Династия меровингов - самая загадочная общеевропейская королевская династия. Эпоха меровингов Сыновья Хлодвига I

Однако позже историки пришли к выводу, что такого франкского правителя всё-таки не было. Кроме того, средневековые хронисты писали о том, что Фарамонд и последующие короли франков вели свой род от троянцев , которые прибыли в незапамятные времена на территорию Галлии . Здесь существуют многочисленные расхождения - чаще всего предками Меровингов назывались царь Приам или герой троянской войны Эней .

Происхождение имени

По легенде, одним из предков королей династии Меровингов был вождь салических франков Меровей , правивший приблизительно с по 457 год . Именно ему Меровинги обязаны именем своей династии. Факт его существования не очевиден, но Меровинги были убеждены в его реальности и гордились своим происхождением от него. По легенде, Меровей был рождён женой Хлодиона от морского чудовища.

Длинноволосые короли

Краткий исторический обзор

Более подробную историческую справку можно получить из статей о каждом из королей династии Меровингов (см. список королей Франции)

Первым историческим вождём салических франков большинство историков признают Хильдерика (около - около ), сына легендарного Меровея. Именно при нём будущая территория франкского королевства начала расширяться. Он сражался под предводительством римского полководца Эгидия с вестготами и оказал поддержку полководцу Павлу в борьбе с саксами .

Но истинным основателем королевства франков является сын Хильдерика Хлодвиг (около -), внук Меровея. Он вёл активную завоевательную политику и значительно расширил владения франков, став основателем Франкского королевства (лат. Regnum Francorum ). Хлодвиг присоединил к своим землям север Галлии , одержав в 486 году победу над Сиагрием , объявившим себя «царём римлян» на землях между Луарой и Сеной . Затем расширил границы своего королевства вплоть до верховий Рейна , разгромив аламаннов в битве при Толбиаке в 496 году . Около 498 года Хлодвиг принял крещение и благодаря этому получил поддержку галло-римской знати и духовенства. На протяжении всего своего правления Хлодвиг совершал многочисленные набеги на земли вестготов, окончательно разгромив их в 507 году в битве при Вуйе . Кроме того, в период его правления была издана «Салическая правда », а столицей стал Париж . С Хлодвига начинается так называемый «меровингский период» в истории Франции , который продлился с конца V века до конца VII века .

По германской традиции после смерти Хлодвига королевство было поделено между его четырьмя сыновьями: Теодорих стал королём Реймса , Хлодомир - Орлеана , Хильдеберт - Парижа и Хлотарь - королём Суассона . Раздробленность королевства не помешала франкам объединить свои усилия для совместных действий против бургундов , государство которых было покорено после затяжной войны в 520-530 годах. Ко времени сыновей Хлодвига относится и присоединение области будущего Прованса , оказавшееся бескровным. Меровингам удалось добиться передачи этих земель от остготов , втянутых в длительную войну против Византии .

После смерти Хлотаря II ему наследовали два его сына - Дагоберт и Хариберт . Правление Дагоберта ( -) было особенно успешным, так как ему удалось ненадолго укрепить престиж королевской власти и проводить успешную завоевательную политику. Он сумел присоединить к своему королевству земли алеманнов, совершил несколько походов в Италию , Испанию и славянские земли Центральной Европы и даже ненадолго захватил Бретань . Но для поддержки знати и духовенства Дагоберту приходилось раздавать земли, что исчерпало запасы государственного земельного фонда (фиска). Дагоберт умер в 639 году и был похоронен в базилике аббатства Сен-Дени , которая с этого момента стала главной усыпальницей французских королей.

Несмотря на недолгое усиление королевской власти при Дагоберте, все больше власти получали майордомы (лат. major domus - управляющий дворцовым хозяйством) во всех трех королевствах. Они заведовали доходами и расходами королевского двора, командовали стражей, выступали в качестве представителей королей перед знатью. Период бездействия королей и фактического правления майордомов принято называть периодом «ленивых королей» .

