Как появилась сумка и её история. История моды: сумка Появление первой дамской сумочки мы обязаны

Ни одна женщина от 5 до 105 лет не может обойтись без сумочки. В этой статье мы узнаем несколько любопытных фактов о самом важном дамском аксессуаре.

1. Женская ручная сумка их кожи появилась относительно недавно, в 1841 году. Ее автором стал H. J. Cave, живший в Лондоне. По заказу крупного предпринимателя Самуила Паркинсона, мастер создал коллекцию сумок для всех членов его семьи. Была среди них и прочная кожаная сумочка для миссис Паркинсон. Сейчас этот аксессуар бережно хранится в Амстердаме, в Музее сумок. Но не менее красивую и элегантную сумочку можно приобрести на специализированном сайте - http://bagsy.kiev.ua/ . Девушки приобретайте красивые сумочки и будьте элегантнее других.

2. Есть легенда, что все не проданные сумки Louis Vuitton после окончания сезона сжигаются. Делается это для того, чтобы избежать снижения цен на них и сохранить эксклюзивность. Никаких фактов, подтверждающих или опровергающих этот слух нет. Вполне вероятно, что его автором стал сам модный дом Louis Vuitton, дабы поддержать интерес к себе.



3. Каждой женщине будет интересно оказаться в амстердамском Музее сумок. Его коллекция – крупнейшая в мире - насчитывает более 3,5 тыс. экспонатов. Наиболее ценным считается мужской кошелек из козьей кожи, изготовленный в начале XVI в. Он украшен металлическими защелками и предназначен для ношения на поясе.

4. При упоминании о самых дорогих сумках в первую очередь вспоминаются знаменитые Birkin. На самом деле наибольшую цену имеет сумка ручной работы «The Mouawad 1001 Nights Diamond Purse», она стоит 3,8 миллиона долларов и внесена в Книгу рекордов Гинесса. Ее изготовлением руководил известный ювелир Robert Mouawad. Сумка имеет форму сердца, она изготовлена из золота и более чем 4,5 тыс розовых, желтых и прозрачных бриллиантов. Общий вес камней – почти 382 карата.

5. Фамилия персонаж известной книги Толкиена «Хоббит или Туда и обратно» Бильбо Беггинса происходит от английского слова «Bag» - «сумка». В русской вариации его фамилия может звучать как Сумковс, Сумкинс или, например, Торбинс.

6. Первые кошельки и сумки появились намного раньше, чем карманы. В них носили монеты еще за несколько веков до того, как кто-то придумал для этих целей вшить в одежду небольшой мешочек.

7. В 1985 году Миучча Прада разработала черный рюкзак из нейлона. Ранее из этого материала шили только парашюты для итальянской армии. Новый аксессуар быстро пришелся по душе молодежи и стал первой сумкой унисекс.

8. Изначально сумки носили только мужчины. В древности шаманы африканских племен обязательно имели при себе разноцветные плетеные сумки, украшенные перьями, мехом и прочим. А мужчины древнего Египта прикрепляли к поясу небольшие мешочки-кошельки. Таким образом, то, что женщины привыкли считать исконно своим, на самом деле было перенято ими от мужчин.

9. Одна из самых стильных женщин мира Виктория Бэкхем обладает крупнейшей коллекцией сумок, которая оценивается примерно в 3 млн долларов. Одних только Birkin от Hermes у нее более ста. Есть у Виктории и сумки от Valentino, Miu Miu, Chanel, Oscar de la Renta, Prada, Chloe, Giambattista Valli, Michael Kors и других марок.

Далекие прородители современных сумок появились много веков назад. Можно смело заявить, что история возникновения этого важного элемента стиля и гардероба стартовала еще в древности, в эпоху, которая именуется просто - периодом "до нашей эры". Логично предположить, что прототипы современных моделей были совсем не такими модными и стильными, а также практичными. Но со своими повседневными задачами справлялись очень хорошо.

VIII век до н. э. - III век н.э. - примитивные приспособления

Ученые-археологи утверждают, что среди предметов быта древних скифов не было ни сумок, ни вместительных карманов. Жители племен южных степей не догадались их изобрести. А, вот для того, чтобы не носить в руках ножи, палки или необходимые мелочи: вроде чаши или огнива, скифы использовали примитивный и заодно достаточно удобный прием. Они крепили все эти предметы на поясе.

