Франкская империя (Франкское государство). Династии Меровингов и Каролингов. Образование франкского государства Меровингов. Хлодвиг и его преемники Распад родовых отношений. Возникновение имущественного и социального неравенства во франкском обществе

Francia ) - условное название государства в Западной и Центральной Европе c по IX века , которое образовалось на территории Западной Римской империи одновременно с другими варварскими королевствами . Эта территория была населена франками начиная с III столетия. Вследствие непрерывных военных походов майордома франков Карла Мартелла , его сына Пипина Короткого , а также внука Карла Великого , территория империи франков к началу IX века достигла самых больших размеров в период своего существования.

Вследствие традиции разделять наследство между сыновьями, территория франков только условно управлялась как единое государство, фактически она была разделена на несколько подчиненных королевств (regna ). Количество и расположение королевств менялось с течением времени, и изначально Франкией называлось только одно королевство, а именно Австразия , располагавшееся в северной части Европы на реках Рейн и Маас ; тем не менее иногда в это понятие включали и королевство Нейстрия , находившееся севернее реки Луара и западнее реки Сена . С течением времени применение названия Франкия смещалось в направлении Парижа , установившись в результате над областью бассейна реки Сены, окружавшей Париж (в наши дни известной под именем Иль-де-Франс) и давшей своё имя всему королевству Франция .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Франкское государство. Рассказывает историк Андрис Шне

    ✪ Королевство франков (рус.) История средних веков.

    ✪ Империя Карла Великого. Видеоурок по Всеобщей истории 6 класс

    ✪ Империя Карла Великого. Передача 1

    ✪ Империя Карла Великого.

    Субтитры

История появления и развитие

Происхождение названия

Первое письменное упоминание названия Франкии содержится в хвалебных речах , датированных началом III столетия. В то время это понятие относилось к географической области севернее и восточнее реки Рейн , приблизительно в треугольнике между Утрехтом , Билефельдом и Бонном . Это название охватывало земельные владения германских племён сикамбров , салических франков , бруктеров , ампсивариев , хамавов и хаттуариев. Земли некоторых племён, к примеру, сикамбров и салических франков, были включены в Римскую империю , и эти племена снабжали воинами приграничные войска римлян. А в 357 году вождь салических франков включил свои земли в состав Римской империи и упрочил своё положение благодаря союзу, заключенному с Юлианом II , оттеснившим племена хамавов назад в Хамаланд.

Значение понятия Франкия расширялось по мере разрастания земель франков. Некоторые из франкских вождей, к примеру Бавтон и Арбогаст , присягнули на верность римлянам, а другие, например, Маллобаудес, действовали на романских землях по иным мотивам. После падения Арбогаста его сын Аригиус преуспел в установлении наследуемого графства в Трире , а после падения узурпатора Константина III некоторые франки встали на сторону узурпатора Иовина (411 год). После смерти Иовина в 413 году римляне уже не смогли сдерживать франков в их границах.

Период Меровингов

Исторический вклад преемников Хлодиона достоверно не известен. Определённо можно утверждать только что Хильдерик I , вероятно, внук Хлодиона, правил Салическим королевством с центром в Турне , являясь федератом римлян. Историческая роль Хильдерика заключается в завещании земель франков сыну Хлодвигу , начавшему распространять власть над другими франкскими племенами и расширять области своего владения в западную и южную часть Галлии . Королевство франков было основано королём Хлодвигом I и в течение трёх веков стало мощнейшим государством Западной Европы.

В отличие от своих родственников-ариан , Хлодвиг принял католическое христианство. В ходе 30-летнего правления (481 год - 511 год) он нанёс поражение римскому полководцу Сиагрию , покорив римский анклав Суассон , нанёс поражение алеманнам (Битва при Толбиаке , 504 год), поставив их под контроль франков, победил вестготов в битве при Вуйе в 507 году , завоевав всё их королевство (за исключением Септимании) со столицей в Тулузе , а также покорил бретонцев (согласно утверждениям франкского историка Григория Турского), сделав их вассалами Франкии. Он подчинил все (или большинство) соседствующие франкские племена, живущие по течению Рейна, и включил их земли в своё королевство. Также он подчинил различные римские военизированные поселения (лаети ), разбросанные по территории Галлии. К концу 46-летней жизни Хлодвиг правил всей Галлией, за исключением провинции Септимания и Бургундского королевства на юго-востоке.

Правление Меровингов было наследственной монархией . Короли франков придерживались практики делимого наследования, разделяя свои владения среди сыновей. Даже когда правили несколько королей Меровингов , королевство - почти как в поздней Римской империи - воспринималось как единое государство, руководимое коллективно несколькими королями, и только череда разного рода событий приводила к объединению всего государства под властью одного короля. Короли Меровингов правили по праву помазанников Божьих, и их королевское величие символизировали длинные волосы и аккламация , которая осуществлялась их подъёмом на щит согласно традициям германских племён по выбору вождя. После смерти Хлодвига в 511 году территории его королевства были разделены между его четырьмя взрослыми сыновьями таким образом, чтобы каждому досталась примерно равная часть фиска .

Сыновья Хлодвига выбрали своими столицами города вокруг северо-восточной области Галлии - сердца франкского государства. Старший сын Теодорих I правил в Реймсе , второй сын Хлодомир - в Орлеане , третий сын Хлодвига Хильдеберт I - в Париже и, наконец, младший сын Хлотарь I - в Суассоне . Во время их правления во франкское государство были включены племена тюрингов (532 год), бургундов (534 год), а также саксов и фризов (примерно 560 год). Отдалённые племена, жившие за Рейном, не были надёжно подчинены франкскому владычеству и, хотя их принуждали участвовать в военных походах франков, во времена слабости королей эти племена были неуправляемы и часто пытались выйти из государства франков. Тем не менее, франки сохранили в неизменном виде территориальность романизированного бургундского королевства, превратив его в одну из главных своих областей, включающую центральную часть королевства Хлодомира со столицей в Орлеане.

