н.А., «Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры» СПб, 2004;
Ожегов С.С., «История ландшафтной архитектуры» М, 1993

В этой статье будет рассмотрено одно из самых ярких и самобытных направлений этнического стиля — китайский сад. Устройство такого сада на участке — занятие увлекательное, способное показать не только дизайнерский талант хозяев, но и их богатый внутренний мир.

Самобытность китайского сада

Китайский стиль достаточно самобытен и стоит особняком среди этнических садов. С одной стороны, его устройство подчиняется общим для этники стилистическим приемам, а с другой, довольно заметно противоречит основной концепции стиля — близости к природе, максимальной естественности. В китайском саду очень трудно проследить, где заканчивается естественное, и вступает в свои права искусственное, выдуманное, рукотворное.

Учение фэн-шуй — главное руководство к действию

Учение фэн-шуй является идеологической основой китайского сада. Основными постулатами фэн-шуя, нашедшими свое применение в ландшафтном дизайне , являются:

  1. Гармония между всеми элементами сада (как отражение мироздания, гармонии пяти стихий). Это касается всего — пропорций воды и суши, свободного и занятого пространства, особенностей ландшафта.
  2. Четкое выделение центра, главной доминирующей точки.
  3. Значимость каждого растения, каждого элемента садового дизайна.

Все, что будет сделано, построено, высажено, выкопано в китайском саду, должно быть пронизано энергией Ци, и задача хозяина участка направить эту энергию в нужное русло.

Типы китайских садов

Исторически сложилось три типа китайских садов:

  1. Императорские, потрясающие своей роскошью и утонченностью.
  2. Монастырские или естественные, максимально встроенные в природный ландшафт.
  3. «Сады за стеной» — частные сады. Именно эти сады и являются прототипами современного китайского стиля.

По эмоциональному воздействию выделяются:

Смеющиеся сады, символизирующие полноту, яркость и радость жизни. При устройстве используются цветущие растения, яркие краски, способные создать настроение радости и полноты жизни.

Угрожающие сады, символизирующие разрушительную власть стихий. Используются беспорядочно набросанные валуны, искривленные, покрытые мхом и лишайником деревья с темной листвой.

Идиллические сады, восстанавливающие покой и гармонию.

Очень интересным решением может стать устройство всех трех эмоциональных садов на одном участке. При этом важно обеспечить композиционную завершенность задумки.

Главные этапы создания китайского сада и основные стилистические приемы

При устройстве китайского стиля очень важно помнить главное правило создания этнических садов — все элементы ландшафтного дизайна и архитектуры должны соответствовать выбранному стилю. Всё, вплоть до хозяйственных построек и входной группы, должно быть стилизовано под китайский стиль и архитектуру.

Выбор центра композиции и планирование

Для устройства китайского сада лучше всего подходят участки холмистого рельефа. Совершенно плоский участок придется «оживлять», насыпая искусственные холмы, возвышенности и горки.

Дизайнеры при устройстве китайских садов очень часто используют «восьмиугольник Багуа» — это деление участка на 9 секторов, основанное на знаниях фэн-шуй о концентрации энергии.

На начальном этапе необходимо выбрать центр композиции. Как правило, это возвышенное место, с которого открывается самый красивый вид и максимальный обзор. Как будет выглядеть центральная композиция, не так важно, главное, чтобы с нее можно было подолгу любоваться открывающимися взору пейзажами, а сам центр композиции просматривался с любой точки сада.

Для китайского стиля (в отличие от большинства этнических) характерно осевое планирование и четкие, правильные линии и углы границ участка.

Цветовая палитра

При оформлении сада в китайском стиле большое значение имеет цвет, так как китайская философия наделяет цвета целительными свойствами. Именно поэтому архитектура и малые формы блистают яркостью и разнообразием красок:

  1. Фиолетовый и белый — спокойствие.
  2. Темно-красный и ярко-желтый — радость и жизненная энергия.
  3. Синий и черный — расслабление и исцеление.

Тоже самое можно сказать и о природной палитре: ярко цветущие растения и декоративные кустарники вносят свои краски в сказочное полотно китайского сада.

Большинство этнических стилей характеризуется своим цветом, применение которого при оформлении ландшафтного дизайна помогает сделать его узнаваемым. Для китайского сада таким является сочетание желтого, красного, зеленого и коричневого.

Устройство дорожек

Дорожки и тропинки китайского сада могут разбегаться по всему участку причудливыми узорами, манить за собой, петлять, удлиняя путь, давая человеку возможность как можно дольше насладиться общением с прекрасным. За их крутыми поворотами должны скрываться неожиданные сюрпризы — цветущий куст, скульптура, группа камней.

