История азии. Средняя Азия (история) Тур по Азии

- ↓ орда. османы. сипаи. Индия: варны: брахманы. кшатрии. вайшии. шудры … Идеографический словарь русского языка

Традиционно подразделяется на пять периодов: античность, исламский период, османское правление, итальянское правление, современный период. Содержание 1 Доисторический период 2 Ранний исторический период … Википедия

История (греч. Ιστορία, «исследование») сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом, знание о котором прежде всего черпается из… … Википедия

История Вьетнама … Википедия

Содержание 1 Эпоха Палеолита 2 Эпоха Мезолита 3 Эпоха Неолита … Википедия

Палеолит Дзёмон … Википедия

Это статья о научной дисциплине. О процессе развития человеческого общества см. Всемирная история. У этого термина существуют и другие значения, см. История (значения). Портал « … Википедия

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Содержание 1 Доисторическая Анатолия 1.1 Палеолит и мезолит 1.2 Неолит … Википедия

Хронологическая Европа в каменном веке Европа в бронзовом веке Античность Средние века Эпоха Возрождения Новое время Европейский союз Эта статья посвящена истории Европейского континента. Содержание … Википедия

Книги

  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение , . Издание 1982 года. Сохранность хорошая. Учебник охватывает историю изобразительного искусства и архитектуры зарубежных стран от периода средних веков до эпохи Возрождения. В нем…
  • История письма , Иоганнес Фридрих. Издание 1979 года. Сохранность хорошая. в книге излагается теория и история письма, анализируется проблема его происхождения и развития. Рассматриваются практическипочти все письменности…

Их культурное своеобразие сохранялось и в ахеменидскую, и в греко-македонскую эпохи

Хронологические рамки истории древней Средней Азии

Чем шире развертывается исследование прошлого Средней Азии, тем отчетливее становится выдающаяся роль этого региона в истории мировой культуры.

Золотая голова быка. Алтын-Тепе. III тыс. до н.э.

Давно были признаны достижения ученых, писателей, художников, архитекторов Средней Азии эпохи средневековья, но только недавно стало ясно, что фундаментом, на котором возникла эта блестящая цивилизация, являлись местные культуры эпохи античности. Парфия, Маргиана, Хорезм, Согд, Бактрия, Чач, Фергана - культура всех этих древних областей еще несколько десятилетий назад была практически не изучена, а воспринималась многими историками как далекая периферия Ирана («внешний Иран»), лишенная культурной оригинальности. Открытие самобытных культур древней Средней Азии поставило вопрос об их истоках, и снова ответ дала археология - была обнаружена среднеазиатская цивилизация бронзовой эпохи.

В настоящее время периодизацию исторического развития древней Средней Азии можно представить следующим образом:

  • конец III - рубеж II-I тыс. до н.э. - цивилизации бронзового века;
  • рубеж II-I тыс. до н.э. - начало раннего железного века и формирование местного классового (рабовладельческого) общества и государственности;
  • VI в. до н.э. - завоевание значительной части Средней Азии Ахеменидами;
  • конец IV в. до н.э. - завоевания Александра Македонского и начало эллинистической эпохи, конец которой в различных районах приходится на различное время (в Парфии - середина III в. до н.э., в Бактрии - 130-е гг. до н.э. и т. д.). Последующий период был временем становления местной государственности и расцвета культуры народов Средней Азии в рамках складывавшихся крупных держав, в первую очередь Парфии и Кушанского царства.
  • В IV-V вв. н.э. развертывается кризис, знаменующий конец рабовладельческой и начало феодальной эпохи в истории Средней Азии.

Географические условия Средней Азии в древности

Цивилизации Средней Азии возникают в различных историко-географических регионах. Природные условия здесь характеризуются значительными контрастами. Пустынно-степные ландшафты, и прежде всего пустыни Каракумы и Кызылкум, соседствуют с плодородными оазисами, орошаемыми Амударьей и Сырдарьей, целым рядом их притоков и менее значительных водных артерий. Весьма своеобразны высокогорные массивы Тянь-Шаня и Памира. В этих условиях в различной экологической ситуации происходило формирование культур, разных по своему облику и способам ведения хозяйства.

  • Взаимодействие разнообразных культур является одной из специфических черт древней истории Средней Азии.
  • Другая особенность зарождения здесь местных цивилизаций - ранние и тесные связи с древними очагами других цивилизаций Востока, прежде всего Передней Азии.

Древнейшие цивилизации Средней Азии

Джейтунская культура

Эти две главные отличительные черты ярко проявились уже на начальных этапах истории племен и народов Средней Азии. В VI тыс. до н.э. на юго-западе Средней Азии, на узкой подгорной равнине между хребтом Копетдаг и пустыней Каракумы, сложилась джейтунская неолитическая культура. Джейтунские племена вели оседлый образ жизни, возделывали пшеницу и ячмень, разводили мелкий домашний скот. Земледельческо-скотоводческая экономика обеспечивала подъем благосостояния и развитие культуры. Поселки джейтунских племен состояли из прочных глинобитных домов. Центром такого поселка был крупный дом - общинное святилище со стенами, украшенными живописью. Лучше всего сохранилась живопись в Песседжик-Депе, где была изображена сцена охоты. Ряд черт в строительном деле, глиняной посуде с несложной росписью и в других областях указывает на тесные связи с оседло-земледельческими культурами Ирана и Месопотамии, в первую очередь с культурой Джармо.

Браслет из Амударьинского клада. Золото, бирюза. V в. до н.э.

В V-IV тыс. до н.э. происходит дальнейшее развитие среднеазиатских земледельческо-скотоводческих общин. Они осваивают выплавку меди, начинают разводить крупный рогатый скот, а затем и верблюдов. Для орошения полей проводятся небольшие каналы. Так было положено начало ирригационному земледелию, дающему высокие урожаи.

Культура Алтын-Депе

Процесс хозяйственного и культурного развития вел к образованию на юго-западе Средней Азии первых городов и формированию протогородской цивилизации. Ее наиболее изученный памятник называется Алтын-Депе (исследования В. М. Массона). Для цивилизации Алтын-Депе, датируемой примерно 2300-1900 гг. до н.э., характерны некоторые черты, присущие развитым культурам древнего Востока. Ее центрами были два поселения городского типа - Алтын-Депе и Намазга-Депе. Эти «города» были обнесены крепостными стенами из сырцового кирпича, а ворота, ведущие внутрь застроенного пространства, обрамляли мощные башни-пилоны.

Центром Алтын-Депе был монументальный культовый комплекс с четырехступенчатой башней. В него входили многочисленные хранилища, дом главного жреца и гробница жреческой общины. При раскопках в гробнице была найдена золотая голова быка со вставкой на лбу из бирюзы в форме лунного диска. Весь храмовый комплекс был посвящен богу Луны, который в месопотамской мифологии часто представляется в образе быка огненного цвета. Другая линия культурных связей ведет в долину Инда, к городам и поселениям . На Алтын-Депе среди вещей, положенных в богатые могилы, и в составе кладов ценных предметов, замурованных в стены, были найдены хараппские изделия из слоновой кости. Обнаружены там и печати хараппского типа.

По материалам раскопок в составе населения городов Алтындепенской цивилизации можно выделить три различные социальные группы.

  • Рядовые общинники, ремесленники и земледельцы обитали в многокомнатных домах, состоявших из тесных каморок.
  • Дома общинной знати более респектабельны: в гробницах состоятельных общинников обнаружены ожерелья из полудрагоценных камней, серебряные и бронзовые кольца и печати.
  • Более заметны имущественная и социальная дифференциация на примере третьей группы населения- вождей и жрецов. Их большие дома имели правильную планировку и занимали площадь 80-100 кв. м.

В гробницы, располагавшиеся в «квартале знати», помещались разнообразные украшения, в том числе из золота и серебра. Здесь же были найдены изделия из слоновой кости, явно привозные. Возможно, в хозяйстве знати уже применялся труд рабов. Не исключено, что последним принадлежат захоронения, лишенные каких-либо предметов и расположенные около богатых гробниц.

Преемники цивилизации Алтын-Депе в дельте Мургаба

В середине II тыс. до н.э. пригородские поселения этой древнейшей цивилизации Средней Азии приходят в упадок и происходит перемещение основных центров на восток. В дельте р. Мургаб, по среднему течению Амударьи складываются новые оазисы оседлых земледельцев. По среднему течению Амударьи раскопан ряд укрепленных поселений древних общин, но крупных населенных пунктов пока не обнаружено. Поселения укреплены стенами с башнями, широко распространяется боевое оружие, сделанное из бронзы. Это, возможно, указывает на постоянные войны. Многие черты культуры позволяют условно считать обитателей этих оазисов прямыми потомками создателей цивилизации Алтын-Депе, но вместе с тем в их культуре имеется ряд новых, принципиально иных явлений.

Таковы, в частности, плоские каменные печати, на которых с незаурядным мастерством изображены драматические сцены борьбы быков и драконов, змей, атакующих тигра, и мифологического героя, побеждающего диких зверей. Некоторые из запечатленных на них образов свидетельствуют об усилении связей с и Эламом, культурное воздействие которых постоянно возрастает. К началу I тыс. до н.э. юг Средней Азии был зоной высокоразвитых культур древневосточного типа.

Ножны акинака с изображением льва и оленя. Слоновая кость, резьба, гравировка. VI — начало V вв. до н.э.