Эпоха Древней Руси - сума, корзины, туески, узелки

Во время становления Древней Руси человечество не желало ограничиваться примитивным привязыванием нужных мелочей к поясу. После многочисленных попыток создать комфортные условия для ношения предметов был придуман новый аксессуар - карман. Эти предшественники сумок тоже крепились к поясу. Но, конечно же, они были намного практичнее и удобнее в использовании.

Иногда модные тенденции перерастают в тренды, сопровождающие нас на протяжении нескольких сезонов подряд.

Самые удобные и комфортные из них получают признание планетарного масштаба. Согласитесь, не всем же подошли рукава-колокола, а вот ботфорты удерживаются на лидирующих позициях много лет подряд. Похожая история случилась и с поясной сумкой. Сложно ведь переоценить возможность носить с собой все самое важное, но при этом иметь свободные руки.

Сейчас сумка на пояс превратилась в супермодный аксессуар, однако, изначально она служила лишь для утилитарных целей.

Археологи находили прародителей современных поясных сумок еще в Египте и Древней Греции. Носили в них небольшие предметы, необходимые для ежедневных нужд, например, инструменты.

Сумки, которые, пожалуй, было бы не стыдно надеть и сегодня, появились в XIV веке, в эпоху Возрождения.

Тогда сумка на пояс выглядела как подвесной кошелек и называлась «омоньер» (Aumônière). Представители высших слоев общества заказывали омоньеры из дорогих тканей с роскошной вышивкой или кожи, отделанной мехом. Носили в таких сумочках монеты, духи, платки.



Можно было прикрепить к поясу сразу несколько омоньеров. Кстати, в то время сами они ремешка не имели: через отверстия в сумке продевался пояс от одежды.


Простолюдины тоже носили поясные сумки, но сделаны они были из простых прочных материалов, чтобы надежно удерживать на поясе гораздо более прозаичные вещи.

Глядишь, так и осталась бы небольшая сумка на поясе просто «одной из...», если бы не 90-е годы ХХ века.

Обожаемое дизайнерами десятилетие имеет много узнаваемых черт - гранж, бельевой стиль, чокеры . Есть в этом списке и поясная сумка. Тогда ее полюбили все: тусовщики, скейтбордисты, занятые мамы и голливудские звезды.



На нашей родине у поясной сумки свой особый флер: в 90-е без нее не мог обойтись ни один «челнок», продавец турецких махровых халатов на рынке или валютчик у обменника - в сумку было удобно убирать деньги. Прочный фундамент был заложен, и со временем сумка на поясе появилась у каждого второго.

Что-то похожее на эпидемию происходит последние два года. Модные бренды соревнуются, кто выпустит «горячий пирожок», а звезды уличной моды - какой бы неожиданный лук с ним придумать. Поясные сумки стали на порядок роскошнее своих предшественниц, и носят их чаще всего не на бедрах, а на талии или вообще в качестве кросс-боди.



Смельчаки как всегда задают тренд сами: Джаред Лето своей любимой поясной сумкой (и бицепсами) сводил с ума всех модников и модниц еще в 2014 году.


Этой весной, на мой взгляд, лучшие сумки на пояс у Marc Jacobs и Miu Miu - поместится все, что нужно.




История появления на свет вещей всегда привлекательна, так как это история уводит нас к корням древних артефактов, к истокам зарождения цивилизаций и материальных свидетельств появления и развития культуры человечества. Казалось бы, всегда все было заведено, как у нас с вами сейчас. Всегда были сумки, и всегда они были сугубо женским атрибутом и всегда делились четко по назначению:
вечерние и нарядные - для мелочей и косметики;
деловые и строгие - для бумаг и документов;
практичные, хозяйственные - для всякого рода покупок;
дорожные - для всего сразу.

Но не все то правильно, что нам таким кажется. Сумки, такие необходимые и привычные, что "без них -- как без рук", возникли совсем недавно, около трех веков тому назад.