Надо отметить, что отношения между братьями-королями нельзя назвать дружественными, большей частью они соперничали друг с другом. После смерти Хлодомира (524 год) его брат Хлотарь убил сыновей Хлодомира, чтобы завладеть частью его королевства, которое согласно традиции разделили между оставшимися братьями. Старший из братьев, Теодорих I , скончался от болезни в 534 году и его старший сын, Теодеберт I , сумел отстоять своё наследство - самое крупное франкское королевство и сердце будущего королевства Австразия . Теодеберт стал первым франкским королём, официально разорвавшим связь с Византийской империей , начав чеканить золотые монеты со своим изображением и назвав себя Великим королём (magnus rex ), подразумевая свой протекторат, распространяющийся вплоть до римской провинции Паннония . Теодеберт включился в Готские войны на стороне германских племён гепидов и ломбардов против остготов , присоединив к своим владениям провинции Реция , Норик и часть области Венеция . Его сын и наследник, Теодебальд , не смог удержать королевство, и после его смерти в 20-летнем возрасте всё огромное королевство отошло Хлотарю. В 558 году , после смерти Хильдеберта , правление всем франкским государством было сосредоточено в руках одного короля, Хлотаря .

Этот второй раздел наследства на четверых вскоре был сорван братоубийственными войнами, которые начались, по утверждению наложницы (и последующей жены) Хильперика I Фредегонды , вследствие убийства его супруги Галесвинты . Супруга Сигиберта , Брунгильда , которая также была сестрой убитой Галесвинты, подстрекала мужа к войне. Конфликт между двумя королевами существовал вплоть до следующего века. Гунтрамн пытался добиться мира, и при этом дважды (585 год и 589 год) пытался завоевать Септиманию у готов, но оба раза терпел поражение. После скоропостижной смерти Хариберта в 567 году все оставшиеся братья получили своё наследство, но Хильперик смог во время войн дополнительно увеличить могущество, снова покорив бретонцев . После его смерти Гунтрамну понадобилось снова покорять бретонцев . Заключенный в 587 году договор Андело - в тексте которого франкское государство явно называется Франкией - между Брунгильдой и Гунтрамном закрепил протекторат последнего над юным сыном Брунгильды, Хильдебертом II , который был преемником Сигиберта , убитого в 575 году . По совокупности, владения Гунтрамна и Хильдеберта более чем в 3 раза превышали размер королевства наследника Хильперика , Хлотаря II . В эту эпоху франкское государство состояло из трёх частей и такое деление в будущем продолжит существование в виде Нейстрии , Австразии и Бургундии .

После смерти Гунтрамна в 592 году Бургундия целиком отошла Хильдеберту, который тоже вскоре скончался (595 год). Королевство поделили два его сына, старшему Теодеберту II досталась Австразия и часть Аквитании , которой владел Хильдеберт, а младшему - Теодориху II - отошла Бургундия и часть Аквитании , которой владел Гунтрамн. Объединившись, братья смогли завоевать большинство территории королевства Хлотаря II, у которого в итоге осталось во владении только несколько городов, но его самого братья пленить не смогли. В 599 году братья направили войска к Дормелю и заняли регион Дентелин , однако впоследствии они перестали доверять друг другу и оставшееся время своего правления провели во вражде, которую зачастую разжигала их бабушка Брунгильда . Она была недовольна тем, что Теодеберт отлучил её от своего двора, и впоследствии убедила Теодориха свергнуть старшего брата и убить его. Это произошло в 612 году , и всё государство его отца Хильдеберта снова оказалось в одних руках. Однако это длилось недолго, поскольку Теодорих умер в 613 году, готовя военный поход против Хлотаря, оставив внебрачного сына Сигиберта II , которому в это время было примерно 10 лет. Среди итогов правления братьев Теодеберта и Теодориха успешная военная кампания в Гаскони , где они основали герцогство Васкония , и покорение басков (602 год). Это первое покорение Гаскони принесло им также земли южнее Пиренеев , а именно - Бискайя и Гипускоа ; однако в 612 году их получили висготы. На противоположной стороне своего государства алеманны в ходе восстания победили Теодориха, и франки утратили власть над племенами, живущими за Рейном. Теодеберт в 610 году путём вымогательства получил от Теодориха герцогство Эльзас, положив начало длительному конфликту о принадлежности региона Эльзас между Австразией и Бургундией. Этот конфликт завершится только в конце XVII столетия.

В результате междоусобиц представителей дома правящей династии - Меровингов - власть постепенно переходила в руки майордомов , занимавших должности управляющих королевского двора. Во время недолгой юной жизни Сигиберта II должность майордома , которая прежде редко замечалась в королевствах франков, стала занимать ведущую роль в политическом устройстве, и группы франкской знати стали объединяться вокруг майордомов Варнахара II , Радо и Пипина Ланденского для того, чтобы лишить реальной власти Брунгильду , прабабку юного короля, и передать власть Хлотарю . Сам Варнахар к этому времени уже занимал пост майордома Австразии , тогда как Радо и Пипин получили эти должности в качестве вознаграждения за успешный государственный переворот Хлотаря , казнь семидесятилетней Брунгильды и убийство десятилетнего короля.

Сразу же после своей победы правнук Хлодвига Хлотарь II в 614 году провозгласил Эдикт Хлотаря II (еще известный как Парижский эдикт ), который в целом считается набором уступок и послаблений для франкской знати (в последнее время эта точка зрения ставится под сомнение). Положения эдикта в первую очередь были направлены на обеспечение правосудности и прекращение коррупции в государстве, однако он также зафиксировал зональные особенности трёх королевств франков и, вероятно, наделил представителей знати большими правами по назначению судейских органов. К 623 году представители Австразии начали настойчиво требовать назначения своего собственного короля, поскольку Хлотарь очень часто отсутствовал в королевстве, а также потому, что там его считали чужаком, вследствие его воспитания и предшествующего правления в бассейне реки Сены. Удовлетворив это требование, Хлотарь даровал сыну Дагоберту I правление Австразией, и тот был должным образом одобрен воинами Австразии. Однако несмотря на то, что Дагоберт имел полную власть в своем королевстве, Хлотарь сохранил безусловный контроль над всем франкским государством.