Одновременно с созданием на юге Средней Азии новых оазисов в северных областях расселяются племена степных скотоводов. В своеобразных условиях взаимодействия степняков севера и оседлых земледельцев юга и протекал интенсивно процесс развития на территории Средней Азии классовых отношений и становления государства. Технический прогресс в это время был связан в первую очередь с распространением железа. В X-VII вв. до н.э. железные изделия появляются на юге Средней Азии, а с VI-IV вв. до н.э. железо широко применяется для изготовления орудий труда уже на всей ее территории. В юго-восточном Прикаспии и в дельте Мургаба создаются сложные ирригационные системы. Следствием этого становится постепенное усложнение социальной структуры общества, находящее свое выражение в создании оазисной системы расселения (что предполагает существование четкой системы руководства трудовыми усилиями общества в рамках оазиса), а также возникновение различных типов поселений. В частности, центрами оазисов были крупные поселения, имеющие цитадели, расположенные на мощных платформах, построенных из сырцового кирпича. В цитаделях находились монументальные дворцы правителей. Таково, например, раскопанное археологами поселение Яз-Депе в дельте Мургаба, в древней Маргиане.

Сходная по типу культура была распространена на территории Бактрии и, как показали новейшие археологические исследования, также в долинах Зеравшана и Кашкадарьи, т. е. на территории страны, которая в древности называлась Согдом.

Средняя Азия в составе Ахеменидской державы

Когда Средняя Азия частично вошла в состав Ахеменидской державы, Ахемениды столкнулись с ожесточенным противодействием мощного союза кочевых племен, которые в античных источниках называются массагетами.

В конечном счете основные области обитания кочевников оставались независимыми, но главные оседлые оазисы вошли в состав державы Ахеменидов и были объединены в несколько сатрапий. Во главе бактрийской сатрапии, вероятно как одной из наиболее важных, часто находился член правящей ахеменидской династии. Сатрапии выплачивали центральному правительству налоги и поставляли воинские контингента, местная аристократия становилась посредником в проведении таких мероприятий. Это способствовало усилению социальной дифференциации и нарастанию классовых противоречий. Так, при восшествии на престол Дария I в 522 г. до н.э. восстания и сепаратистские движения охватили государство, в том числе и Среднюю Азию. Особенно ожесточенными были столкновения в Маргиане.

Царь Дарий в Бехистунской надписи сообщает: «Страна Маргиана стала мятежной. Одного человека по имени Фрада, маргианца, они сделали (своим) вождем. После этого я послал (гонца) к персу по имени Дадаршиш, моему слуге, сатрапу в Бактрии, (и) сказал ему так: «Иди, разбей войско, которое не называет себя моим». Затем Дадаршиш отправился с войском и дал бой маргианцам» .

Решающее сражение произошло 10 декабря 522 г. до н.э. В нем маргианцы потерпели поражение. В сражении было убито 55 243 человека и взято в плен 6972 из числа восставших. Сообщение о числе погибших и пленных явно показывает, что восстание в Маргиане было действительно народным.

Начиная с V в. до н.э. наступил период относительного спокойствия. Развиваются города, из которых крупным центром становится Мараканда, столица Согда, располагавшаяся в долине Зеравшана (на месте совр. Самарканда). Значительного развития достигают ремесла, налаживается регулярная международная торговля. Одним из наиболее популярных был путь через Бактрию в Индию. Хотя местные черты остаются основными, но усиление связей с другими странами приводит к появлению иноземных традиций. Следуя канонам имперской столицы - Персеполя местные правители строят монументальные дворцовые здания. Такой дворец, например, был обнаружен на городище Калалыгыр в Хорезме. Здание было практически полностью построено (очевидно, на рубеже V-IV вв. до н.э.), но не обживалось, поскольку изменилась политическая ситуация. Хорезм добился независимости, и резиденция, в которой должен был обосноваться представитель ахеменидской администрации, была оставлена.

Завоевание Средней Азии Александром Македонским

Нашивная бляха с женской головкой. Серебро, литье, чеканка. Тахтит-Сангин. II-I в. до н.э.

Слабеющая Ахеменидская империя потерпела сокрушительное поражение от армии Александра Македонского, однако удачливому полководцу пришлось силой отстаивать свои завоевания, и едва ли не наибольшие трудности у него возникли именно в Средней Азии. Последний ахеменидский сатрап Бактрии - Бесс - поспешил объявить себя «царем Азии» и попытался создать на базе восточных сатрапий новое государство. Однако при приближении греко-македонских отрядов Бесс бежал и вскоре был выдан Александру своими же соратниками. Серьезное сопротивление греко-македонцы встретили в Согде, где восстания народных масс под руководством энергичного представителя согдийской знати Спитамена почти три года сотрясали страну (329-327 гг. до н.э.). Александр Македонский подавил это народное движение жестокими методами. По сообщениям источников, было уничтожено 70 тыс. согдийцев.

В состав своей армии Александр включил согдийские и бактрийские контингенты, а женитьба на Роксане, дочери знатного бактрийца Оксиарта, была столь же романтическим, сколь и политическим, актом. Много внимания было уделено и градостроительству - в Бактрии, Согде и Парфии (области совр. Южного Туркменистана и северо-восточного Ирана) были основаны города, получившие наименование Александрии.

Правление Селевкидов

Вотивный алтарь со скульптурой Силена. Камень, бронза. На алтаре надпись на древнегреческом языке. Тахти-Сангин. II в. до н.э.

После смерти Александра Македонского Средняя Азия вошла в состав одного из государств, сложившихся на руинах новой империи, так и не успевшей окрепнуть. Это было государство Селевкидов, которое около 305 г. до н.э. распространило свою власть на Бактрию. Ранние селевкидские цари рассматривали восточную часть принадлежащей им державы как очень важный регион, стремились поднять его экономический потенциал и укрепить свой контроль над ним. Осуществлять эту политику пришлось сыну и наследнику основателя державы Селевка - Антиоху. В 292 г. до н.э. он был назначен соправителем отца с передачей ему в управление сатрапий, лежавших к востоку от Евфрата. Столицей его наместничества стали Бактры (Балх). Антиох энергично взялся за восстановление хозяйства. В Маргиане им была заново отстроена столица области, получившая наименование Антиохии Маргианской, а весь оазис окружен стеной протяженностью 250 км с целью оградить его от набегов кочевников.

При Антиохе в Бактрии чеканилась серебряная монета. Средняя Азия вступила в полосу относительной стабилизации. Однако, как при Ахеменидах и Александре Македонском, политическая власть была чуждой для большинства местного населения. Тенденция к политической самостоятельности еще более усилилась с подъемом местной экономики. Да и Селевкиды рассматривали восточные сатрапии лишь как источник получения новых сил и средств для войн, ведущихся ими на западе. Соединение самых различных интересов и устремлений вело к созданию в Средней Азии самостоятельных государств. Около 250 г. до н.э. бактрийский сатрап Диодот объявил себя независимым правителем. Почти одновременно от Селевкидов отпала Парфия.

Греко-бактрийское царство

Особое место среди независимых среднеазиатских государств занимала . Здесь сохранялась типичная эллинистическая структура общества - власть принадлежала завоевателям: грекам и македонянам. До недавнего времени почти совершенно отсутствовали археологические материалы, позволяющие судить о культуре этого своеобразного государственного образования. Однако в 1964 г. был открыт крупный греко-бактрийский город - городище Ай-Ханум (на территории совр. Афганистана), материалы которого позволили получить ясное представление о многих чертах греко-бактрийской культуры.

Интересные памятники греко-бактрийской культуры были обнаружены и в Таджикистане. Это прежде всего городище Саксонохур. В центре его находился большой дворцовый комплекс, своего рода уменьшенная копия дворца в Ай-Ханум. Еще более убедительны находки, сделанные на городище Тахти-Сангин (Каменное городище). Здесь выявлен храм, построенный по канонам «иранской» сакральной архитектуры: квадратная целла, окруженная коридорами, в целле - четыре колонны. Найдено значительное число великолепных произведений искусства - в качестве пожертвований их приносили в храм верующие. Среди них - парадное оружие и статуи; первое в большинстве случаев чисто греческого характера, с исключительными по красоте рельефами. Здесь найден и небольшой алтарь с бронзовой фигуркой силена Марсия и греческой надписью на нем - посвящением богу реки Оке.

На основании всех имеющихся источников можно утверждать, что в 80-е гг. II в. до н.э. греки Бактрии начали движение на юг - перевалили через Гиндукуш и предприняли завоевание областей Индии. Но в это же время произошло другое политическое событие, имевшее важные последствия, - против законных царей династии Евтидема восстал военачальник Евкратид. Во взаимодействии этих тенденций - постепенного расширения владений греко-бактрийцев на индо-пакистанском субконтиненте и постоянного дробления некогда единого государства на отдельные мелкие владения - и разворачивается вся дальнейшая история Греко-Бактрии.

Парфянская держава

Голова эллинистического правителя. Глина, алебастр с полихромной окраской. Тахти-Сангин. II в. до н.э.

В отличие от Греко-Бактрийского царства история Парфии пошла по иному пути. Первоначально независимость Парфии от Селевкидов провозгласил, как это было и в Бактрии, местный сатрап по имени Андрагор. Но вскоре страна была захвачена кочевавшими поблизости племенами, предводитель которых Аршак в 247 г. до н.э. принял царский титул. По имени основателя династии последующие правители Парфии принимали в качестве тронного имени имя Аршак. Первоначально новое государство было сравнительно небольшим и объединяло помимо собственно Парфии соседнюю Гирканию, область на юго-востоке Каспия. Но уже при Митридате I (171-138 гг. до н.э.) началась активная экспансия на запад вплоть до Месопотамии. Парфия становится мировой державой. Древняя метрополия, располагавшаяся теперь на северо-востоке Парфянской державы, сохранила свое значение уже лишь как один из ее центров.