Когда появилась современная сумка

История современной сумки началась в XVII веке. Но если вглядеться в глубь веков, то обнаружится интересный факт: сумка была предметом сугубо мужским, и совсем не женским. Особенно кожаная сумка, предмет дорогой, редкий, передававшийся из поколения к поколению по наследству -- от отца к сыну. Кожа всегда была материал редкий и дорогой. Поэтому народ пользовался сумками не всегда кожаными. Никому бы в голову не пришло резать своего собственного теленка, корову-кормилицу, или козу для изготовления сумки или пары сапог.

Народ пользовался матерчатыми сумками, которые назвались по-разному, оставаясь при этом именно хозяйственными сумками. Они так и назывались - сумой. Но были еще и киса, и карман, и мошна, и мешок, а еще катуль, кошель, котомка, и это далеко не полный перечень названий. В нем не учтены многочисленные диалектные и региональные варианты слова "сумка". Почему же существуют такие разные названия для одного предмета?

Когда появилась первая сумка? Сумка, кисет, киса.

История появления на свет сумки таинственна и не вполне ясна. Корни ее теряются в седой древности, такой далекой и архаичной, что от мифов Древней Греции веет юношеской наивностью. Ясно только то, что сумка, происходят из одного прародителя, а именно - от денежного мешка. Кстати, это подтверждает и лингвистика. Например, в английском языке дамская сумочка и кошелек обозначаются одним и тем же словом - "purse".

Еще до древних греков ассирийцы и вавилоняне имели обычай носить деньги в специально сшитых мешочках, перетянутых ремешком или крепкой тесемкой.

А вот так выглядела волшебная сумка древнегреческого героя Персея, который, судя по сохранившемуся изображению на краснофигурной вазе, пользуясь шлемом-невидимкой и крылатыми сандалиями, собирается спастись от преследования жаждущей мести сестры Медузы Горгоны.

Эту сумку из волшебной ткани, принимавшую размеры и форму предмета, который в ней находился, Персею подарили морские нимфы вместе со шлемом-невидимкой и сандалиями с крыльями.

Сума, калита, карман, кисет, котомка, кошель, мошна, торба - все эти слова когда-то обозначали кожаный или матерчатый затяжной мешок или мешочек, в котором хранили и перевозили деньги и который привешивали к поясу или носили через плечо самые разные люди - купцы, нищие бродяги, князья, мастеровые, дворяне и крестьяне.

В поисках родины сумки, отправившись в путешествие по словарям, мы узнаем, что Великий князь московский Иван I из рода Рюриковичей получил прозвище "Калита", что означало "мешок с деньгами". Дворяне, служившие при дворе этого князя, получали фамилию Калитины. Само слово "калита" тюркского происхождения, от тюркского "калта", что также означает "мешок для денег, кошелек".

Мы узнаем, что слово "кисет", как называют небольшой мешочек для хранения табака, затягиваемый шнурком, также пришло к нам из тюркского языка. Название этого мешочка для табака образовано от тюркского "киса?" и означало "кожаная сумка". Но кисетом в Турции называли специальный дорого сделанный мешочек для хранения золотых монет. Обычно турецкий султан одаривал кисетами с деньгами своих любимцев. В Европе эпохи крестовых походов он был известен под названием "сарацинский кисет".


Изучая историю такого привычного и необходимого в повседневной жизни аксессуара, как сумка, мы узнаем, что слово "мошенник" произошло от слова "мошна" и означало воришку, который умел ловко срезать привязанную к поясу мошну. Вот так выглядела дорогая княжеская мошна.

Мошна по Далю - это "кошель, сумка, киса, мешочек денежный, на вздержке или с завязкою, частная казна, деньги, богатство". На Руси деньги были весьма увесисты, и мошна должна была быть очень прочной, из качественной кожи. Мошна, в которой лежало больше десяти рублей, была весьма весомой - несколько килограммов. Слово мошна в своем первоначальном значении дошло и до наших дней. Вот несколько поговорок, собранных Далем и актуальных и используемых по сию пору:

Доставай мошну, расплачивайся.
Доставай мошну, вытряхай казну!
Нет в голове, нет и в мошне.
В мошне густо, так и дома не пусто.
И велика была мошна, да вся изошла.
Из чужой мошны платить не тяга.
В чужой мошне - не в своей квашне: не смекнешь, где густо, где пусто.
Чужая мошна, что чужая совесть: потемки.