В годы совместного правления Хлотаря и Дагоберта , о которых часто говорят «последние правящие Меровинги», не полностью покорённые с конца 550-х годов саксы восстали под предводительством герцога Бертоальда , но были разбиты совместными войсками отца и сына и вновь включены во франкское государство . После смерти Хлотаря в 628 году , Дагоберт по завету отца даровал часть королевства младшему брату Хариберту II . Эта часть королевства была сформирована вновь и названа Аквитанией . Территориально она соответствовала южной половине прежней романской провинции Аквитания и её столица находилась в Тулузе . Также в это королевство были включены города Каор , Ажен , Перигё , Бордо и Сент ; герцогство Васкония также было включено в число его земель. Хариберт успешно воевал с басками , но после его смерти они восстали снова (632 год). В эти же времена бретонцы опротестовали франкское владычество. Король бретонцев Юдикаэль под угрозами Дагоберта направить войска смягчился и заключил соглашение с франками, по которому уплатил дань (635 год). В тот же год Дагоберт послал войска на усмирение басков , что и было успешно выполнено.

Тем временем, по приказу Дагоберта убит Хильперик Аквитанский , наследник Хариберта, и всё франкское государство вновь оказалось в одних руках (632 год), несмотря на то, что в 633 году влиятельная знать Австразии вынудила Дагоберта назначить их королём своего сына Сигиберта III . Этому всячески способствовала «верхушка» Австразии, желавшая иметь своё обособленное правление, поскольку при королевском дворе преобладали аристократы Нейстрии . Хлотарь правил в Париже десятилетия, прежде чем стать королём в Меце; также и династия Меровингов во все времена после него являлась в первую очередь монархией Нейстрии . В действительности, первое упоминание «Нейстрии» в летописях происходит в 640-х годах. Такая задержка упоминания по сравнению с «Австразией», вероятно, имеет место, потому что нейстрианцы (составлявшие большинство авторов того времени) называли свои земли просто «Франкией». Бургундия в те времена также противопоставляет себя относительно Нейстрии . Тем не менее, во времена Григория Турского были австразианцы, считавшиеся народом, обособленным внутри королевства, и предпринимавшие довольно резкие действия для обретения независимости. Дагоберт в сношениях с саксами , алеманнами , тюрингами , а также со славянами , жившими за пределами франкского государства и которых он намеревался заставить платить дань, но потерпел поражение от них в Битве под Вогастисбургом , приглашал всех представителей восточных народностей ко двору Нейстрии , но не Австразии . Именно это, в первую очередь, заставляло Австразию просить о назначении своего собственного короля.

Молодой Сигиберт правил под влиянием майордома Гримоальда Старшего . Именно он убедил бездетного короля усыновить своего собственного сына Хильдеберта . После смерти Дагоберта в 639 году герцог Тюрингии Радульф организовал мятеж и попытался объявить себя королём. Он победил Сигиберта, после чего произошёл важнейший перелом в развитии правящей династии (640 год). В ходе военной кампании король утратил поддержку многих вельмож, а слабость монархических институтов того времени доказывалась неспособностью короля вести эффективные военные действия без поддержки знати; к примеру, король был не способен даже обеспечить собственную охрану без верноподданной поддержки Гримоальда и Адальгизеля. Зачастую именно Сигиберт III считается первым из ленивых королей (фр. Roi fainéant ), и не потому, что он ничего не делал, а из-за того, что мало что довёл до конца.

Франкская знать смогла поставить под свой контроль всю деятельность королей благодаря праву влиять на назначение майордомов. Сепаратизм знати приводил к тому, что Австразия, Нейстрия, Бургундия и Аквитания все более обособлялись друг от друга. Правившие в них в VII в. т. н. «ленивые короли» не обладали ни авторитетом, ни материальными ресурсами.

Период господства майордомов

Период Каролингов

Пипин укрепил своё положение в 754 году войдя в коалицию с папой Стефаном II , который на роскошной церемонии в Париже в Сен-Дени преподнёс королю франков копию подложной грамоты, известной как Дар Константина , помазав Пипина и его семейство на царство и провозгласив его защитником Католической церкви (лат. patricius Romanorum ). Спустя год Пипин выполнил данное папе обещание и вернул папству Равеннский экзархат , отвоевав его у лангобардов . Пипин передаст в дар папе в качестве Пипинова дара покорённые земли вокруг Рима, закладывая основы папского государства . Папский престол имел все основания полагать, что восстановление монархии у франков создаст почитаемую основу власти (лат. potestas ) в виде нового мирового порядка, в центре которого будет находиться папа римский .

Примерно в то же время (773-774 годы) Карл покорил лангобардов , после чего северная Италия оказалась под его влиянием. Он возобновил выплату пожертвований Ватикану и обещал папству защиту со стороны франкского государства .

Таким образом, Карл создал государство, простирающееся от Пиренеев на юго-западе (фактически после 795 года включавшее территории северной Испании (Испанская марка)) через почти всю территорию современной Франции (за исключением Бретани , которая никогда не была покорена франками) на восток, включая большую часть современной Германии, а также северные области Италии и современную Австрию. В церковном священноначалии епископы и аббаты стремились получить попечительство королевского двора, где собственно и находились первоисточники покровительства и защиты. Карл в полной мере проявил себя как предводитель западной части христианского мира и его покровительство над монастырскими интеллектуальными центрами стало началом так называемого периода каролингского возрождения . Наряду с этим при Карле был построен большой дворец в Ахене, множество дорог и водный канал.

Карл Великий скончался 28 января 814 года в Ахене и был погребён там же, в собственной дворцовой часовне . В отличие от прежней Римской империи, войска которой после поражения в Битве в Тевтобургском Лесу в 9 году переходили Рейн только чтобы отомстить за поражение, Карл Великий окончательно сокрушил силы германцев и славян , досаждавших его государству, и расширил границы своей империи до реки Эльба. Эта империя в исторических источниках называется Франкской империей , Каролингской империей или Империей Запада .