В середине II в. до н.э. Средняя Азия пережила серьезные события. Движение кочевых племен привело к гибели Греко-Бактрии и едва не уничтожило Парфию. В тяжелой борьбе с кочевниками пали два парфянских царя, и лишь при Митридате II (123-87 гг. до н.э.) эта угроза была локализована, а вторгшимся племенам была предоставлена для поселения провинция Сакастан (совр. Систан). Ввязавшись в затяжную конфронтацию с Римом, Парфия нередко терпела военные и политические поражения в борьбе с многоопытным и сильным соперником, также претендовавшим на главенство в Передней Азии.

С конца I - начала II в. н.э. происходит ослабление Парфянской державы, сопровождаемое ростом самостоятельности отдельных провинций, во главе которых стояли члены рода Аршакидов или представители других знатных парфянских семей. Гиркания, стремящаяся к независимости, направляет своих послов прямо в Рим; утверждается особая династия в Маргиане, первый представитель которой по имени Санабар именует себя на монетах тем же титулом, что и правящий Аршакид,- «царь царей». Возможно, власть маргианского правителя распространялась и на территорию собственно Парфии, или Парфиены. В 20-х гг. аршакидская Парфия полностью теряет свою самостоятельность под ударами основателя новой могущественной династии Арташира Сасанида.

Ритон. Слоновая кость. Ниса. II в. до н.э.

Экономика и социальная структура Парфии

Для ряда областей Средней Азии парфянский период был временем интенсивного развития городской жизни, подъема ремесленных производств и расширения сферы денежного обращения. В самой Парфиене наиболее известным городом была Ниса, руины которой расположены около современного Ашхабада. Рядом с собственно городом находились царская резиденция и гробница старших Аршакидов. Многолетние раскопки советских археологов выявили замечательные памятники архитектуры, скульптуры и, как уже отмечалось, парфянский архив - его изучением занимаются известные советские востоковеды В. А. Лившиц и И. М. Дьяконов. Было обнаружено около 2 тыс. документов первичной хозяйственной отчетности царского хозяйства. Благодаря найденным документам получены новые данные об административной структуре Парфянского царства, о системе налогообложения и землепользовании. Большой интерес представляет анализ многочисленных имен, календарной системы. Один из черепков представляет собой «памятную записку» о восшествии на престол царя. Исследование этих документов позволило восстановить «родословное древо» первых Аршакидов.

На социальную структуру Парфии определяющее воздействие оказало ее завоевание кочевниками-парнами. Кочевники поставили в зависимость местное оседлое население, которое, если верить античным свидетельствам, находилось «между рабством и свободой». Крестьяне Парфии, объединенные в общины, были прикреплены к земле, обработка которой рассматривалась ими как государственная повинность. Они должны были платить значительные налоги. Большую роль в хозяйстве играл труд рабов. Существовавшая система управления требовала четкой работы административного и фискального аппарата, о чем, в частности, свидетельствуют нисийские хозяйственные документы. В них тщательно фиксировались натуральные поступления с общинных земель, храмовых и государственных хозяйств.

Культура Парфии

Своеобразнейшее явление представляет собой парфянская культура. Синтез местных и греческих начал в ней проявляется гораздо сильнее, чем в культуре Греко-Бактрии. Раскопки, проведенные в сакральном центре Парфии, на городище Старая Ниса (он носил название Митридатокерт, что означало «построенный Митридатом»), отчетливо высветили эту особенность парфянской культуры. Возведенные здесь здания типологически отражают либо иранские, либо еще более древние традиции. Характерный пример - так называемый квадратный зал, представляющий по устройству типичный иранский «храм огня».

Серебряная монета с портретом Деметрия. Первая половина II в. до н.э.

«Круглый храм» восходит к очень древним концепциям погребальной архитектуры. Это здание своеобразной планировки, представляющей собой сочетание круга с квадратом: внутреннее помещение - круглое в плане, наружный же план - квадратный. Однако все постройки Старой Нисы несут на себе явные черты воздействия эллинской архитектуры. В их декоре постоянно присутствуют элементы греческого ордера, правда используемого не так, как это делалось в греческом мире, а только для оживления интерьера. Особенно интересной новой чертой в зодчестве Парфии является стремление к вертикальному развитию интерьера, разбивка внутреннего пространства здания на ряд ярусов.

Поражает своим разнообразием и скульптура Митридатокерта. Здесь были найдены небольшие мраморные изваяния, привезенные из Средиземноморья, вероятнее всего из Александрии. Особую известность получила статуя, изображающая Афродиту (так называемая Родогуна),- образец раннеэллинистической скульптуры, а также величественная статуя женщины, выполненная в архаизирующей манере. Наряду с мраморной скульптурой в Старой Нисе были найдены и фрагменты глиняной. Часть из них представлена в той обобщенной манере, которая характерна для среднеазиатской школы первых веков нашей эры, часть создана под греческим влиянием, а возможно, даже и самими греками.

Бутероль с изображением Гиппокампессы. Слоновая кость. Тахти-Сангин. II в. до н.э.

Замечательными образцами эллинистического искусства являются ритоны из слоновой кости, найденные при раскопках сокровищницы Митридатокерта. Сокровищница по своему устройству напоминает сокровищницу Ай-Ханум (к сожалению, они обе еще в древности были разграблены). Однако при раскопках были найдены вещи, не взятые грабителями. Среди них уже упомянутые мраморные статуи, ритоны, ряд фрагментов от парадной мебели, мелкие серебряные позолоченные статуэтки, изображающие Афину, Эрота и других богов.

Одна из наиболее бросающихся в глаза особенностей парфянской культуры - явный разрыв в уровне культуры между крупными городскими центрами и деревней (округой). Проведенные в последние годы исследования сельских поселений в подгорной полосе Копетдага показали, что общинники жили в очень простых, небольших по размерам жилищах, сделанных из сырца, лишенных даже малейших элементов декора. В быту они пользовались незамысловатой керамикой. Ни в одном из этих поселений пока не найдено ни одного произведения искусства.

Благодаря раскопкам и исследованию парфянских документов можно проследить постепенное усиление роли зороастрийских верований в духовной жизни Парфии. Как показали нисийские , в Парфии использовался зороастрийский календарь, встречается много имен, связанных с зороастрийской традицией. Постепенно греческие надписи на монетах заменяются парфянскими, начинают появляться на них и зороастрийские религиозные символы. В поздней традиции сохранились сведения, что при царе Вологезе (Валарше) была проведена первая кодификация «Авесты».

Сцена в саду. Слоновая кость, резьба. Тахти-Сангин. Первые века н.э.

Культура Маргианы

Культура Маргианы в первые века нашей эры довольно сильно отличалась от культуры Парфиены. Наиболее разительное отличие состоит в том, что в Маргиане популярны были небольшие терракотовые статуэтки, видимо представлявшие собой изображения божеств местного пантеона, в то время как в Парфиене этих статуэток нет. Наиболее распространенными были изображения женских божеств, причем в первые века нашей эры происходит знаменательный переход от типов, навеянных изобразительными канонами эллинизма обнаженная богиня, переданная в свободной позе), к типам более иератическим: неподвижное, прямое тело, одежды, богато украшенные нашивками, величественное лицо. Постепенно, однако, качество воспроизведений ухудшается, статуэтки вырождаются в чисто ремесленную продукцию.

Вторая особенность историко-культурного развития Маргианы - более сложный характер религиозной жизни, чем в Парфиене. Здесь господствовал зороастризм (типично зороастрийский некрополь исследовался археологами возле Мунон-Депе). Сюда же в первые века нашей эры начал проникать и буддизм. В самом конце парфянского времени в пределах городских стен Мерва (городище Гяур-Кала) была построена буддийская ступа. Культура Маргианы, как и в более раннее время, больше тяготела к культуре Бактрии, чем Парфиены.

Кушанское царство (на территории Бактрии)

История Бактрии после падения власти греков и завоевания кочевниками (40-е гг. II в. до н.э.) условно «распадается» на два этапа. Вначале на ее территории существовало несколько мелких владений, созданных вождями кочевых племен. Эти вчерашние кочевники довольно скоро восприняли традиции оседлой культуры и проявили себя рачительными хозяевами. Ими в I в. до н.э. на территории Бактрии проводятся новые каналы, создаются земледельческие оазисы, строятся города. Вскоре один из таких правителей, по имени Герай, помещает на крупных серебряных монетах свое изображение в виде вооруженного всадника и сопровождает его надписью, сделанной греческим алфавитом, как бы символизируя связь двух начал - традиций кочевой степи и эллинистической государственности. Еще более показательно само название этого правителя - он именует себя кушанцем. Дальнейший рост этого небольшого владения Герая привел в конечном счете к созданию Кушанской державы. Так было положено начало второму этапу в истории Бактрии - уже в составе Кушанского царства.

Айртамский фриз. I-II вв. н.э.

Его основателем был Кадфиз I, который подчинил себе четыре небольших княжества, располагавшиеся на территории Бактрии. В результате вся Бактрия оказалась объединенной под властью нового правителя, который принял пышный титул «царя царей». Эти события предположительно приходятся на I в. н. э. Новая держава обратила свои взоры к традиционным путям на юг, за пределы Гиндукуша, где Кадфизу I удалось утвердиться в ряде областей. Выпуск монет с индийскими надписями показывает, что в состав его владений вошло и индийское население. При Кадфизе I центр Кушанского государства составляла Бактрия, столицей скорее всего был город Бактры. Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при сыне и преемнике основателя государства Кадфизе II. Он присоединил к Кушанской державе значительную часть северо-западной Индии.