Но всё-таки имя и сакральный статус Меровингов позволили наследникам Дагоберта оставаться у власти ещё некоторое время. К примеру, Сигеберт III , сын Дагоберта, почитался франками как святой. Поэтому попытка майордома Гримоальда Старшего отстранить Дагоберта II , сына Сигеберта, от власти закончилась казнью Гримоальда. История Дагоберта II, отстранённого от власти майордомом (его отослали в Ирландию , но он вернулся), стала отправным пунктом исторической фантазии М. Байджента, Р. Лея и Г. Линкольна о спасении Меровингов .

Падение Меровингов затянулось на столетие. После неудачи Гримоальда майордомы стремились использовать сакральный статус королей в политической борьбе: после поражения Австразии в войне против Нейстрии безвластный австразийский король был увезен в Париж, что означало потерю Австразией самостоятельности. Во второй половине VII века франкское государство вновь распалось, но в первой трети VIII века его объединил Карл Мартелл , могущественный победитель в битве при Пуатье . Несмотря на успехи, Карл не решился занять трон. Долгое время майордом, принявший вместо престола титул вице-короля , избирал другую тактику. Престол оставался вакантным, пока сыновья Карла Мартелла не возвели на него Хильдерика III , до того времени заключенного в монастырь.

Государство Меровингов ещё в значительной мере было языческим. Не менее важно и то, что христианизация не имела в нём статуса государственной политики: католическую веру распространяли добровольцы-миссионеры, зачастую прибывшие из соседних регионов. Такие проповедники в -VII веках обращали язычников, живших во внутренних районах государства франков - в окрестностях Парижа, Орлеана и т. д. Влияние папы в государстве франков было практически незаметно. Показательно то, что для низвержения Меровингов (с учётом прошлых неудачных попыток) потребовалась также санкция папы.

Хронология и территории

Период Суассон Париж Орлеан Мец
- Хлодвиг I
- Хлотарь I Хильдеберт I Хлодомир Теодорих I
-
- Теодеберт I
- Теодебальд
-
-
Период Нейстрия Париж Бургундия Австразия
- Хильперик I Хариберт I Гунтрамн Сигиберт I
-
- Хильдеберт II
- Хлотарь II
-
- Теодорих II Теодеберт II
- Сигиберт II
-
Период Нейстрия + Бургундия + Австразия Аквитания
- Дагоберт I Хариберт II
-
Период Нейстрия + Бургундия Австразия
- Хлодвиг II Сигиберт III
-
- Хлотарь III Хильдерик II
-
- Теодорих III Хлодвиг III
- Дагоберт II
- (Майордом Пипин Геристальский)
- Хлодвиг IV
- Хильдеберт III
- Дагоберт III
- Хильперик II
- Хлотарь IV (Майордом Карл Мартелл)
-
- Теодорих IV (Майордом Карл Мартелл)
- Карл Мартелл
Период Нейстрия + Бургундия + Прованс Австразия + Аламания + Тюрингия
- Майордом Пипин Короткий Майордом Карломан
- Хильдерик III
-
- Пипин Короткий стал королём. Конец династии Меровингов.

Меровинги в современной культуре

  • В книге «Код да Винчи » Д. Брауна Меровинги фигурируют как потомки Иисуса Христа, что позаимствовано Брауном (вместе со всей псевдо-исторической частью «Кода») из книги Байджента, Лея и Линкольна «Священная загадка ».
  • В фильме «Матрица » одного из героев зовут Меровингеном .
  • В книгах А. Мартьянова «Фафнир» и «Мировой кризис» потомки Меровингов образуют секретное общество, которое стремится к возвращению власти. В цикле «Вестники времен» Меровинги выступают как потомки Иисуса и родоначальники династии графов Тулузских, что и является причиной их вражды с французскими королями.

См. также

Примечания

Библиография

Источники

  • Большие хроники Франции = Grandes Chroniques de France.
  • Григорий Турский. История франков = Historia Francorum. - М. : Наука, 1987.
  • Из грамоты короля Дагоберта относительно рынка в районе Парижа (629 г.).
  • Из грамоты короля Дагоберта ресбахскому монастырю (635 г.).
  • Маркульф. Формуляры актов.
  • Продолжатели Фредегара. Хроника = Chronica.
  • Салическая правда = Lex Salica. - М. : Образц. тип. им. Жданова, 1950.
  • Сборник капитуляриев. (Капитулярии, формулы, декреты, постановления, акты и другие законодательные памятники Меровингов, примыкающие к Салической правде)
  • Фредегар.