Раздел империи

У Карла I Великого было несколько сыновей, однако только один пережил отца. Этот сын, Людовик Благочестивый , унаследовал от своего отца всю единую Франкскую империю . При этом такое единоличное наследование было не умыслом, а делом случая. Каролинги придерживались обычая делимого наследования и, после смерти Людовика в 840 году , после короткой гражданской войны три его сына заключили в 843 году так называемый Верденский договор , по которому империя была разделена на три части:

  1. Старший сын Людовика, Лотарь I , получил титул Императора, однако в реальности он стал правителем только Срединного королевства - центральных областей франкского государства . Его три сына, в свою очередь, разделили это королевство между собой в виде Лотарингии , Бургундии , а также Ломбардии на севере Италии. Все эти земли, имевшие различные традиции, культуру и народности, позже перестанут существовать как самостоятельные королевства, и в итоге станут Бельгией , Нидерландами , Люксембургом , Лотарингией , Швейцарией , Ломбардией , а также различными департаментами Франции , расположенными вдоль речного бассейна Роны и горного массива Юра .
  2. Второй сын Людовика, Людовик II Немецкий , стал королём Восточно-Франкского королевства . Эта область позже стала основой для образования Священной Римской империи путём добавления к Королевству Германия дополнительных территорий из Срединного королевства Лотаря: большая часть этих земель в итоге превратится в современные Германию, Швейцарию и Австрию. Преемники Людовика Немецкого указаны в списке монархов Германии .
  3. Третий сын Людовика, Карл II Лысый , стал королём западных франков и правителем Западно-Франкского королевства . Эта область, в границах которой расположена восточная и южная части современной Франции, стала основой для последующей Франции при династии Капетингов . Преемники Карла Лысого указаны в списке монархов Франции .

Впоследствии, в 870 году , по Мерсенскому договору границы раздела будут пересмотрены, поскольку западное и восточное королевство разделят между собой Лотарингию.

Государственный строй. Государство франков нельзя назвать единым. После непродолжительного единства в период правления Хлодвига на территории государства обособляются Нейстрия (Новое западное королевство), Бургундия и Австразия (Восточное королевство) и Аквитания (южная часть). Для периода правления Меровингов характерно, во-первых, постепенное перерождение органов племенной организации в органы государства , во- вторых, падение роли органов местного правления и, в-третьих, складывание государства в форме раннефеодальной монархии .

Иммунитетные грамоты, которые король выдавал своим вассалам, предоставляли последним ряд полномочий на подконтрольной им территории .

Формулы представляли собой образцы документов, которые хранились в канцеляриях светских и духовных учреждений и служили своеобразным эталоном для совершения различного рода сделок : купли-продажи, займа и др.

Среди письменных источников наибольший интерес для исследования представляет Салическая правда, поскольку она раскрывала особенности общественного и государственного строя, переходного от родовой общины к государству .

Салическая правда. Первоначальный текст Салической правды, становление которой происходило в период царствованию Хлодвига, до нас не дошел. Наиболее древние рукописи относятся к временам Пипина Короткого и Карла Великого. Салическая правда выполняла роль судебника, то есть служила источником, которым руководствовались должностные лица государства, в частности судьи , при отправлении правосудия . Она представляла собой бессистемную запись разрозненных правовых обычаев, отражавших пережитки родового строя, такие как изгнание из общины за совершение преступления и др.

Для норм правового памятника характерны формализм и казуистичность. Формализм прослеживается в установлении строгого порядка юридических действий, связанных с символикой, ритуалами. Нарушение этих действий, несоблюдение установленных нормами права ритуалов вело к ничтожности (недействительности) того или иного действия. Так, закон требовал в одном случае произнести строго определенные слова, в другом - сломать ветки «мерой в локоть». Казуистичность норм уголовного права , зафиксированных Салической правдой, не вызывает сомнения, ибо в них речь шла не об общих понятиях, а о конкретных казусах (случаях).

Хотя Салическая правда включает нормы всех правовых институтов, для нее характерна неполнота, фрагментарность. Вместе с тем Салическая правда отражает значимую роль, которую играли в обществе религиозные установления, соседствующие с правовыми нормами (применение в судопроизводстве клятв, ордалий для снятия обвинения с человека), показывает процесс разложения родовых отношений, что связано с имущественным расслоением общества, дает представление об общественном строе франков начала VI в.

Имущественные отношения . Нормы Салической правды закрепляли два вида собственности на землю: общинную (коллективную) и общесемейную. В коллективной собственности общины находились пастбищные земли и земли, занятые лесными угодьями, в общесемейной - приусадебные участки и пахотные земли. О существовании у франков общинной собственности свидетельствует титул «О переселенцах». Пришелец мог оставаться в деревне лишь с согласия всех до единого жителей села. Исполнение решения общинного суда о выселении чужака производил граф. Однако если новоприбывший успевал прожить без протеста членов общины один год и один день, он приобретал право на поселение по давности. О существовании семейной собственности свидетельствует строгая ответственность виновных за поджог или разрушение изгороди земельного участка, выделенного семье . Земельный участок не подлежал купле-продаже. Закон допускал лишь его наследование детьми по мужской линии. В конце VI в. стало возможным передавать землю другим родственникам, в том числе дочерям и сестрам умершего. Это было закреплено в эдикте короля Хильперика. В начале VII в. франки уже, без сомнения, получили право распоряжения как приусадебной, так и пахотной землей.

Движимая собственность находилась в личной собственности. Она свободно отчуждалась и передавалась по наследству.

Обязательственные отношения. Институт договорного права находился в зачаточном состоянии ввиду неразвитости товарно-денежных отношений. Судебник не содержал общих условий действительности договоров , а закреплял лишь необходимость достижения соглашения между сторонами при заключении отдельных видов договоров . При неисполнении договора наступала имущественная ответственность должника. Если должник отказывался вернуть долг (возвратить вещь), суд обязывал его не только исполнить договор, но и уплатить штраф . Закон предусматривал также личную ответственность должника в виде долгового рабства.

Судебник закреплял такие виды договоров, как купля-продажа, заем, ссуда, мена и дарение. Заключение договора , как правило, происходило публично.

Салическая правда содержит нормы, касающиеся возникновения обязательств вследствие причинения вреда в результате совершения преступления.

Наследование. У франков существовало два вида наследования: по закону и по завещанию.

Земельная собственность при наследовании по закону переходила вначале лицам мужского пола. В VI в. закон допускал к наследованию дочерей при отсутствии сыновей, за их отсутствием наследниками становились отец, мать, брат, сестра и другие родственники с отцовской стороны.

Салическая правда закрепила наследование по завещанию в виде так называемой аффатомии (дарения). Она заключалась в том, что наследодатель передавал принадлежащее ему имущество доверенному лицу (посреднику) и обязывал его не позднее чем через год передать имущество наследнику (наследникам). Процедура аффатомии осуществлялась публично в народном собрании с соблюдением формальностей и особой процедуры.