Наибольшую известность из числа кушанских правителей получил Канишка, но по вопросу о времени его правления среди исследователей существуют значительные расхождения. Главный центр Кушанской державы перемещается в сторону индийских владений. Столицей государства был город Пурушапура (совр. Пешавер).

Потеря независимости

Позднее Кушаны потерпели поражение в столкновении с Сасанидским государством, пришедшим на смену Парфии. Особенно важными были события середины IV в. н.э., когда сасанидские войска вторглись на территорию Бактрии, а сасанидские наместники на Востоке носили титулы «царя кушан» или даже «великого царя кушан». Таков был закат некогда могучей империи. Отдельные кушанские владения оставались еще независимыми, но единого Кушанского государства, простиравшего свои границы от Ганга до Амударьи, уже не существовало.

Голова мужчины. Фреска из Фаяз-Тепе. II-IV вв. н.э.

Экономика и торговля

Кушаны унаследовали многие традиции бактрийской культуры, в том числе и материальной. Основу экономики составляло поливное земледелие, интенсивное развитие торговли и ремесел способствовало дальнейшему подъему городской жизни, в торговле все большее значение приобретали денежные отношения.

Кушанские города образовывали целую систему, связанную дорогами и караванными путями. На одном из первых мест стояли торговые связи с западными странами - Римской империей, и прежде всего с ее восточными провинциями. Эта торговля велась как по суше, так и по морю - через западные порты Индостана. Сухопутная дорога уходила на север через Ферганскую долину в Китай. По этим торговым путям перевозились разнообразные товары. В Рим везли пряности, благовония, драгоценные камни, слоновую кость, сахар. Особенно большое значение имела торговля рисом и хлопчатобумажными изделиями. Транзитом из Китая доставлялись шелк, кожи и другие изделия. Крупнейшую международную торговую артерию того времени иногда даже именовали Великим шелковым путем. Из Рима доставляли ткани и одежды, рассчитанные на местные вкусы, изделия из стекла и драгоценных металлов, статуи и различные вина. В большом количестве ввозилась золотая и серебряная римская монета.

Культура

Едва ли не наиболее значительным достижением кушанского времени является высокий уровень культуры. В кушанской культуре (при всех ее локальных и временных различиях) в творческом единстве были сплавлены достижения местной цивилизации древневосточного типа, лучшие традиции культуры эллинизма, утонченность искусства Индии и особый стиль, принесенный кочевыми племенами из просторов Азии. Начальный этап этого синтетического кушанского искусства хорошо представлен материалами из погребений знати, открытых советскими археологами в Южной Бактрии на поселении Тилля-Тепе (совр. Афганистан).

Часть скульптурной композиции. Топрак-Кала. III-IV вв. н.э.

Здесь прослеживается несколько художественных традиций, повлиявших на раннекушанскую культуру. Так, сюжеты и манера исполнения сцен яростного противоборства зверей, сцепившихся в беспорядочно сплетенном клубке, фигуры животных, полные напряженной экспрессии, крылатые драконы вводят нас в мир художественной культуры кочевых племен Азии, перекликаясь с произведениями сарматского искусства. Другая группа сюжетов представляет чисто античную линию. Многие изображения сложны и пока не могут быть должным образом интерпретированы. Возможно, они воспроизводят местные, бактрийские образы, выступающие в сочетании с эллинистическими и индийскими зияниями. По находкам монет захоронения могут быть датированы I в. до н.э. - первой половиной I в. н.э.

Видимо, примерно к тому же времени относится и Халчаян, представлявший собой династический центр одного из кочевнических владений на севере Бактрии (исследования Г. А. Пугаченковой). Скульптурный декор этого комплекса в сущности имеет только одну тему - прославление местной династии. Традиции эллинистического искусства здесь еще чрезвычайно сильны, но тема совершенно новая, навеянная идеями рождающейся монархической концепции власти. В отдельных скульптурах ощущаются индивидуальные портретные черты, но без раскрытия внутреннего мира персонажа. Перед нами ранний этап культурной интеграции, истоки замечательной кушанской культуры. Носителями новых культурных эталонов, дающих устойчивый набор от бытовой посуды до предметов культа, становятся кушанские города. Складывающаяся в них своего рода урбанизированная культура проникает, так же как и денежные отношения, в сельские поселения.

Голова статуи. Глина. Гяур-Кала. II-III вв. н.э.

Распространение буддизма

В кушанский период широкое распространение в Бактрии получил буддизм. Памятники, как правило, щедро декорированы скульптурами, рельефами и живописью. Около Термеза раскопан буддийский пещерный монастырь Кара-Тепе (раскопки Б. Я. Ставиского). Здесь имелся целый ряд строений открытого типа и пещерных келий. Другой монастырь, также находившийся в округе Термеза, - Фаяз-Тепе (исследования П. И. Альбаума), наоборот, полностью наземный. Его центральную часть образует двор, по периметру которой шли кельи и молельни, а в центр находился зал общих собраний. Фаяз-Тепе богато украшен глиняной раскрашенной скульптурой и живописью, в которой фигуры донаторов (дарителей) выполнены под явным воздействием эллинистического портрета. Буддийское святилище с гипсовой скульптурой открыто в пригороде Дальверзина.

Большой интерес представляют надписи из Кара-Тепе и Фаяз-Тепе выполненные письмом брахми и кхароштхи. Они написаны на праките - так называемом среднеиндийском языке. Исследование надписей, проведенное советскими учеными и венгерским ученым Я. Харматтой, показало, что в них упоминаются названия различных буддийских школ.

Кушанские правители, покровительствуя буддизму, стремились вместе с тем утвердить и авторитет светской власти. Таким памятником династийного культа являются святилища Сурх-Котала, расположенные в Северном Афганистане к югу от Пули-Хумри. Главный храм с алтарем огня находился на высоком холме, укрепленном крепостной стеной. Наверх вела многоступенчатая лестница. В найденной здесь надписи приводится и название всего комплекса - Храм Канишка-Победитель. Возможно, на территории Северной Бактрии аналогичным памятником являлся Айртам, где еще в 30-е гг. XX в. были случайно найдены каменные рельефы, близкие по стилистике гандхарской скульптуре. В ходе археологических исследований здесь была обнаружена каменная плита с фрагментированной надписью.

Народные верования

Наряду с официальными культурами и религиями в Кушанском государстве существовали и местные народные верования. Интереснейшими памятниками, связанными с этими представлениями, являются многочисленные терракотовые статуэтки, находимые как в городах, так и в сельских поселениях. Другая характерная черта массовой народной культуры - терракотовые фигурки всадников, а то и просто оседланных коней как своеобразная память об основателях Кушанской державы и символ одной из основ ее вооруженных сил.

Согдиана

Фреска. Пенджикент. VI в. н.э.

Кушанские культурные эталоны оказали значительное влияние на соседние страны и народы. Это, в частности, наблюдается в другой важной области древней Средней Азии - Согде, в состав которой входили плодородные оазисы в долинах Кашкадарьи и Зеравшана. Согд, судя по всему, был включен в состав Селевкидской державы Греко-Бактрийского царства. В его столице Мараканде, руины которой известны под именем Афрасиаб расположены на окраине современного Самарканда, открыты крепостные стены и другие сооружения того далекого времени. В культуре видно влияние греческих образов.

Для суждения о различных сторонах жизни Согда большой интерес представляют «старые согдийские письма» - документы, происходящие из согдийских колоний Восточном Туркестане. Написаны они на согдийском языке с использованием арамейской графики. Несмотря на трудности их прочтения, вызванные плохой сохранностью, они несут информацию социальной культуре согдийского общества (упоминаются, например, «свободные - благородные»), о положении женщины в обществе, хозяйственной деятельности и т. д. В 80-е гг. XX в. советские ученые много сделали для изучения согдийской культуры первых веков нашей эры. На городище Ер-Курган был раскопан дворец правителя очень значительных размеров (120×90 м.), возведенный на мощной платформе из сырцового кирпича.

Хорезм

Голова правителя. Топрак-Кала. III-IV вв. н.э.

Особое положение в древней истории Средней Азии занимал Хорезм, располагавшийся в низовьях Амударьи. Эта страна еще в IV в. до н.э. отделилась от Ахеменидского государства, и хорезмийский царь Фарасман в 329-328 гг. до н.э. явился к Александру Македонскому для переговоров. Уже тогда в Хорезме существовала развитая городская культура. Вскоре, возможно, во время продвижения кочевых союзов на юг, в сторону Парфии и Греко-Бактрии, Хорезм подпадает под власть кочевых племен. Интересно, что, когда в I в. н.э. выпускаются первые местные монеты, на их оборотной стороне уже помещено изображение правителя на коне.

Типичным городским центром древнего Хорезма является городище Топрак-Кала, раскопки которого ведутся современными учеными уже несколько десятилетий. Его важнейшей частью была цитадель на кирпичной платформе многометровой высоты. Здесь располагались дворцовый комплекс с парадными залами и целый ряд подсобных строений. Залы богато украшены росписью и глиняной скульптурой. Наряду с влиянием традиций эллинистической художественной школы здесь можно усмотреть и воздействие кушанских эталонов, а в рельефах, изображающих пасущихся оленей, - даже воздействие непосредственных связей с культурой кочевых племен.

Город имеет четкую планировку, продольные и поперечные улицы членят пространство внутри прямоугольника городских стен на правильные кварталы, состоящие в свою очередь из отдельных домохозяйств. В дворцовом комплексе найдены хозяйственные документы, сделанные арамейской письменностью, приспособленной на этот раз к хорезмскому языку. Всего обнаружено более ста документов на пергаменте и 18 на дереве. В них, в частности, дан учет членов «домов-семей» (видимо, большесемейных общин), занимавших отдельные домохозяйства топрак-калинских кварталов. Численность таких общин колебалась от 20 до 40 человек. Имелись здесь и домашние рабы, причем число их достаточно велико - до 12 человек насчитывалось в отдельных домохозяйствах.