Племенной союз франков возник из объединения сигамбров, бруктеров, некоторых других нижнерейнских племен. Начиная с IV в. они выступают как федераты Римской империи и получают земли для поселения на крайнем севере Галлии. К концу существования империи франки контролировали территорию вплоть до Соммы.

В 486 г. в результате франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское государство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг (486-511) из рода Меровея (отсюда династия Меровингов). Так начался первый период истории Франкского государства - с конца V до конца VII в., обычно называемый меровингским периодом.

Меровинги - династия франкских королей, первая в истории государства франков. Правила с конца V до середины VIII века. После первого исторического вождя, Хлодиона, предание называет королем салических франков Меровея (середина V в.), от которого будто бы получила свое название династия Меровингов. Первым исторически достоверным представителем династии является Хильдерик I. Известен своей победой над алеманнами. Его сын Хлодвиг (466-511), ставший королем в 481 г., был истинным основателем франкского королевства; он объединил под своею властью франков, а также захватил всю Галлию Успехам Хлодвига в войне с вестготами способствовало принятие христианства. Ко времени сыновей Хлодвига относится присоединение области будущего Прованса.

При Хлодвиге была завоевана Аквитания (507), при его преемниках - Бургундия (534); остготы уступили франкам Прованс (536). К середине VI в. Франкское государство включало почти всю территорию бывшей римской провинции Галлии. Франки подчинили себе также ряд германских племен, живших за Рейном: верховную власть франков признали тюринги, аламаны и бавары; саксы принуждены были платить им ежегодную дань. Франкское государство просуществовало значительно дольше, чем все другие варварские королевства континентальной Европы, многие из которых (сначала часть Вестготского и Бургундское, затем Лангобард-ское) оно включило в свой состав. История Франкского государства позволяет проследить развитие феодальных отношений от самой ранней стадии до преобладания на этой территории феодального уклада; от зарождения раннефеодального государства до его расцвета в виде первой на Западе Европы средневековой империи - Каролингской. Процесс феодализации происходил здесь в форме синтеза разлагающихся позднеримских и германских родоплеменных отношений. Соотношение тех и других было неодинаково на севере и на юге королевства. К северу от Луары романизация галльского населения в I -начале V в. была заметно слабее, чем на юге страны.


На первом этапе существования Франкского государства (конец V - конец VII в.) на севере Галлии позднеримская и варварская структуры существовали в виде различных укладов: разлагающихся рабовладельческого и варварского, родоплеменного, а также зарождающегося феодального (колонат, разные формы поземельной зависимости, дружинные отношения у франков), которому принадлежало будущее.

В конце VII в-фактическая власть во всех областях королевства оказалась в руках майордомов. Первоначально это были должностные лица, возглавлявшие королевское дворцовое управление (maiordomus - старший по дому, управляющий хозяйством двора). Затем майордомы превратились в крупнейших землевладельцев. Все управление каждой из названных областей королевства сосредоточивалось в их руках, майордом выступал как вождь и военный предводитель местной земельной аристократии. Короли из дома Меровингов, потерявшие всякую реальную власть, назначались и смещались по воле майордомов и получили от современников небрежительное прозвище «ленивых королей».

После продолжительной борьбы в среде франкской знати в 687 г. майордом Австразии Пипин Геристальский стал майордомом всего франкского государства. Это удалось ему потому, что в Австра-зии, где крупное землевладение было слабее, чем в других частях королевства, майордомы могли опираться на довольно значитель¬ный слой мелких и средних вотчинников, а также свободных аллодистов крестьянского типа, заинтересованных в усилении цент¬ральной власти для борьбы с притеснениями крупных землевла¬дельцев, подавления втягивавшегося в зависимость крестьянства и для завоевания новых земель. При поддержке этих социальных слоев майордомы Австразии смогли вновь объединить под своей властью все Франкское королевство.