Как уже упоминалось, древние ассирийцы и вавилоняне носили поясные мешочки для денег. Их имели при себе исключительно мужчины. Древние греки и римляне носили такие мешочки на поясе хитона. В Древнем мире шили и специальные большие мешки или сумки для хранения большого количества денег еще до нашей эры, с тех пор, как появились первые деньги в виде монет бронзовых, железных, так как матерчатый или вязаный мешочек довольно быстро протирался и рвался, а это часто грозило потерей всего состояния. Выделанная же кожа была мягкой и прочной.

В средневековой Европе в эпоху крестовых походов получили распространение "сарацинские кисеты". И чем больше и объемнее был такой кисет для денег, тем богаче был человек. Здесь исток такого выражения как "денежный мешок". При дворе герцога Бургундского такой кожаный мешочек для денег являлся обязательной частью придворного туалета кавалеров и дам, и назывался он уже не сарацинский кисет, а омоньер.

В позднюю готику появились целые коллекции омоньеров самой различной величины, которые носили у пояса. Европейские женщины пристегивали мешочек к поясу и носили его под верхней юбкой, в которой был предусмотрен специальный разрез (праобраз современного кармана), чтобы доставать деньги. И, конечно же, именно женщины носили в своих поясных омоньерах не только деньги. Этот факт и положил начало современной сумке, в которой в наши дни носят не только кошелек с деньгами, но и многое другое. Европейские женщины носили в сарацинских мешочках еще необходимые мелкие вещи, такие как, маленькое зеркальце, мелкие ключики от шкатулок, гребешок и другие мелкие предметы.

Таким образом, мы можем считать, что современная сумка произошла от банального сарацинского кисета стараниями европейских модниц. В XVII столетия женщины стали продолжали носить богато украшенные бисером и стеклярусом вышитые, вязаные, плетеные сумочки-кисеты, хотя мода быстро и радикально менялась: мешочки перестали прятать в карманах под верхней юбкой. Богато украшенные стеклярусом и бисером, а у аристократов и драгоценными камнями, они выставлялись на показ как символ знатности и власти. Деньги и прочие мелкие вещи носили бы в поясных мешочках и до сих пор, если бы великий французский король-солнце Людовик XIV не придумал карман. Первый в Европе карман в современном понимании появился на камзоле Его Величества в XVII веке. Затем, позднее карманы появились на жилетах, а затем, с появлением брюк, и на брюках. И все же сумка, как мы ее понимаем, еще долго ждала своего часа.

Итак, в XVII веке мужчины обзавелись карманами и перестали носить поясные мешочки. В то же самое время в Германии и скандинавских странах стали появляться женские сумки именно как сумки. Это была объемная плоская сумка из ткани или кожи, крепящаяся на металлический прямоугольный каркас. Эти сумки были объемны, но носились также, как и поясные мешочки - на пояс. Фактически это была еще не совсем сумка, а модернизированный поясной мешок. Такие сумки были обязательной замужней женщины и хозяйки дома. Они часто передавалась по наследству. В богатых семьях использовали серебряный каркас и дорогие ткани, в домах победнее довольствовались медной или железной рамкой и недорогим сукном или кожей. Это же время стали появляться и специальные женские сумки для молитвенников, с которыми благочестивые прихожанки посещали церковь. Мужчины же совсем почти отказались от поясных мешочков и пользовались исключительно карманами. Только завзятые картежники и любители табака продолжали пользоваться небольшими, великолепно изукрашенными мешочками, в виде прямоугольной рамки. изукрашенными, где они хранили кости, карточные колоды и табакерки. Но и эти поясные мешочки стали все более походить на матерчатую сумку: дорогую ткань крепили к прямоугольной рамке.