Брачно-семейное право. Нормы брачно-семейного права, отраженные в Салической правде, раскрывали вопросы, связанные с заключением и расторжением брака, а также с отношениями в семье.

Формой заключения брака была покупка женихом невесты. Этому предшествовало согласие родителей жениха и невесты. Похищение невесты наказывалось штрафом. Запрещались браки между родственниками и браки свободных и рабов. Брак раба и свободного влек для последнего потерю свободы.

Мужчина в семье занимал главенствующее место. Муж осуществлял опеку над женой и детьми: мальчиками - до 12-летнего возраста, девочками - до вступления в брак. После смерти мужа вдова попадала под опеку совершеннолетних сыновей или других наследников умершего. Хотя жена обладала собственным имуществом (приданым), распоряжаться им без разрешения мужа она не могла.

Расторжение брака первоначально допускалось лишь по инициативе мужа. Муж мог развестись только в случае измены жены или совершения ею некоторых преступлений. Жена, оставившая мужа, подлежала смертной казни . В VIII в. Карл Великий установил нерасторжимость брака.

Уголовное право. Этот правовой институт был не развит, носил отпечатки родового строя. Об этом свидетельствуют казуистичный характер правовых норм, высокие суммы штрафов, закрепление объективного вменения (ответственность без вины), сохранение остатков кровной мести. Так, судебник предоставлял потерпевшему возможность расправиться с виновным, если последний был застигнут на месте преступления.

Кроме этого, Салическая правда закрепляет сложившееся общественное неравенство и при определении санкций за преступление исходит из классового положения потерпевшего, а иногда и из классового положения преступника.

Франки понимали под преступлением причинение вреда личности и имуществу и нарушение королевского «мира». Все описываемые в Салической правде преступления можно объединить в пять групп: 1) нарушение предписаний короля; 2) преступления против личности (убийство , телесные повреждения и др.); преступления против собственности (кража , поломка чужой изгороди и др.); 4) преступления против нравственности (насилие над свободной девушкой); 5) преступления против правосудия (лжесвидетельство, неявка в суд).

В нормах Салической правды содержатся положения, касающиеся отягчающих обстоятельств, таких как соучастие, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления. Есть понятие подстрекательства к краже и убийству.

Под наказанием у франков понималось возмещение вреда потерпевшему или членам его рода и уплата штрафа королю за нарушение королевского «мира». Взамен кровной мести Салическая правда начинает предусматривать уплату штрафа. За убийство накладывался штраф в пользу родственников убитого, так называемый вергельд (цена человека). Размер вергельда определялся социальным положением убитого. К свободным и рабам применялись различные наказания. Свободные присуждались к уплате штрафа и изгнанию из общины (объявление вне закона). При совершении имущественных преступлений с виновного, кроме того, взыскивались убытки, а при причинении вреда здоровью - средства на лечение потерпевшего. При изгнании из общины у виновного, как правило, конфисковывалось имущество. Рабы подвергались смертной казни, членовредительным и телесным наказаниям.

Судебный процесс по Салической правде носил обвинительный характер. Доказательствами факта совершения преступления являлись задержание виновного на месте преступления, признание самого обвиняемого, свидетельские показания.

Для снятия с лица обвинения использовались такие доказательства, как соприсяжничество, клятвы, ордалии; судебные поединки При соприсяжничестве несколько лиц (как правило, 12 родственников, знакомых обвиняемого) могли подтвердить его хорошую репутацию и тем самым удостоверить, что он не мог совершить преступление. Ордалии («божий суд») применялись у франков чаще всего в виде испытания «котелком», то есть с помощью кипящей воды. От ордалий можно было откупиться, уплатив штраф в пользу потерпевшего и казны. Судебные поединки проходили в присутствии судей. Феодалы бились верхом и в полном вооружении, простые люди в качестве оружия использовали палки. Тот, кто победил в поединке, считался выигравшим дело. К рабам для признания ими своей вины применялись пытки.

Судебное разбирательство проходило следующим образом. В судебном заседании потерпевший предъявлял обвинение виновной стороне. Обвиняемый либо признавал предъявленное ему обвинение, либо отвергал его. В случае признания виновным своей вины суд выносил решение по существу. В противном случае судья приступал к исследованию доказательств.

Если суд признавал вину обвиняемого, последний должен был выполнить решение суда. При неисполнении судебного решения потерпевший обращался в суд рахинбургов, который в обеспечение исполнения судебного решения конфисковывал имущество виновного в размере долга. Если осужденный был не согласен с решением суда рахинбургов, он через 40 дней вызывался в суд сотни. В случае отказа и на сей раз выполнить решение суда, потерпевший вызывал осужденного в суд короля. Отказ явиться в королевский суд или выполнить его решения влек за собой объявление виновного вне закона. В этом случае и виновный, и его имущество становились собственностью потерпевшего.

(конец 5 – середина 8 века.)

Франки в 4 веке расселяются в районе реки Маас на побережье Северного моря. Еще в ходе великого переселения народов сложилось 2 союза франкских племен: салические франки и рипуарские франки. Салические (приморские) жили к западу от реки Маас на побережье Северного моря. Рипуарские – к востоку от реки Маас. Между ними шла борьба за верховную власть, победу в которой в конце 5 века одерживают салические франки. Их вождю Хлодвигу из рода Меровея удалось подчинить себе всех франков и, приняв христианство, стать королем. Династия Меровингов была основана легендарным героем Меровеем, т.е. рожденным в море. Правление Хлодвига продолжалось с 486 по 511 год. Преемники Хлодвига продолжили завоевательную политику и к началу 7 века захватили всю Римскую провинцию Галлия и часть Германии. В Галлии франки столкнулись с развитым галло-римским обществом, что способствовало превращению варварского королевства в раннефеодальное. Король сосредоточил в своих руках верховную власть, однако королевское законодательство издавалось с согласия франкской знати, собрания которой проходили дважды в год (весной и осенью). Франкские тинги, именовавшиеся мартовскими полями, превратились в обыкновенные военные смотры и были перенесены на май. С конца 6 века франки стали платить налоги наряду с галло-римским населением. В племенных сотнях, которые были превращены в территориально административные единицы, власть в тингах переходит к королевскому чиновнику сотнику. Сотник имел право отменить любое решение тинга и часть штрафов передавал королю. Несколько племенных сотен объединялись в судебный округ, во главе которого стоял граф. Граф судил население, передавал в пользу короля часть судебных штрафов и он же собирал в пользу короля налоги. В 7 веке Франкское королевство вступает в полосу удельной раздробленности. Род Меровингов численно разросся. Каждый представитель имел свой удел, фактический обособились 4 крупных района:

Северо-Восточная часть: исконно франкские земли в реки Маас и Рейн – Австразия.