B VI-VII вв. единственными центрами образования были епископские и монастырские школы. B монастырских скрипториях, (мастерских рукописных книг) переписывалась религиозная литература и произведения античных авторов (главным образом «Энеида» Вергилия).

Почти в каждой мастерской имелись местные отличия в письме и в украшении рукописей (цветные заставки, инициалы и np.).

Краткие записи событий (анналы) также велись преимущественно в монастырях. Вместе с тем в VI в.

еще не совсем исчезла античная историографическая традиция. Епископ Григорий Турский составил «Историю франков», где имеется краткая всемирная хроника и история Галлии. Особенно подробно описывает Григорий Турский события 573-591 гг. Это произведение написано не на литературном латинском языке, а на языке, приближавшемся к разговорной (вульгарной) латыни.

B VI в. в среде франков были распространены древние эпические предания и песни в честь вождей на франкском диалекте (их частично использовал Григорий Турский), а также агиография, т. e. жития святых.

Архитектура меровингского периода во многом повторяла приемы античного каменного зодчества. Виллы магнатов и епископов строились по образцу уцелевших римских вилл, церкви - по образцу раннехристианских базилик. Церкви украшались мраморными Колоннами из разрушенных античных строений, настенными росписями и мозаикой.

Памятники деревянного зодчества, принесенного германцами, не сохранились.

ЭПОХА КАРОЛИНГОВ

Франкское государство в конце VII - начале VII вв. представляло собой картину полной раздробленности. Несмотря на победу Пипина Геристаль- ского в битве при Третри, магнаты Нейстрии и Бургундии продолжали чувствовать себя достаточно независимыми от центральной власти. Совершенно отделилась и не признавала власти австразийского герцога Аквитания. Зарейнские племена - алеманны, фризы, саксы и бавары - также отпали. Ha юго- западе обнаружилась серьезная арабская опасность, которая переросла в прямую угрозу завоевания арабами всего Франкского государства.

Сын Пипина Геристальского Карл Мартелл («Молот»), который стал майордомом Франкского государства в 715 г. и правил до 741 г. совершил ряд походов за Рейн, в Тюрингию и Алеманию. Карл Мартелл подчинил обе эти области, которые сделались самостоятельными при «ленивых» королях Me- ровингов. Он заставил саксов и баваров вновь платить ему дань и присоединил к Франкскому государству Фризию, или Фрисландию (страну племени фризов).

B начале VIII в. в Южную Галлию с Пиренейского полуострова проникли арабы. Их целью было отторжение Южной Галлии от Франкского государства. Арабская легкая конница очень быстро продвигалась вперед по старой римской дороге, которая вела с юга на Пуатье, Тур, Орлеан и Париж. Карл Мартелл поспешно собрал военные отряды для отпора арабам. Арабы уже захватили Южную Галлию, долину Роны и приблизились к Лауре. Под Пуатье их остановило собранное Карлом Мартеллом ополчение из франков и других германских племен. B семидневной битве германские войны выдержали натиск арабской конницы и едва верили победе, когда оказалось, что арабы покинули лагерь и бежали. Хотя у арабов еще осталось несколько укрепленных мест в Галлии, но движение ислама на запад после этой битвы (732 г.) остановилось.

Через пять лет арабы вновь сделалй~попытку) захватить Южную Галлию, но Карл Мартелл^гвто= рично разбил их.

Борьба с арабами вызвала крупные изменения в военном строе франков. Старое войско германцев было главным ооразом пешее. Для отражения арабских нападений необходимо было создать конницу. Карл Мартелл увеличил число своих дружинников и требовал, чтобы они служили на коне или приводили по несколько всадников. Конный воин, хорошо вооруженный, способный совершать на коне далекие походы, Стал основной силой нового франкского войска.

Реформой Карла Мартелла крестьяне были почти отстранены от военной службы. Базой для образования нового профессионального конного войска послужили крупные землевладельцы и наиболее зажиточные свободные франки.