Достижения цивилизаций Средней Азии

Надпись на брахми. Кара-Тепе.

Основные достижения древнесреднеазиатской цивилизации были связаны с развитием конкретных местных культур - бактрийской, парфянской, согдийской и хорезмийской. Возможно, в рамках этих регионов шел процесс консолидации древних этнических групп в отдельные народности - бактрийскую, парфянскую, согдийскую и хорезмийскую. В IV-V вв. н.э. основные городские центры во всех областях приходят в упадок, их сменяют укрепленные усадьбы и замки. Историки полагают, что эти перемены были связаны не только с вторжением кочевых племен - хионитов и эфталитов, но и с внутренним кризисом древних городских цивилизаций.

Культурное наследие древних эпох оказало заметное влияние на последующее развитие среднеазиатской цивилизации. Многие достижения в области материальной и духовной культур сохранились и развивались на протяжении столетий.

Замечательные достижения средневековой среднеазиатской астрономии имели, видимо, своим далеким истоком те наблюдения, которые делались в таких сооружениях, как хорезмийская Койкрылган-кала, служившая одновременно храмом заупокойного культа и примитивной обсерваторией. Расцвет средневековой литературы был подготовлен древним эпическим творчеством. В частности, видимо, в Мерве родился сюжет популярного цикла «Вис и Рамин». Эпические сказания парфянской эпохи стали основой многих позднейших циклов. Тысячи нитей связывают изобразительное искусство Средней Азии античной и раннесредневековой эпох. Непрерывность традиции при всех изменениях, вызванных новыми историческими условиями, ощущается и в творчестве архитекторов.

Значительным было воздействие древней цивилизации Средней Азии на другие регионы древнего Востока и на античный мир.

Средняя Азия (история). История Средней Азии охватывает период времени более, чем в 2000 лет, но о первой трети этого периода имеются пока лишь самые суммарные сведения. Все, что было известно об этих местах до завоевания их арабами (VIII в. н. э.), сводилось еще недавно к довольно отрывочным указаниям китайских летописцев и путешественников, еще более отрывочным и обыкновенно неточным замечаниям античных авторов, наконец — для западной половины Средней Азии — к довольно богатому нумизматическому материалу, позволявшему с некоторой точностью установить имена правивших здесь государей и хронологию их царствований. Лишь раскопки, произведенные в Восточном Туркестане в первые годы текущего столетия (Свен Гедином и в особенности М. А. Стейном) открыли перед нами картину чрезвычайно высокой культуры, процветавшей на местах, ныне совершенно пустынных и необитаемых. В культуре этой эллинистические влияния скрещивались с индийскими и китайскими. Добыча раскопок была очень богатая (одним Стейном найдено только рукописей и документов до 8 000 на 12 различных языках), но именно вследствие этого на разработку их результатов должен пойти целый ряд лет; пока мы знаем лишь, как голый факт, что «помпейские фрески» можно найти не только в Помпее, но и в песках Средней Азии. Но раскопки уже поставили вновь один историко-культурный вопрос, именно по отношению к Средней Азии, представлявший всегда особенный интерес: о влиянии климата на развитие цивилизации. Нахождение остатков богатой культуры и богатой растительности там, где теперь на 150 километров в окружности нельзя найти ни капли воды, ясно указывало, что прежде климатические условия были иные. Еще ранее новейших раскопок некоторыми учеными (в особенности П. Кропоткиным) была выставлена теория, согласно которой вся история Средней Азии стоит под знаком высыхания. Новейшие исследования (в особенности Л. Берга) не позволяют поддерживать эту теорию в ее первоначальном, прямолинейном виде. Но эти же исследования показали, что вопреки очень распространенному среди современных географов предрассудку, климат способен изменяться довольно быстро. По наблюдениям Л. Берга, уровень воды в Аральском море с 1874 по 1900 г. поднялся с лишком на метр — что может быть объяснено только увеличением количества атмосферных осадков и, следовательно, количества воды, которое Аму- и Сырдарья несут в Аральское море. Если бы уровень воды поднялся еще на 4 метра, установилось бы сообщение между Аральским морем и Каспийским. С другой стороны, более тщательный анализ показаний средневековых мусульманских писателей установил вне спора, что неоднократно опровергавшееся географами соединение Амударьи некогда с Каспийским м (через Узбой, см. ІІІ, 372), есть несомненный исторический факт, по крайней мере для промежутка с ХІII по XVI в., т. е., что в этот промежуток времени уровень воды был гораздо выше современного. Попытка распространить это наблюдение на всю Среднюю Азию (Хентингтона) была встречена представителями географической науки с крайним недоверием, но если бы допустить, что в первые века нашей эры, к которым относятся найденные Свен Гедином и Стейном остатки цивилизации, уровень среднеазиатских вод был так же высок, как в эпоху Тимура (XIV в.), то нашли бы себе объяснение два расцвета среднеазиатской культуры, отмеченные руинами Хотана и доныне стоящими памятниками тимуровского Самарканда. Это не значит, само собой разумеется, что в Средней Азии когда-либо климат был сырым и прохладным: китайские путешественники, видевшие древний Хотан цветущим и населенным, постоянно жалуются на недостаток воды в этих местах; земледелие и тогда не было здесь возможно без искусственного орошения; но тогда было откуда провести воду, теперь же это было бы невозможно даже для современной техники.

Другим фактором, обусловившим направление среднеазиатской истории, была торговля. Представляя собой своего рода перекресток между Индией, Ближним Востоком и Китаем, Средняя Азия давно должна была сделаться точкой скрещения крупных исторических культур, складывавшихся в этих трех районах. Дальнейшие исследования, вероятно, осветят первые шаги обмена, относящиеся, надобно думать, к чрезвычайно седой древности. Пока нам известны лишь заключительные стадии, выразившиеся в военных походах, театром которых западная часть Средней Азии делается с VI ст. до н. э. (походы Кира, поведшие к включению нынешнего Туркестана, «Согдианы», и нынешнего Закаспийского края, тогда «Бактрии» в состав персидского царства). Население этих мест в то время было арийское, иранской ветви (см. таджики) и подчинилось Персии почти без сопротивления. Два века спустя, во время похода Александра Македонского (см. II, 190) Бактриана стала даже на минуту театром персидской «национальной обороны», и Александр счел нужным закрепить эти области за греко-персидской монархией созданием здесь греческих военных колоний: так возникли Александрия Маргиана, нынешний Мерв, и Александрия Дальняя (Eschata), нынешний Ходжент. Самарканд (Maracanda, см. XXXVII, 142) становится крупным центром около этого времени и, может быть, также под греческим влиянием. Некоторые ученые хотят видеть в ближайших окрестностях Самарканда («Согде» — откуда Согдиана) даже антропологические следы греков в типе современных таджиков. Для последнего, быть может, греческих поселенцев было слишком мало (некоторые источники называют 14 000). Несомненно огромное культурное влияние эллинизма не только в местах непосредственной оккупации, но и гораздо дальше на восток, в областях нынешнего Китайского Туркестана. Последний «китайским» в полном смысле сделался, как известно, только в ХVІII в. нашей эры: но ареной китайской колонизации и культурного воздействия Китая он становится уже во II в. до н. э. Эллинизация восточных областей персидской монархии сильно способствовала развитию торговых сношений с Китаем, достигшим тогда (при династии Нап, см. XXIV, 204/05) высокой степени культурного процветания. Главным предметом китайского экспорта в то время, как и долго после, был шелк и шелковые ткани. Через Среднюю Азию прошли две главных «шелковых дороги» древнего Китая (третья шла морем, вдоль берегов Индокитая и Индостана). Через Хотан проходило ежегодно 12 китайских караванов, что указывает на большую интенсивность торговли для своего времени (караваны везли, впрочем, не только шелк). Вслед за купцами сюда явились и китайские войска, а следом за ними китайские военные колонии. Первые, по преданию, доходили до Каспийского моря, фактически, вероятно, до Чарджуя (на Амударье). Последние, во всяком случае, не вышли за пределы теперешнего китайского Туркестана, но культурное влияние и Китая было очень велико. Помимо материальной культуры, которая, главным образом, сохранила нам следы обоих влияний, и эллинистического, и китайского, проводником их являлась религия. Эллинистические формы христианства (см. монофизитская ересь) и родственных христианству учений (см. манихейство) продержались здесь до монгольской эпохи (ХIIІ в.): еще в Х в. один арабский географ отмечает в Самарканде, как одну из достопримечательностей, манихейский монастырь. Но в этой области успешным конкурентом эллинистическому явилось индийское влияние, в форме буддизма (см. VII, 60/73), уже в ІII в. нашей эры являвшегося здесь, по-видимому, наиболее распространенной религией.