Северо-Западная часть: Нейстрия.

Юго-Западная часть: Аквитания.

Юго-Восточная часть: Бургундия.

Во главе каждого из них стояли Меровинги. Наиболее быстрые темпы наблюдались в Нейстрии, где франкское и галло-римское начала были уравновешены. Происходил процесс быстрого разорения свободных общинников и попадание их в зависимость. В южных районах доминировало античное начало, долгое время хозяйственной единицей являлась рабовладельческая вилла. На ее основе постепенно складывалось феодальное землевладение. Самые медленные темпы наблюдались в Австразии, где сохранялся строй свободных крестьян общинников, составлявших основу королевского войска.



К концу 7 века начинается упадок династии Меровингов. Многие представители отходят от гос. дел. передавая управление своими владениями в руки Майордомов (управляющий). Между 4 областями велась борьба за верховную власть. В 687 году Майордом Австразии Пипин Геристальский подчиняет к своей власти все области франкского королевства. Однако верховная власть осталась в руках династии Меровингов, получивших прозвище «немилые королю». Пипин Геристальский стал основателем новой династии Каролингов (Пипинидов). После смерти Пипина новым майордомом становится его сын Карл Мартелл (Молот). Его правление (715-741 гг.). Карл столкнулся с двумя проблемами: 1. сепаратизм бывших вассалов. 2. опасность рабского завоевания.

Изначально франкские короли платили своим вассалам за службу землей в форме аллод. Раздача земель в аллод приводила к сокращениям фондов свободных земель и освобождала вассалов короля от необходимости прохождения службы. Вассалы, получившие аллод, стремились к сепаратизму. Карл проводит конфискацию части церковных владений. Отношения с церковью были испорчены. Секуляризованные земли были переданы верным вассалам, но теперь уже на правах бенефиция. В историографии эта реформа получила название бенефициальной реформы. С помощью бенефиариев Карлу удалось подавить внутренние смуты и обложить данью зарейнские племена саксов, фризов, аламанов и баваров. Реформа позволила создать боеспособную рыцарскую конницу. Это было очень важно в условиях феодализации (численность народного ополчения сокращается).

В 732 году с помощью рыцарской конницы из бенефициариев Карл разбивает арабов в битве при Пуатье, за что получает прозвище Молот.

После смерти Карла майордомом становится его сын Пипин Короткий (741-768 гг. С 751 года король). Главной целью правления Пипина явилось получение короны. Для этого было необходимо восстановить отношения с церковью. Все секуляризованные его отцом земли Пипин объявил «прекарием по королевскому повелению». Секуляризованные земли возвращались в собственность церкви. Бенефициарий становились прекаристами церкви. Отныне бенефициарии платили церкви за землю, но продолжали службу королю. Церковь не могла без согласия короля потребовать эти земли назад и не имела права заставлять бенефициариев служить себе. Отношения с церковью были восстановлены.

Чтобы получить корону Пипин воспользовался сложным внешнеполитическим положением папы. Лангобарды захватили часть папских земель. Пипин предложил папе защиту от лангобардов. В 751 году в городе Суассон папа Стефан Второй короновал Пипина Короткого как короля франков. Хильдерик Третий был отправлен в монастырь. Спустя 5 лет Пипин силой оружия отвоевал захваченные у папы земли. В истории этот акт получил название пипинов дар, возник Патримоний Святого Петра. Во Франкском королевстве начинается правление новой династии Каролингов.

В III веке на исконно германских землях близ Рейна возник новый мощный союз германских племен, главную роль в котором играли племена франков. Римские историки, не слишком хорошо разбиравшиеся в многообразии варварских племен и народов, называли франками все германские племена, обитавшие в районе Рейна. В нижнем течении Рейна жили племена, позднее объединенные историками в группу так называемых салических (приморских) франков. Именно эта часть франкских племен, наиболее сильная и организованная, и начала продвижение на запад, в галльские области, принадлежавшие Риму.

В IV веке франки в качестве федератов, официальных союзников Рима, окончательно закрепились в Галлии. Их общество было почти не затронуто романизацией, и в политическом и культурном плане франки были совершенно самостоятельны. Как союзники они немало помогли Западной Римской империи – в 451 году франкское войско выступило на стороне римлян против армии Аттилы.

Единого вождя у франкских племен поначалу не было. Разрозненные княжества были объединены лишь в конце V века вождем одного из племен – Хлодвигом из династии Меровингов. С помощью дипломатии, а подчас и военной силы Хлодвиг подчинил или уничтожил остальных франкских правителей и собрал под своими знаменами могучее войско. С этим войском он за несколько лет отвоевал у Рима все его галльские земли.

Подчинив себе те части Галлии, которые принадлежали Риму, Хлодвиг немедленно повел борьбу против вестготов, еще раньше обосновавшихся на галльских землях. Эти обширные, но совершенно запущенные во время римского владычества угодья, превосходные пастбища и обилие лесов стоили того, чтобы сражаться за них. В скором времени франкам принадлежала практически вся Галлия, за исключением небольшой области на юге, оставшейся за вестготами. Политическое же влияние Хлодвига распространялось и на соседнюю Бургундию, полностью завоевать которую он так и не сумел.

В 496 году Хлодвиг вместе со своим народом принял крещение, приобретя таким образом надежного союзника – римскую католическую церковь. Франки были едва ли не первыми варварами, которые всем народом приняли именно католичество. Другие германские народы, принявшие христианство гораздо раньше них, были крещены преимущественно в арианство, одно из течений раннего христианства, которое официальная церковь (как восточная, так и западная) впоследствии объявила ересью. При поддержке церкви Хлодвиг еще больше расширил сферу своего влияния, оставив своим наследникам в 511 году одно из самых обширных к тому времени варварских королевств.