Карл Мартелл проводил особую земельную политику. Нуждаясь в хорошо вооруженных и обеспеченных материально воинах, он широко практиковал раздачу земель из государственного фонда (пополнившегося в результате завоеваний и конфискаций земель мятежной знати) в военные бенифиции. He ограничиваясь государственными землями, Карл Мартелл частично использовал для этой цели церковные земли. Он конфисковал поместья тех епископов и настоятелей монастырей, которые принимали участие в восстаниях против него. Таких было немало в Нейстрии и Аквитании. Конфискованные у духовенства земли были превращены в бенифиции. B истории Западной Европы это была первая крупная секуляризация, т. e. передача в светские руки церковного имущества.

Карл Мартелл свергал всех неугодных ему епископов. Освободившиеся епископские места он подолгу не замещал, присваивал доходы, раздавал имущество. Епископский сан часто получали люди, не имевшие церковных степеней, не умевшие даже читать и проводившие жизнь в охоте и пиршествах. При этом они должны были своевременно являться к королю с военной свитой. Открытой враждой ответило на эту политику духовенство. Распространилось сказание, будто святые люди видели Карла Мартелла на том свете в тяжких мучениях, а когда разрыли его могилу, то вместо тело нашли змея.

Пипин Короткий, который положил начало новой династии Каролингов на престоле франкских королей, был сыном Карла Мартелла. Свое прозвище он получил за маленький рост. Пипин Короткий вначале также носил титул майордома. Короли Меровинги продолжали обычным порядком следовать один за другим, не прйнимая никакого участия в управлении государством. Пипин счел возможным свергнуть потерявшую власть династию.

При Пипине арабы были окончательно изгнаны из Галлии.

Пипин искал опору в церкви. Он проводил христианизацию германских племен в зарейнских областях, где силен был культ Водана - бога войны и победы. Как божественный идеал предводителя дружины, Водан воплощал в себе воинскую доблесТь, ум, умение колдовать, красноречие и щедрость. B его небесные чертоги (Валгалу) попадал лишь тот, кто пал в битве. Умерший естественной смертью не мог претендовать на пребывание в Валгале, участвовать там в роскошных пиршествах и постоянных битвах; его уделом

было терпеть нужду B подземном царстве (Гэль),

B отдельных местах встречались еще человеческие жертвоприношения. Многие принявшие христианство германцы хотя и признавали первенство Бога няд другими своими богами, однако втайне продолжали им молиться и приносили жертвы. Иные священники сами совершали жертвоприношения, ели жертвенное мясо животных, а потом совершали христианские обряды. Другие писали на грамотках тексты из Библии и на шкурке вешали на шею в виде амулета против дурного глаза или болезни. Новые проповедники старались искоренить эти обычаи, улучшить нравы: они хотели укрепить семью, помешать легкому расторжению браков, внушить народу понятие о чистоте жизни, как они ее понимали.

Монастыри собирали людей для работы. Монахи, послушники и крестьяне, находящиеся под их покровительством, вырубали лес под пашни и поднимали нетронутые еще земли. Обители, похожие на большие поместья с обширными службами, амбарами, мельницами, объединяли вокруг себя поселенцев.

Дапа римский назначил архиепископом франков Бонифация. По поручению папы Бонифаций принимал участие в больших франкских синодах, на которые съезжались епископы и светские вельможи. Он проповедовал для духовенства более строгий образ жизни, запрещал клирикам ношение оружия, пиры, охоту и битвы.

B Гессене Бонифаций сам срубил священный дуб бога Водана, чтобы продемонстрировать бессилие языческих богов.

Священники и монастыри должны были подчиниться власти епископов, над епископами устанавливалась власть архиепископов, архиепископы подчинялись папе, который утверждал их в сане, пересылая им паллий - белую с черными крестами шерстяную ленту. Решено было также возвратить церкви имущество, конфискованное при Карле Мартелле. Ho это сделали лишь частично, потому что у военных нельзя было отнять участки, доставшиеся им в награду.