Политически к этому времени в Средней Азии не оставалось уже никаких следов эллинистических государств, явившихся результатом распада монархии Александра Великого. Уже во II в. до н. э. начались завоевания «скифов», т. е. кочевых народов, отчасти, по крайней мере, арийского же происхождения, приходивших с севера, со стороны р. Сырдарьи. Ко II в. н. э. они захватили и Северную Индию, став одним из главных проводников буддийского влияния (индо-скифы, кушены). Нашествие «скифов» для земледельческих областей Средней Азии имело приблизительно те же последствия, что нашествие варваров для провинций римской империи. Арабы застали в Западном Туркестане феодальные отношения: в VI—VІII вв. власть здесь принадлежала землевладельцам («дихканам»), из которых мелкие зависели от более крупных, и по отношению к которым обрабатывавшее землю население было обязано различными податями и повинностями. Арабы явились проводниками не только ислама, но и торгового капитала и политической централизации. Слишком малочисленные, чтобы повлиять на этнографический состав населения Средней Азии, они были организующим элементом местных, туземных государств. Под арабским влиянием выдвигается крупная местная династия Саманидов, царство которых (со столицей в Бухаре, см. VII, 261) охватывало не только будущий русский Туркестан и Закаспийскую область, но и большую часть Персии. Восточный Туркестан в это время был ареной борьбы между китайцами и тибетцами, причем победили последние; от древнехотанской цивилизации уже в это время оставались одни развалины. С конца Х в. начинаются нашествия тюрков (см.). Последние отнюдь не были дикарями: захватившие Восточный Туркестан уйгуры имели письменность, в религиозном отношении стояли под влиянием отчасти несторианства, отчасти буддизма и впоследствии явились организующим элементом монархии Чингисхана. Но их иммиграция носила массовый характер и совершенно изменила этнографическую физиономию Средней Азии. Арийский элемент был закрыт тюркским: не только тюркский язык стал господствующим, но и антропологически население «отуречилось» (продуктом смешения тюрков и арийцев явились сарты, см.). За первой тюркской волной последовали новые; апогея своего тюркское нашествие достигло в XIII в. (см. монголы, Чингисхан), а последним его эпизодом было появление узбеков (см.) с Шейбаниханом уже в XVI в. С распространением тюркского владычества на всю переднюю Азию и с распространением ислама среди самих тюрков они заняли приблизительно то же место, какое раньше занимали арабы: новые попытки централизации и мусульманского прозелитизма идут уже из тюркской среды. Так возникла империя Тимура (см.). В это время Самарканд был экономическим и духовным центром не одной Средней Азии Население его достигало 150 000, т. е. было втрое более теперешнего, и росло так быстро, что новые поселенцы иногда не находили себе места в домах, а ютились в шалашах и пещерах в окрестностях города. Позднейший упадок империи Тимуридов приходится поставить в связь не только с продолжением набегов все новых и новых тюркских племен, но и с двумя фактами более общего характера: во-первых, упоминавшимся выше высыханием (с конца XVI в. Амударья уже не имеет стока в Каспийское море), во-вторых, перемещением мировых торговых путей: с открытием европейцами морского пути в Индию, а затем на Дальний Восток трудная, благодаря недостатку воды, и опасная, благодаря кочевникам, «шелковая дорога» через восточный Туркестан и долину Амударьи окончательно теряет свое мировое значение, сохраняя только местный интерес. Вместе с тем Мавер-ан-нехр («Заречье» — так назвали арабы область за р. Аму) перестает быть центром крупных монархий, и остатки великого царства Тимура распадаются на знакомые нашему времени мелкие «ханства»: Хивинское, Бухарское, Кокандское и т. п. В таком виде восточная часть Средней Азии достается в середине XVIII в. Китаю, а западная, столетием позже, — России.

Первые сношения Средней Азии с Россией, не считая времен более отдаленных, о которых данных не сохранилось, относятся к 1550 г. и связаны, скорее всего, с тем перерывом торговых путей, о котором сейчас говорилось: ханы хивинский и бухарский «присылали с великим челобитием», прося о пропуске их купцов через Астрахань. Запустение местных торговых дорог чувствовалось, его не понимали и надеялись наладить дело вновь кустарными мерами. Бухарские купцы появились в Астрахани, но торг их там был, по отзывам англичан, незначителен. Со своей стороны, те же надежды и по тем же основаниям (морская дорога была в чужих руках) питали и в Москве. Как показывает Книга Большого Чертежа (см. VI, 258), географию будущего русского Туркестана знали тогда в Москве довольно хорошо. Имелись сведения об изменениях течения Амударьи и о минеральных богатствах края — в последнем случае преувеличенные. Слухи об изобилии золотого песка в Аму и ее притоках (золотой песок там, действительно, имеется, но в самом незначительном количестве) были ближайшим поводом к снаряжению в 1714 г. экспедиции в Хиву кн. Бековича-Черкасского (см. V, 215/16). Но в инструкции Бековичу, кроме золота, говорится и о разведках относительно торгового пути в Индию и торговли пряностями вообще. Неудача Бековича не остановила Петра, и он, не предпринимая более крупных экспедиций, посылал и позже своих агентов для таких же разведок. Упадок русского торгового капитализма в послепетровскую эпоху надолго прервал подобные попытки — возобновление их относится уже к XIX в. С 20-х годов идут экспедиции в Хиву и Бухару, сначала «научные», но с участием офицеров генерального штаба, потом «научно-политические», наконец, уже явно политические, с батальонами пехоты, сотнями казаков и пушками. Цели были теперь совсем иные, чем при Петре: тогда искали транзитного пути в Индию, теперь, если и шла речь о дороге в Индию, то военной, а не торговой, притом на втором плане; на первом было открытие новых рынков, другими словами, туркестанские экспедиции были первыми колониальными войнами России. В области колониальных захватов Россия должна была неизбежно столкнуться с Англией, и все дальнейшее развитие русской среднеазиатской политики проходит под знаком русско-английского конфликта. Движению англичан в Афганистан (см. IV, 299 сл.), в значительной степени вызванному появлением и там русских агентов, точно соответствовал поход Перовского на Хиву (сл.) в 1839 г. Для похода выбрано было, по неопытности, самое трудное направление и самое неудобное время года (избегая жары, пошли зимой, не приняв в расчет морозов и снежных ураганов среднеазиатских степей). Пришлось вернуться, далеко не дойдя до цели и потеряв более половины отряда умершими и больными. Но уже несколько лет спустя тому же Перовскому удалось найти направление, более удобное, не на хивинское, а на кокандское ханство, через низовья Сырдарьи (см.). В 1853 г. русские войска взяли кокандскую крепость АкМечеть на нижнем Сыре (пот. Перовск, см.). Крымская война на время прервала движение. Оно возобновилось в 1864 г. Чтобы успокоить англичан, как предлог были выставлены нападения кочевников на русские пределы; целью экспедиции было объявлено образование новой «оборонительной линии», с центром в Чимкенте, к северу от Сырдарьи. Само собой подразумевалось, таким образом, что русские не собираются проникать в старинные земледельческие районы Мавер-ан-нехра. На самом деле, генерал Черняев, взяв 22 сентября 1864 г. Чимкент, немедленно двинулся дальше, к Ташкенту, центру густозаселенной земледельческой области по р. Чирчику, и принадлежавшему вдобавок (номинально) бухарскому эмиру, которого никто ни в каких набегах не обвинял — учинявшие их киргизы были кокандскими подданными. Настоящей целью с самого начала было завоевание Туркестана, что и было достигнуто довольно быстро и без особых пожертвований с русской стороны. Первое нападение Черняева на Ташкент кончилось неудачей, и русские поневоле остались в пределах первоначально очерченной «оборонительной линии», но уже летом следующего 1865 г. Ташкент пал. Формальное присоединение его к России было задержано дипломатическими соображениями до осени 1866 г., но война, теперь уже с Бухарой, шла своим чередом при преемниках Черняева, Романовском и Крыжановском; Сырдарью перешел уже сам Черняев, а в конце того же 1866 г. русское правительство официально отбросило в сторону всякие предлоги, образовав туркестанское генерал-губернаторство, с К. П. фон-Кауфманом во главе Последний в 1868 г. взял Самарканд и, завладев долиною Заравшана, который снабжает водою всю Бухару, принудил эмира к сдаче. Договор 18 июня того же г. был, фактически, экономической аннексией Бухары, на территории которой русский капитал был поставлен в исключительно привилегированные условия, номинальная политическая независимость эмира была сохранена, главным образом, опять-таки, для того, чтобы не раздражать Англии, где общественное мнение было сильно возбуждено движением русских войск на юг, к границам Афганистана и Индии. Хотя от этих границ русские были еще очень далеки и отделены от них притом труднопроходимыми горными цепями, некоторые английские публицисты (Раулинсон) усматривали в экспедициях Черняева и Кауфмана подготовку к походу на английскую Индию. Но условия завоевания скоро заставили русское правительство и в этом случае отступить от первоначальной осторожной политики. Первое время туземное население относилось довольно равнодушно к русскому завоеванию. Но такие факты, как разгром Самарканда, векового священного центра Средней Азии, необычайно строгие меры, которыми охранялась безопасность победителей (целые деревни сжигались за одно мертвое тело русского, найденное в окрестностях), — все это мало-помалу должно было вызвать народное брожение. Мусульманское духовенство начало проповедь священной войны. Центрами агитации, естественно, стали области, еще не подпавшие русскому господству, прежде всего Хива. Несмотря на формальное обещание русского правительства не завоевывать Хивы, лежащей на южном, с английской точки зрения «афганском», берегу Амударьи, Хива была в мае 1873 г. взята войсками генерала Кауфмана. Хану и здесь была оставлена тень политической самостоятельности, но экономическая аннексия была проведена еще полнее, чем по отношению к Бухаре, часть хивинской территории была прямо присоединена к России; одним из условий договора хан был обязан выдавать укрывающихся у него агитаторов. Брожение, однако, достигло таких размеров, что власть ханов была перед ним бессильна; кокандский хан за свою лояльность по отношению к России был низвергнут местным населением и должен был бежать в русские пределы. Восстание пришлось усмирять русским войскам (ген. Скобелева, см.), успех которых сам собой повел к аннексии всего ханства, переименованного в Ферганскую область. Все это в сильнейшей степени способствовало обострению русско-английских отношений, выразившемуся в кризисе 1877-78 гг. (см. Россия — внешняя политика). Результатом этого кризиса было появление русского посольства в Афганистане и русской военной экспедиции в Закаспийском крае (см. текинцы), на дороге к Мерву и Герату, «воротам Индии». В 1884 г. Мерв стал русским, что снова едва не вызвало русско-английской войны (см. там же). В эти годы поход на Индию, несомненно, был в сфере военных возможностей, но осложнения на западной русской границе остановили движение в Средней Азии на границах Афганистана (окончательно русско-английские отношения в Средней Азии были урегулированы конвенцией 31 августа 1907 г.). В восточном Туркестане Россия даже несколько отступила: северо-западный его угол, Кульджа, занятая русскими войсками в 1871 г., была ими очищена 10 лет спустя.