Для устройства дорожек можно использовать гравий, белый и желтый песок, плиты из натурального камня. Отличным приемом стилизации является устройство извилистой дорожки из гальки. Подбирая ее по цвету, можно выложить различные узоры, например, в виде волн или расходящихся сфер.

Ворота и ограждения

Неизменное правило стиля — сад не должен иметь четкой визуальной границы, необходимо создать ощущение его бесконечности. Именно поэтому ограждение необходимо тщательно маскировать.

Оно должно выглядеть либо как каменная композиция, за которой просто продолжается сад, либо как увитая растениями ширма, отделяющая еще одну зону. Возможно устройство забора-экрана, на который проецируется тень от веток причудливо искривленного дерева.

Можно использовать стилизацию забора под стену якобы расположенного рядом храма, за которым сад продолжается.

Входная группа китайского сада достаточно стандартна: характерные ворота, окрашенные в красный или коричневый цвет, сразу создадут нужную атмосферу.

Многообразие малых форм

Именно малые формы, садовая мебель и предметы быта помогают придать участку в этническом стиле узнаваемость и необходимый колорит. Китайский стиль легко поддается такой стилизации.

Для устройства китайского сада в ландшафтном дизайне широко применяются камни. Философия фэн-шуй наделяет их большим философским смыслом — они символизируют равновесие противоположных стихий. Камни считаются живыми существами. Чем необычнее природная форма камня, чем больше в нем пустот, тем лучше.

Камни могут располагаться как по отдельности, так и создавать разнообразные группы.

Необходимый колорит и настроение создадут расставленные и развешенные по саду яркие китайские фонарики и зонтики.

Основной китайской символикой являются иероглифы, но относиться к их применению стоит с большой осторожностью. Во-первых, стоит помнить, что в них может быть заключен определенный смысл, а во-вторых, сад, перегруженный ими, будет смотреться банально и вульгарно.

То же самое можно сказать и о садовых скульптурах в китайском стиле. Они должны органично вписываться в общую композицию, не нарушая гармонию пространства.

В последнее время очень популярными стали топиарии — скульптуры из декоративно подстриженных деревья и кустарников. Именно их все чаще применяют дизайнеры для этнических стилей. Такая фигурка в китайском саду отлично оживит общую картину и создаст соответствующее настроение.

Очень интересным приемом, который сделает стиль узнаваемым, являются так называемые садовые «лунные» окна. Они устраиваются таким образом, чтобы через них можно было любоваться красивым пейзажем или композицией.

Узнаваемыми и самобытными элементами китайского стиля являются мосты, выполненные из натуральных материалов. Горбатые мостики чаще всего служат по своему прямому назначению — для пересечения водных ручьев, каналов, прудов. Для китайского сада лучше всего подойдут либо каменные, искусственно состаренные, либо деревянные, выкрашенные яркой краской мостики.

Водоемы китайского сада

Без сомнения, искусственный пруд не только украсит участок в китайском стиле, но и может стать центром всей композиции. Свободные очертания, нечеткая береговая линия, обилие прибрежной растительности — отличительные черты китайского пруда. Очень интересно смотрится грот на берегу или на небольшом островке посередине.

Китайский пруд должен быть «живым». Обитателями пруда могут стать карпы кои и любые другие яркие рыбки, серебристые караси.

Увлекательным занятием может стать устройство лотосного водоема.

Китайская беседка — икона стиля

Ни в одном этническом саду беседка не является основным стилистическим элементом, только в китайском она — центр композиции, ставящий окончательную точку в создании стиля. Располагается она обычно рядом с водоемом, легкие кружевные очертания и характерная крыша делают ее узнаваемой.

Китайскую беседку можно сделать своими руками из дерева и покрасить ее в характерные для Китая цвета — коричневый, желтый, зеленый или красный.

Растения китайского сада

Чем ярче и богаче цветовая палитра растений китайского сада, тем лучше. Однако забывать о том, что все в нем имеет свой смысл и значение, нельзя:

  1. Хвойные растения, высаженные на участке, будут символизировать долголетие. Это могут быть сосны, кедры, пихты, можжевельник.
  2. Плодовые деревья принесут счастье и продолжение рода. Отлично впишутся в садовый дизайн яблони, вишни, сливы.
  3. Колорит и настроение создадут цветущие кустарники с разноцветной листвой — форзиции, бересклеты, таволга.
  4. Для оформления шпалер, ограждений, арок подойдут плетистые розы, жимолость и другие вьющиеся цветущие растения.

Обязательными растениями в китайском саду являются благородные пионы, хризантемы, лилии. А вот мелкоцветущие, пестрые и полевые растения, так часто используемые в этнических садах Европы, лучше не высаживать. Они могут создать стилистический диссонанс.

Еще одной особенностью, отличающей китайский сад от некоторых европейских этнических садов, является то, что при отсутствии классических, выстриженных газонов и четко очерченных клумб, все растения должны быть подстрижены, наличие сорняков и небрежности в уходе недопустимы.