ДИНАСТИЯ МЕРОВИНГОВ - самая загадочная общеевропейская королевская династия В V-VII веках на территории современных Франции и Германии правила династия Меровингов. Начало их правления совпадает по времени не только с появлением сказаний о Святом Граале, но и с эпохой короля Артура, сделавшегося главным героем многочисленных легенд. С Меровингами связывают загадку наследников Иисуса и тайны королевской крови Sang real.

Тот факт, что Меровинги были законными правителями франков, никогда и никем не оспаривался. Они не были никем посажены на королевский трон. Достигнув двадцатилетнего возраста, сыновья франкских правителей автоматически становились королями. Фактически королевством правили не они, а их придворные, так называемые майордомы. Их функции сводились к тому, чем сейчас занимаются главы конституционных монархий, – исполнению роли номинальных венценосных особ. Им не возбранялось многоженство, и они временами с удовольствием пользовались этой привилегией.

В любом поиске следует двигаться к истокам, а истоком в данном случае (по ряду причин, о которых речь пойдет ниже) следует считать самую первую легенду – о происхождении Меровингов. Желание раскрыть хоть немного имеющиеся в этом вопросе тайны приводит нас не только в доримскую Галлию, но и в Ирландию, и на остров Крит, не говоря уж о Древней Месопотамии, Египте и даже Индии. Существуют несколько основных версий происхождения Меровингов. Самая модная на сегодняшний день теория - происхождение Меровингов от потомков Иисуса и Марии Магдалины либо еще ранее, от царя Давида. В некоторых документах тайного общества - Приората Сиона - говорится о том, что родословная Меровингов уходит корнями в глубокое прошлое, во времена Ветхого Завета и древней Трои. Существует предположение, что Меровинги произошли от одного конкретного племени израелитов, патриархом которого был библейский Вениамин - младший сын библейского патриарха Иакова и его любимой жены - Рахили. Оно обитало близ Иерусалима, прежде чем этот город стал столицей царств Давида и Соломона. Однако это племя, так называемое колено Вениаминово, поссорилось с другими племенами Израиля, которым впоследствии было запрещено отдавать своих молодых женщин замуж за мужчин из рода Вениамина. Причина состояла в том, что те поддерживали почитателей бога Ваала, который часто ассоциировался с быком или волом, похожим на Золотого Тельца, которому, как говорится в Библии, поклонялось племя Вениаминово. Позднее это племя поддержало Саула – первого царя древнего Израиля.

Праотец Вениамин. Праотеческий чин из главного иконостаса церкви Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле.

Расселение 12-ти колен Израилевых. Несмотря на то, что потомки Вениамина смогли восстановить свое былое величие, судя по всему, многим из них пришлось отправиться в изгнание. Существует ряд свидетельств того, что в качестве новой своей родины они выбрали земли в центральной части Греции, в Аркадии. Оттуда они последовали далее, на территорию сегодняшней Германии, где слились с племенами тевтонов. В конечном счете они дали начало племенам франков-сикамбров – предков французских Меровингов. Эта версия изложена М. Бейджентом, Р. Ли и Г. Линкольном в “Святая кровь и Святой Грааль”, - произведении, положенном в основу “Кода да Винчи” Дэна Брауна. Тем не менее, сами же Бейджент и Ли пишут в главе “Короли с длинными волосами”, что “несмотря на все наши усилия отделить настоящее от фальшивого, достоверность от легенды, мы оставались окутаны непроницаемым облаком тайны”. А значит, никаких серьезных доказательств своей версии они так и не нашли. Постепенно, двигаясь от догадки к догадке, от мифа к мифу, они приходят к выводу, что Меровинги могли принадлежать к одному из колен Израилевых, а именно – к племени Вениамина, которое было изгнано и почти уничтожено в силу традиций кровной мести, о чем сами же евреи потом и сожалели. Но колено Вениамина не исчезло – “сыны Вениамина" отправились в изгнание, которое, как считается привело их в Грецию, в центр Пелопонеса, в Аркадию, где они породнились с королевской семьей. Продолжение известно: в начале христианской эры они эмигрировали на Дунай и Рейн, слились с тевтонскими племенами и породили франков-сикамбров, прямых предков Меровингов”. Мысль о семитском происхождении некоторых знатных родов во Франции впервые высказана даже не Бейджентом и Ли, и количество скандалов по поводу этой идеи свидетельствует о различных мнениях на сей счет.