Литература: Woeikof, «Le Turkestan russe», Paris. 1914. Huntignton, «The Pulse of Asia», Lond. 1907. Herrmann, «Die alten Seidenstrassen», Berl. 1910. М. А. Stein, «Ancient Khotan», Oxford, 1907, 2 vols (краткое изложение в «La Geоgraphie», vol. XX, 1909). Бартольд, «Туркестан в эпоху монгольского нашествия», ПБ. 1900. Eгo же, «Nachrichten über d. Aralsee», Leipzig. 1910. Куропаткин «Завоевание Туркестана», ПБ. 1899.

Азия.

Общая площадь Азии-43 млн. км 2 , площадь Зарубежной Азии – около 27 млн. км 2 . По широте Азия протянулась на 93 0 , по долготе Зарубежная Азия простирается от 53 0 с.ш. до 12 0 ю.ш. Удалённость некоторых территорий от океана – 1000-1500 км, что определяет чёткое проявление секторности. Разнообразие природных условий усиливается резкими контрастами рельефа. Азия-самая высока часть света (средняя высота 950 м). Более 3\4 её поверхности занято горами, нагорьями, и плоскогорьями. В пределах Азии располагается самая высокая вершина-Эверест (Джамалунгма, Сагарматха) и самая глубокая впадина на суше – Мёртвое море (Эль-Гхор)-395 м. Массивность, размеры и высота внутренних нагорий – важный фактор, способствующий охлаждению территории Азии зимой и усилению континентальности. Поэтому ещё одной отличительной чертой природы Азии является необычайно широкое развитие континентального сектора. Для Азии характерна довольно сильная расчленённость. Для островов и полуостровов составляет примерно 25%. Азия-один из основных - очагов зарождения человечества, колыбель мировой культуры, арена формирования ряда крупнейших центров автохтонного земледелия.

История формирования Азии.

Азия характеризуется наибольшей сложностью и гетерогенностью геоструктурного плана. В основании Азии лежит несколько платформ: Сибирская (территория России), Аравийская, Индостанская и Китайская. Они имеют докембрийский складчатый фундамент, сложенный магматическими и метаморфическими породами, возраст которых превышает 2,6 млрд. лет.

В отличии от Европейской и Северо-Американской азиатские платформы подвижные (параплатформы). Для них характерны активные движения по глубинным разломам, более высокий гипсометрический уровень, преобладание процессов размыва и накопления континентальных отложений. Наибольшей подвижностью на протяжении своего развития отличалась Китайская платформа. В докембрии китайская платформа простиралась от Памира до Японских островов на востоке и полуострова Индокитай на юге. Затем единая Китайская платформа разъединилась на 2 части-северную и южную. Северная часть (или Синайский щит), отличалась тенденцией преимущественного поднятия и большую часть геологического времени была сушей. В южной части (Южно-Китайская плита) преобладали опускания и значительные территории были покрыты морскими водами. В фазу континентального развития северная часть Китайской платформы вступила в конце перми, южная-в конце триаса. Важную роль в формировании структурного плана Китайской платформы сыграли интенсивные складчатые дислокации MZ, которые привели к возникновению специфических линейных эпиплатформенных складчато-глыбовых структур (яньшанид), разделённых относительно устойчивыми массивами, такими как: Шандун-Корейский, Ордосский, Таримский.

В прогибах, где складчатый фундамент перекрыт осадочным чехлом, располагаются равнины (Великая Китайская, Сун-Ляо). Яньтаниды распространены преимущественно в южной части Китайской платформы (хр. Циньлинь и расположены к югу от его территории). Южно-Китайская плита представлена отдельными массивами: Синобиртанский, Восточно-Китайский и Индосинийский.

В докембрии китайская платформа обрамлялась геосинклинальными бассейнами: урало-пиень-шанским (на севере), тихоокеанским (на востоке), средиземноморским (на юге).

Первые горообразовательные движения протекали в урало-пиень-шанском бассейне. В конце перми начале кембрия здесь отмечается байкальская складчатость; проявившаяся главным образом, в северной части Монголии, прилегающей к озеру Байкал. В нижнем палеозое к байкалидам причленяются каледонские структуры (нерасчлененная толща гор Северной Монголии). В это же время в средиземноморской геосинклинали образуются отдельные массивы, представлявшие тогда острова: Малоазиатский, Армянский, Иранский.

В верхнем палеозое начинается герцинская складчатость. В это время закрывается Урало-Тянь-Шанская геосинклиналь. Формируются горы: Тянь-Шань, Алтай, Хэнтей, Хангай, Большой и Малый Хинган, Кунь-Лунь, Наньшань. Увеличиваются площади массивов в средиземном бассейне. В результате герцинского орогенеза Китайская платформа соединилась с Сибирской и Европейской: образовалась Лавразия.

К мезозою Китайская платформа превратилась в целый ряд понижений и поднятий, чередовавшихся друг с другом. В понижениях шло накопление мощных осадочных толщ. В конце юры-начале мела в теле Китайской платформы происходят горообразовательные процессы, сформировавшие системы гор (Яньшанская складчатость). К её структурам относится: Ляосинь, Иньшань, Тайханьшань, Утайшань, Уйшань, Циньлинь, Наньлинь. В связи с тем, что в процесс горообразования были вовлечены участки платформы, Яньшаниды представляют собой либо односторонние горсты, либо сводовые поднятия, либо моноклинальные структуры. Яншаньская складчатость не дала прироста суши, т.к. происходила в теле Китайской платформы. Тектонические движения мелового периода сопровождались бурной тектонической деятельностью. На огромном пространстве от большого Хингана на севере до Южной части Восточного Китая излились огромные потоки лав различного состава. В Альпийско-Гималайской и Тихоокеанской геосинклиналях яньшанская складчатость была началом Альпийского орогенеза. Альпийская складчатость в Азии шла 2-мя ветвями, обрамляя с севера и югапалеозойские массивы передней Азии. Первая ветвь является продолжение Альпид западной Европы и представлена Понтийскими горами.

Вторая ветвь (продолжение Динарид)-горы Тавр. Обе ветви соединились в Армянское нагорье, образовав первый угол скучивания альпийских складок. В результате палеозойское Армянское нагорье было разбито системой разломов, по которым шло изливание лав. В настоящее время это самое крупное вулканическое плато мира, где имеются системы потухших и действующих вулканов: Большой Арарат, Малый Арарат, Арагац, Сахен, Алагез и др.

От Армянского нагорья Альпийские складки вновь следуют 2-мя ветвями, обрамляя Иранское нагорье. Северная дуга: Эльбурс, Туркмено-Харасанские, Парапамиз, Гиндукуш. Южная дуга: Загрос, Мекран, Сулеймановы. Обе дуги соединились в Памире, образовав 2-й узел скучивания альпийских складок.

От Памира альпийские структуры направляются к востоку, образуя две дуги, прошедшие по северной и южной окраине Гималаев и соединившись в Сино-Тибетских горах – третий узел скучивания альпийских складок.

От сино-тибетского узла альпийские складки под углом 90 0 поворачивают на юг, обрамляя с запада структуры китайской платформы, сформировав: Падкай, Араканские, Пегу-Йома, Андамандсике и Никобарские о-ва, горы ос-вов Суматра, Ява, Сулавеси. В результате альпийской складчатости к материку причленяется мощный участок суши. В это же время в юго-западной и южной частях материка присоединяются два обломка Гондваны: Аравийский и Индостанский полу-ова. На месте причленения образуются предгорные прогибы: Месопотамская, Индо-Гангская низменности, долина реки Иравади.

Альпийская складчатость затронула прилегающие участки Центральной Азии. Уже существовавшие горные системы были вторично смяты в складки и взброшены на огромную высоту (до 7,500 м). Эти горообразовательные процессы не имеют равных в мире. Были подняты: Куньлунь, Алтынтаг, Хангай, Наньшань, Алашань, Тянь-Шань, Монгольский Алтай, Хэнтей. Благодаря этим процессам Центральная Азия обособилась в отдельный под континент, представляя собой обширные территории, лишённые внешнего стока и характеризующиеся резко континентальным аридным типом климата.

На востоке материка в это время происходят крупнейшие тектонические изменения. Китайская платформа раскалывается и её восточная периферия погружается под уровень моря. Образуются внешние моря, обрамлённые дугами вулканических островов.

Таким образом, восточный сектор материка теряет участки суши. Оформляется специфическая береговая граница, которая существует и сейчас.