После завершения работ по созданию этнического ландшафтного дизайна в китайском стиле остается только тщательно ухаживать за растениями. А еще помнить, что сад — место отдыха, восстановления мира в душе и гармонии с окружающим миром, поэтому все неприятности и беды стоит оставлять за его воротами.

Китайские сады прочно входят в моду последние несколько лет. Особую популярность они обретают в связи с расширением зон, выделяемых под индивидуальное жилищное строительство. Китайский сад можно разбить и спроектировать даже на уклонных участках.

Сад в китайском стиле и его фото

Сад в китайском стиле устроен по определенным канонам, уходящим вглубь веков. В центре сада всегда вода, которая часто занимает более его половины, замкнутые дворики и тенистые уголки, расположенные по периметру водных устройств, это самостоятельные пространства, перетекающие друг в друга. Главное достоинство китайского сада - его естественность, в нем невозможны симметрия и прямые линии, все то, что отсутствует в природе. Непременным элементом китайского сада являются камни. Они могут стоять в одиночестве или группой, их дополняют , они могут находиться или .

Немыслим китайский сад и без архитектурных сооружений, разбросанных по усадьбе, каждое со своим, строго определенным назначением. Для прогулки по саду существует маршрут, связывающий садовые композиции в единое целое, раскрывающий перед гостем садовые картины одну за другой в определенной последовательности, - это своеобразный сценарий садового спектакля. Китайские садовые устроители мудро советовали учиться у природы, впитывать какие-то идеи, путешествуя по окрестностям. Не стоит слепо копировать окружающую красоту, поучитесь у нее, вдохновитесь и придумайте что-то свое.

Посмотрите сад в китайском стиле на фото, которые иллюстрируют проект в целом и его составные элементы:

Фотогалерея

Китайский стиль в ландшафтном дизайне

Пример воплощения проекта, в основу которого положен китайский стиль в ландшафтном дизайне.

Используемые элементы сада:

1. палисадник.

2. древесно-кустарниковая композиция.

3. плавательный бассейн.

6. пионы, посаженные в модули мощения.

7. китайская беседка.

Начинается сад с палисадника, расположенного между домом и подъездной дорогой, к которой примыкает лес за забором. Сортовые сирени да лесные сосны с елями, растущие перед домом, помогают саду влиться в природное окружение. Здесь же левее палисадника находятся вход и въезд на участок, место для стоянки автомобиля. Широкий дом играет роль своеобразной ширмы, отгораживающей сад от улицы.

Несколько водоемов плавно перетекают один в другой, их ограничивают потрясающе красивые линии, вдоль которых расположились выразительные композиции из камней и хвойных растений. На западном берегу построен большой птичник из частой металлической сетки, он состоит из двух частей по обе стороны от беседки по китайским мотивам, к которой примыкают. Фазаны отлично зимуют здесь под открытым небом.

Ландшафт в китайском стиле

Можно сначала посмотреть на фото китайские сады, чтобы понять, что подобный стиль минимализма позволяет обустраивать даже самые неприглядные территории:

Фотогалерея

Ландшафт в китайском стиле включает в себя несколько необычных элементов. Еще одно строение в китайском духе — это смотровая башня на восточном берегу для созерцания красивых видов сада - отсюда они открываются просто потрясающие. Кроме того, она отвлекает внимание от слабо декоративного соседского дома, расположенного позади нее. Башня занимает совсем немного места на земле, около полутора квадратных метров (1,5 м в ширину, 1 м в глубину). Наверх можно подняться по удобным деревянным ступеням винтовой лестницы и уже со второго этажа насладиться видом окрестностей. Построенная на удачном месте, выкрашенная в коричневый цвет, легкая и воздушная, башня стала фокусом восприятия и украшением всего сада. Один из ее главных элементов - крыша. Большая, покрытая красно-коричневой гибкой черепицей, благодаря изогнутым и приподнятым кверху углам крыша летит в небеса, придавая саду особую экспрессию.

Вдоль береговой линии искусственных водоемов, составляющей 120 м, проложены дорожки, прогуливаясь по которым можно любоваться водой и рассматривать интересные растительные композиции.

Вдоль длинных сторон участка часто посажены самые разные деревья и кустарники, изолирующие с двух сторон участок от соседей. Эффектно, когда берег выложен камнями, как в этом саду.

Какую-то часть берега водоема неплохо украсить растениями, но не стоит заполнять растениями весь периметр, часть берега должна быть свободной от них. С камнями органично смотрится мощение. Если нужно «провести» по галечному берегу тропинку, то подойдет и вплотную уложенный, и пошагово размещенный плитняк. Красиво, когда к какой-то части берега вплотную подходит