Наследники Хлодвига, его сыновья, а после них – внуки, продолжили его дело. К середине VI века королевство франков стало самым значительным в Европе. Помимо Бургундии и Галлии, франкские короли довольно быстро покорили и большинство германских племен, живших в районе Рейна. Земли Баварии, Тюрингии, Саксонии, алеманы, все прочие мелкие франкские племена подчинялись единой королевской власти, освященной римской церковью. Франки заняли среди народов новой Европы лидирующее положение, вытеснив с исторической сцены готов.
Хлодвиг, первый из крупных франкских завоевателей, щедро наделял свой народ земельными владениями. При нем в европейской экономике появилось понятие аллода. Аллодом назывался земельный участок, находящийся в полной собственности владельца. Землю можно было дарить, продавать, обменивать и завещать. Из аллодов выросло все сельское хозяйство феодального Запада. Они сформировали свободное крестьянство, благодаря которому земледелие понемногу стало выходить из кризиса, начавшегося еще до Великого переселения народов.

Введение аллодиального землевладения свидетельствовало о серьезных переменах во всем франкском обществе. Как и все германские народы, франки сохраняли родоплеменные устои. Пахотные земли, на которых проживала община, всегда были общественной собственностью. Каждая семья или род, имевшая собственный участок, обладала всеми правами на собранный урожай, но ни в коем случае не на землю. Однако по мере развития франкского общества, по мере укрепления королевской власти в ущерб власти общинных старейшин, старые родовые связи начали разрушаться. Рядовые общинники предпочитали вести собственное хозяйство, быть независимыми от громадной семьи. Из них и начало формироваться франкское крестьянство – лично свободные люди, обладающие и орудиями труда, и всеми правами на землю, которую обрабатывали.

В экономическом плане распад рода, выделение индивидуальных земледельцев-аллодистов были, безусловно, положительным изменением, особенно поначалу. Но с другой стороны, отныне все долги, которые совершал землевладелец, он обязан был выплачивать самостоятельно, без поддержки рода. Мелкие аллоды постепенно переходили в руки богачей и знати, забиравших землю – главное богатство в Средние века – у должников.

Крупные земельные наделы получали также королевские дружинники. Эти наделы, называвшиеся бенефициями, Хлодвиг давал только за службу и только на время службы воинов. Его наследники перевели бенефиции в разряд наследуемых даров. Третьим (и самым крупным, помимо короля) землевладельцем в королевстве Меровингов была церковь. Короли дарили церкви громадные земельные владения, в которые понемногу вливались участки близлежащих аллодов. При Меровингах была введена практика патроната, когда крестьянин поступал к крупному землевладельцу из знати под покровительство, передавая тому свой участок. Церковь также охотно принимала мелких землевладельцев под свою опеку. Как правило, в этом случае крестьянин отдавал церкви свой аллод, а взамен получал в пожизненное владение прекарий – несколько более крупный участок, за который был к тому же обязан отрабатывать ежегодную барщину или выплачивать оброк. Началось повсеместное закрепощение крестьянства. К началу Х века в Европе почти не осталось аллодов как таковых. Их вытеснили феоды – новая форма собственности на землю, обязанная своим возникновением новой, вассально-сеньориальной иерархии отношений средневекового общества.

Знаете ли вы, что:

  • Меровинги – первая королевская династия Франкского государства, правившая с 457 по 715 г.
  • Арианство – течение в христианской церкви в IV – VI вв. Основатель учения, священник Арий, утверждал, что Бог-Отец выше Бога-Сына (Христа).
  • Аллод (от древневерхненемецкого al – весь и od – владение) – индивидуальная или семейная земельная собственность в Темные века и Раннее Средневековье в Западной Европе.
  • Бенефиций – условное срочное земельное пожалование за выполнение военной или административной службы.
  • Прекарий – пользование землей, предоставленное собственником на условленный срок за вознаграждение.

В V-VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междоусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. Но именно в этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений. С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом ). Постепенно происходило превращение дружинников в феодалов-землевладельцев.

Важные изменения происходили и в среде крестьянства. В марке (крестьянской общине у франков) утверждалась частная собственность на землю (аллод). Активизировался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Существовало две формы закабаления: с помощью прекария и коммендации. Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения определенных повинностей, формально этот договор не устанавливал личной зависимости, но создавал благоприятные условия.

Коммендация означала передачу себя под покровительство феодала. Она предусматривала передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания, установление личной зависимости "слабого" от своего патрона и выполнение в его пользу ряда повинностей.

Все это постепенно привело к закабалению франкского крестьянства.

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, правовой памятник франков, относящийся к V в., проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Салическая правда указывает также на наличие у франков других социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещении, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

Наряду с рабами существовала особая категория лиц - полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.

Право франков свидетельствует и о начавшемся имущественном расслоении франкского общества. В Салической правде говорится о господской челяди или дворовых слугах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже золотых дел мастерах), обслуживающих господское хозяйство.

Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о достаточной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственности на землю в Салической правде отсутствует. Она лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии. Дальнейшее углубление социально-классовых различий у франков и было непосредственно связано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности. Аллод - отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков - сложился в процессе разложения общинной собственности на землю. Он лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а с другой - земельного держания зависимых от них крестьян.

Процессы феодализации у франков получают мощный импульс в ходе завоевательных войн VI-VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии, королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии. Служилая знать, связанная в той или иной мере вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей, становится крупным собственником земель, скота, рабов, колонов. Она пополняется частью галло-римской аристократии, которая переходит на службу к франкским королям.

Столкновение общинных порядков франков и позднеримских частнособственнических порядков галло-римлян, сосуществование и взаимодействие столь различных по характеру общественных укладов и ускорило создание новых феодальных отношений. Уже в середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую (домен) и крестьянскую (держание). Расслоение "рядовых свободных" в период завоевания Галлии происходило и в силу превращения общинной верхушки в мелких вотчинников за счет присвоения общинной земли.