В конце Неогена очертания материка и его основные орографические элементы приобретают современные контуры. С точки зрения теории плитотектоники неотектонические процессы в Евразии развиваются в следующих направлениях: Евроазиатская плита вступает в контакт с тремя литосферными плитами: Африканской, Индийской и Тихоокеанской. Самая сложная ситуация наблюдается в зоне субдукции между Евроазиатской и Африканской плитами. Здесь, на переднем крае существуют мелкие литосферные плиты, контактирующие между собой и усложняющие тектоническую обстановку региона. Малоазиатская, Иранская, Аравийская плиты в результате взаимодействия способствуют выдавливанию «молодых цепей гор». Эти процессы сопровождаются сейсмизмом и вулканизмом. В целом, Западная и Юго-Западная Азия в настоящее время является активным регионом в тектоническом отношении. Здесь же расположена зона спрединга – Красное море и Аденский залив, (т.к. Аравия отъезжает от Африканской плиты). На юге Евроазиатская плита взаимодействует с Индийской. Последняя «подтекает» под первую. Местом заглубления Индийской плиты является Индо-Гангская низменность, а местом встречи двух плит – Гималаи.

На востоке Евроазиатская плита встречается с Тихоокеанской «натекая» на последнюю. Местом заглубления Тихоокеанской плиты являются глубоководные желоба; местом встречи двух плит дуги вулканических островов, где тектонические процессы и сегодня весьма активны. Ситуация здесь осложняется наличием небольшой океанической Филиппинской плиты, благодаря которой характер рельефа дна океана отличается большим разнообразием.

На территории Евразии существуют районы, где закладывается океаническая кора – Байкальский грабен (оз. Байкал – северная Монголия – Хубсугул). Здесь так же активны тектонические процессы.

Формирование альпийских структур на территории Зарубежной Азии способствовало изменению климатических условий. Северная часть материка в результате испытала оледенение. В Зарубежной Азии покровное оледенение отсутствовало. До недавнего времени считалось, что оно было в Тибете. Однако сейчас утверждается, что здесь были только местные, локальные ледники. Зато большие площади занимало горное оледенение. Высота снеговой границы в Плейстоцене на 2,5 км выше современной. В северной части Зарубежной Азии было распространено грунтовое оледенение (вечная мерзлота), которая сохранилась и поныне пятнами в северной Монголии и северо-восточном Китае. В период оледенения современные пустынные районы Азии (Центральная Азия, Аравия, Иранское нагорье) характеризовались более влажным и мягким климатом, нежели сейчас. Эти влажные периоды называются плювиальные. В это время закладывалась речная сеть, закладывались подземные воды, пышно расцветала растительность. Отступление ледников сопровождалось усыханием климата. В настоящее время бывшие реки пересохли, н в рельефе сохранились сухие речные долины – сайры (Центральная Азия, вади (Аравия)).

ДРЕВНЯЯ АЗИЯ

Пергам – великий город древности

Немецкий инженер Карл Хуман приехал в Турцию по приглашению султана строить мосты и дороги. Хуман нанял сорок землекопов, вместе с ними поднялся на гору и первым ударил заступом в сухую, потрескавшуюся землю... Вот так, во время строительных работ, был открыт древний Пергам и величайший памятник эллинистического искусства Алтарь Зевса.

Пергам считался третьим по величине городом античного мира (после Рима и Александрии). Он прославился своей великолепной архитектурой, библиотекой, которая соперничала с александрийской, музеем скульптуры, научными школами и крупнейшим центром театрального искусства.

Этот великолепный город появился на свет в результате банального предательства. После смерти Александра Македонского один из его сподвижников, Лисимах, захватил почти всю казну бывшего завоевателя мира, состоявшую из бесчисленных сокровищ, награбленных когда-то в Персеполе, Индии и Вавилоне. Для хранения казны коварный Лисимах избрал подземелья небольшой, неприступной крепости Пергам на вершине скалы. По сей день там сохранились вырубленные в твердом камне коридоры, где были сложены драгоценности македонского царя. Лисимах доверил охрану сокровищ своему слуге – евнуху Филетеру. Но слуга, в свою очередь, присвоил казну и, чтобы ее удержать, перешел на сторону Селевка I, врага Лисимаха. Все эти события происходили в 287 г. до н.э.

При царе Аттале I, потомке Селевка, в 240 г., Пергам осмелился провозгласить независимость, однако для верности заключил союз с Римом и в дальнейшем показал себя его верным союзником.

Алтарь Зевса из Пергама

Пергамское царство стало самым сильным в Малой Азии, но величие государства и его царей Атталидов было недолговечным. В 133 г. до н.э. Аттал умер бездетным, завещав царство римлянам. Странное решение царя вызвало бурю эмоций, но что можно было ожидать от мизантропа и жестокого тирана, который в свободное время занимался выращиванием ядовитых растений.

Столица Атталидов находилась в 30 км от Средиземноморского побережья и располагалась на трехсотметровой скале, разделявшей два притока реки Каик – Селинунт и Кетий. Со временем выступы скалы были превращены в просторные террасы. Фактически греческие архитекторы построили три города один над другим, соединив их лестницами с бельведерами и террасами, несущими двухэтажные портики, удачно вписавшиеся в пейзаж.

В верхнем городе, административном квартале, находилась двойная агора – площадь с храмом Диониса. На его верхней площадке стоял большой алтарь Зевса и Афины – здание замечательное как своими размерами, так и красотой скульптурного убранства, а также святилище Афины Паллады, ограниченное с двух сторон портиками. На той же площадке еще располагалась библиотека, а на самом верху – дворец и обширный арсенал. Немного ниже под террасой размещался театр.

В среднем городе находился великолепный гимнасий, учебно-просветительское учреждение для знатных юношей, построенный на разных уровнях, соединенных широкими лестницами и подземными переходами, а также храмы Деметры и Геры. Нижний город с обширной площадью, окруженной двухэтажной колоннадой, был торговым центром и обителью большей части 120тысячного населения.

Своим богатством, успехами и славой Пергам обязан был не только торговле, но главным образом наличием богатейших угодий, где выращивали хлеб, оливы, виноград, а также занимались селекционным животноводством. В самом Пергаме производили благовонные масла, тонкое льняное полотно и золотую парчу, а также «бумагу» собственного изобретения – пергамент. Народ жил богато, и свободные граждане ежедневно благодарили за это богов.

Жители Пергама не поскупились и возвели самый богатый в греческом мире алтарь, посвященный Зевсу. Он представлял собой помост из белоснежного мрамора, квадратный в плане. Вдоль трех стен шла мраморная лента рельефа, а с четвертой лестница вела на окруженную колоннадой площадку. На площадке находился мраморный жертвенник. Рельефный фриз Пергамского алтаря изображает битву богов с гигантами. Ваятели Пергама создали великолепный фриз, который украшал алтарь и воспроизводил схватку богов и восставших против них гигантов. Фигура Зевса превосходит остальные величиной и силой. Вооруженный молнией, верховный бог ведет бой сразу с тремя гигантами. Громовержец сокрушает своих врагов, и они гибнут в страшных мучениях. Алтарь уже в свое время был признан выдающимся произведением искусства.

Славу городу принесла также знаменитая библиотека. В прохладных залах в мраморе стен были устроены выложенные кедром ниши. В них хранили 200 тысяч свитков с творениями греческих философов и поэтов, трудами географов, священными книгами персидских, египетских и иудейских жрецов.

Глава Пергамской библиотеки ученый Кратес Малосский первым в мире выдвинул гипотезу о расположении на поверхности шарообразной Земли четырех массивов суши, разделенных полосами океанов. Около 168-165 гг. до н.э. он изготовил большой глобус, на котором изобразил четыре массива суши, симметрично расположенные по отношению друг к другу: в Северном полушарии он поместил известную грекам Ойкумену (обитаемую землю) в виде развернутого плаща и землю пэриеков («рядом живущих») – прообраз Северной Америки; по другую сторону экваториального океана, занимавшего широкую полосу между тропиками, были помещены земля антеков – прообраз Австралии и рядом с ней земля антиподов – прообраз Южной Америки.

До начала XX в. жители турецкого города Бергама и не подозревали, что живут на руинах великого города Древнего мира, они ими просто не интересовались. Более того, куски мрамора со следами скульптурных изображений, которые выкапывали турецкие крестьяне, пережигались ими на известь.

Пергамский алтарь – одно из сокровищ великого города Древнего мира. В библиотеке во множестве хранились рукописи по медицине, ведь Пергам считался центром медицинской науки и врачевания. Горожане возвели за стенами города лечебницу и украсили ее многозначительной надписью: «Во имя богов, смерти вход запрещен». Больные принимали ванны в отделанных бронзой бассейнах, пили целебные воды, а руки искусных массажистов и благовонные притирания возвращали силу ослабевшим мускулам. В здравнице можно было отдохнуть в тени галерей, сидя на каменных скамьях или прислонившись к колонне. Под сводами здесь были скрыты особые рупоры и через них доносились голоса невидимых врачей-психотерапевтов. Они убеждали больных забыть свои недуги, не думать о горестях и физических страданиях, подавлять болезнь силой собственного духа.

В 133 г. Пергам сделался столицей римской провинции Азия, и римские правители также не жалели денег на украшение города. На Акрополе вырос гигантский храм императора Траяна. Каждая его колонна была вдвое выше храма Афины, стоявшего рядом.

В III в. на террасе театра возник храм в честь императора Каракаллы, который приезжал лечиться у знаменитых пергамских врачей. Этот храм был невелик, но зато отделан драгоценным цветным мрамором.

Римляне построили в Пергаме еще два театра на 25 и 35 тысяч зрителей, так что в городе стало больше театральных мест, чем зрителей.

Но в 713 г. замечательный малоазийский город был разрушен арабами. Пергам, который, по словам историка Плиния Старшего, являлся «учителем Рима», ушел в небытие навсегда.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.