Ко времени Французской революции женская сумочка появилась в высших сферах аристократических кругов. Но там она сохранила традиционную форму старинного поясного мешочка. Моду при дворе на изящную женскую сумочку ввела фаворитка Людовика XV маркиза де"Помпадур. Это был мешочек для рукоделия, изготовленный из бархата и кружев. Его отличало от поясного мешочка важное отличие. Он был с длинными ручками-тесемками и стал аксессуаром, обязательным для всякой уважающей себя la dame a la mode. Миниатюрная сумочка в форме затянутого тесемкой мешочка и по сей день называется "помпадур", хотя она более известна как ридикюль, как называли эту сумочку для рукоделия, в которой хранились нитки и иголки, современники маркизы: reticule, от латинского reticulum, что переводится как "сеточка".

Мода на сумочки для рукоделия моментально распространилась из великосветских салонов в мещанские гостиные. Спрос на ридикюль вырос. Но одновременно с массовостью спроса появились новые, более демократичные требования к крохотному ридикюлю. В среде, где самым пристойным занятием для женщины считалось вышивание и шитье, рабочая сумка стала плоской и прямоугольной. Такие сумки изготавливались из атласа, обильно декорировали вышивкой, украшались стеклярусом, кистями и лентами. Сумка демонстрировала изобретательность и искусность хозяйки, поскольку чаще всего ее изготовляли собственными руками. Особую важность такая демонстрация приобретала во время бракосочетания, к которому невеста готовила особую, свадебную сумочку. Повышение спроса на сумочки для рукоделия породило и увеличенное предложение рынка. Активно стала развиваться индустрия роскоши, когда многочисленные кустарные мастерские изготовливали модные ридикули на продажу. Так появилось, хотя поначалу и кустарное, но все же массовое производство дамских сумок для рукоделия.

В XIX веке, в связи с большей демократизацией аристократических кругов, возникло множество других разновидностей дамских сумок. Сумочки для рукоделия отошли на второй план, но появились очень миниатюрные, которые предназначались специально для визитов. В них не могло поместиться ничего, кроме визитных карточек. Появились и другие виды сумочек, более функциональные. Например, в роскошные вечерние сумки вкладывались веер и бальная записная книжка (carnet de bal).

Театральные сумки вмещали в себя веер, лорнет или театральный бинокль. Обычно вечерние и театральные сумочки снабжались еще и кармашком для флакона с духами и крохотным кошельком-монетницей для мелочи. Техника их изготовления была самой разнообразной и зачастую подобные сумочки представляли собой настоящее произведение искусства. Самые популярные сумочки изготавливались из ткани атласной, парчовой или гобеленовой. Иногда ткань с тематическим, жанровым или пейзажным рисунком ткали по специальному заказу, иногда украшали вышивкой гарусной или бисерной. Среди сортов старинного бисера были настолько мелкие, что даже специальные иглы диаметром 0,2-0,3 мм оказывались слишком толстыми для их отверстий.

Таким аксессуаром дам высшего света, дам из средних дворянских и мещанских кругов сумочка оставалась до исчезновения жестких социальных сословий. Демократизация масс породила массовый запрос и на сумки. Кроме того, раскрепощенные массы увлеклись туризмом и путешествиям, что раньше было доступно лишь богачам и аристократам. Мода на путешествия и туризм в конце XIX - начале XX века породила багажную сумку. Эта сумка для путешествий и стала тем неотъемлемым предметом гардероба европейцев, который мы называем сумкой. Для путешествий не нужны изысканные сумочки. Дамская сумка осталась декоративным аксессуаром, обязательным, к примеру, для театралов, но у нее появился динамичный клон в виде дорожной, деловой и функциональной сумки. Сказался на этом и процесс женской эмансипации. В 1896 году дом Louis Vuitton представил миру первую багажную коллекцию со своим знаменитым логотипом LV. С этого момента багаж властно вторгается в сферу моды, а женская сумочка постоянно балансирует на грани между чисто светской принадлежностью и саквояжем. Помимо собственно сумочки (purse, reticule) в женском обиходе появилась более вместительная разновидность "handbag".


В современном понимании сумка - галантерейный товар, не только функциональный, но и эмоционально окрашенный, нарядный, модный аксессуар. Современная сумка - это и то, что украшает женщину наравне с добродетелью и маленьким черным платьем (как утверждала великая Коко Шанель), и то что прагматично и полезно мужчинам.