Процессы феодализации в VI-VII вв. на юге Галлии не получили столь бурного развития, как на севере. В это время размеры франкской колонизации здесь были незначительны, сохранялись обширные поместья галло-римской знати, продолжал широко использоваться труд рабов и колонов, но глубокие социальные перемены происходили и здесь, главным образом за счет повсеместного роста крупного церковного землевладения.

V-VI вв. в Западной Европе были отмечены началом мощного идеологического наступления христианской церкви. Служители десятков вновь возникающих монастырей, храмов выступали с проповедями о человеческом братстве, о помощи бедным и страждущим, о других нравственных ценностях.

Население Галлии под духовным воздействием священнослужителей, возглавляемых епископами, стало воспринимать все больше христианские догматы, идею искупления, полагаясь на заступничество святых отцов ради обретения прощения при переходе в иной мир. В эпоху бесконечных войн, разрушений, повсеместного насилия, болезней, в условиях доминирования религиозного сознания внимание людей естественно концентрировалось на таких вопросах, как смерть, посмертный суд, воздаяние, ад и рай. Страх перед чистилищем и адом церковь стала использовать в своих корыстных интересах, собирая и накапливая за счет и правителей, и простых людей многочисленные пожертвования, в том числе и земельные. Рост церковного землевладения начался с земельных отказов церкви от Хлодвига.

Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви не могла рано или поздно не проявиться в ее властных притязаниях. Однако церковь в это время не была еще политическим образованием, не имела единой организации, представляя собой некое духовное сообщество людей, руководимое епископами, из которых по традиции важнейшим считался епископ Рима, получивший впоследствии звание папы римского.

В деятельность церкви в качестве "христовых наместников" на земле все больше вторгались и короли, которые в целях укрепления своей крайне нестабильной власти назначали епископов из своих приближенных, созывали церковные соборы, председательствовали на них, выступая иногда и по проблемам богословия. В 511 году на созванном Хлодвигом Орлеанском церковном соборе было принято решение, что ни один мирянин не может быть введен в церковный сан без королевского разрешения. Последующим решением Орлеанского церковного собора в 549 году было окончательно закреплено право королей контролировать назначение епископов.

Это было время все более тесного переплетения светской и религиозной власти, когда епископы и другие религиозные деятели заседали в правительственных органах, а гражданская администрация на местах осуществлялась епархиальными управлениями.

При Дагобере I в начале VII в. отправление церковных функций стало неотъемлемой частью пути к почету, пройдя который приближенные короля становились местными правителями - графами и епископами одновременно; нередки были случаи, когда епископы управляли городами и окружающими их сельскими поселениями, чеканили деньги, собирали подати с земель, подлежащих налогообложению, контролировали рыночную торговлю и пр.

Сами же епископы, владея большими церковными хозяйствами, стали занимать все более высокое место в складывающейся феодальной иерархии, чему способствовали и незапрещенные браки священников с мирянами, представителями феодальной верхушки.

Бурным ростом феодальных отношений характеризуются VII- IX вв. В это время во франкском обществе происходит аграрный переворот, приведший к повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственности, к утрате общинником земли и свободы, к росту частной власти феодальных магнатов. Этому способствовало действие ряда исторических факторов. Начавшийся с VI-VII вв. рост крупного землевладения, сопровождавшийся распрями землевладельцев, выявил всю непрочность королевства Меровингов, в котором то тут, то там возникали внутренние границы в результате выхода из повиновения местной знати или сопротивления населения взиманию налогов. К тому же к концу VII в. франки потеряли ряд земель и реально занимали территорию между Луарой и Рейном.

Одной из попыток решить проблему укрепления государственного единства в условиях повсеместного неповиновения центральным властям стал церковный собор "прелатов и знатных людей", прошедший в Париже в 614 году. Эдикт, принятый собором, призвал к "пресечению наисуровейшим образом мятежей и наглых вылазок злоумышленников", грозил наказанием за "хищения и злоупотребление властью чиновникам, сборщикам налогов на торговых местах", но одновременно ограничивал и право гражданских судей и сборщиков налогов на церковных землях, закладывая таким образом законодательную основу их иммунитета. Епископы к тому же по решению собора должны были впредь избираться "духовенством и народом" при сохранении за королем лишь права одобрять результаты выборов.

К ослаблению власти франкских королей привело, прежде всего, истощение их земельных ресурсов. Раздача франкскими королями земли привела к росту могущества знатных фамилий и ослаблению позиций королевской власти. Со временем позиции знатных укрепились настолько, что они по существу управляли государством, занимая пост майордома. Только на основе новых пожалований, предоставления новых прав землевладельцам, установления новых сеньориально-вассальных связей могло произойти в это время усиление королевской власти и восстановление единства франкского государства. Такую политику и стали проводить Каролинги, фактически правившие страной еще до перехода к ним королевской короны в 751 году.

На рубеже VII-VIII вв. должность майордома делается наследственным достоянием знатного и богатого рода Каролингов, положившего начало новой династии.

Армия. На ранних этапах развития феодального государства армия не отделялась от народа. Это было народное ополчение, принимавшее активное участие в политической жизни. В конце V - начале VI в. она еще строилась на племенной основе. Свободный крестьянин был при Меровингах опорой королевской власти. Из свободных общинников-франков состояло народное ополчение, они участвовали в суде, в охране порядка. До тех пор пока эта опора сохранялась, королевская власть могла противостоять притязаниям на власть земельных магнатов.

Устранение вооруженного народа от дел управления было прямым следствием крушения племенной основы франкской армии, пополняемой в VII в. галло-римлянами, свободными прекаристами. На военную организацию франков оказали влияние римские учреждения. Так, были введены гарнизонная служба, подчинение военных отрядов местным должностным лицам, назначение королем командиров-тысячников, сотников.

Источником права является обычай . В период V-IX вв. на территории Франкского государства происходит запись обычаев племен в виде так называемых "варварских правд". Создаются Салическая, Ринуарская, Бургундская, Аллеманская и др. правды.

К источникам раннефеодального права можно отнести также иммунитетные грамоты и формулы . Иммунитетные грамоты, выдаваемые королем феодалам, изымали данную территорию из-под действия судебной, финансовой и полицейской юрисдикции государства, передавая эти полномочия феодалам.

Формулы представляли собой образцы грамот, договоров и других официальных документов.