Золотая фибула Меровингского периода Другие свидетельства указывают на то, что существовало определенное сходство между спартанцами и Меровингами. И те, и другие верили в то, что длинные волосы у мужчин наделяют их магической силой по достижении зрелости. Кроме того, в «Первой книге Маккавейской» содержится упоминание о том, что «найдено в писании о Спартанцах и Иудеях, что они – братья и от рода Авраамова» (Первая книга Маккавейская, 12:20). Сэр Лоуренс Гарднер утверждает, что этот обычай объясняется их иудейскими корнями, поскольку нам известно, что длинные волосы носили лидеры назареев, среди которых Самуил, Самсон и сам Иисус. Причём, это качество было столь важным, что, когда одного из меровингских королей Хильдерика III низложили, то первое, что сделал перед заключением в тюрьму Папа, – это приказал остричь волосы своему пленнику. Известны и более трагические случаи, но к ним мы обратимся в последующих заметках по истории меровингского периода. Еще одна версия – происхождение от троянцев, даже самого царя Приама. Фактически царскую династию Трои считали источником, из которого произошли все королевские роды, как римляне, так и жители Европы эпохи Средневековья и Возрождения. В эту очень “аристократическую” версию верили и сами Меровинги, увлеченные римской культурой и правом, а из позднейших французских монархов – верили Людовик XIII и Людовик XIV. Сэр Лоуренс Гарднер основывает свои утверждения на единственном документе, дошедшем до нас от истории Меровингов: это «Хроника Фредегара», бургундского хрониста VII века, в которой он собрал все найденные им сведения о предках указанных монархов, основателем рода которых он называет Фракия (оттуда франки), потомка Ноя и вождя одного из троянских племен. То, что подавляющее большинство франкских королей верили в свое троянское происхождение, показывает тот факт, что они дали откровенно троянские имена таким городам, как Труа и Париж. Можно заподозрить, что история Фредегара, современника последних королей-Меровингов, базируется на безосновательных легендах. Но еще более подозрительным выглядит отсутствие других документов о столь продолжительном периоде истории, который нам пытаются преподнести как темную эпоху. Авторы «Священной загадки» М. Бейджент, Р. Ли и Г. Линкольн считают, что об этом периоде центрально-европейского Средневековья существовало не меньше документов, чем о любом другом, но кто-то приложил все усилия для их уничтожения. И ввиду того, что в течение последующих веков всеми письменными документами распоряжалась Церковь, нет необходимости искать других ответственных за возникновение этой черной дыры во времени. Как мы впоследствии увидим, Меровинги превратились в нежеланного для Папы союзника, и у него имелись веские причины, чтобы пытаться стереть все их следы. Поскольку от этого времени осталось ничтожно мало документов, то история дополняется преданиями, мифами, легендами. Мифы – завуалированная история. Лоуренс Гарднер пишет: "Сикамбры, получившие свое название по имени легендарной предводительницы Камбры, населяли в IV веке до Р.Х. Северное Причерноморье, но были вытеснены оттуда скифами. Фредегар в своей «Хронике» (VII век) повествует о том, как сикамбрийская ветвь франков (от коих носит свое название Франция), получила это имя в честь своего легендарного вождя Франсио - потомка библейского Ноя, скончавшегося в 11 году до Р.Х. Еще до бытности своей сикамбрами в степях Причерноморья пращуры народа Франсио обретались в Древней Трое - малоазийском городе на побережье Эгейского моря. В честь этого античного поселения получил свое название французский город Труа. Подобным образом Париж носит имя Париса, сына троянского царя Приама, чья любовная связь с Еленой, женой спартанского царя Менелая, послужила поводом для начала Троянской войны. В IV веке сикамбрийские (салические) франки жили к югу от устья Рейна и Нижнего Мааса, куда они пришли из Паннонии (современной Венгрии) под предводительством своих вождей Генобауда, Маркомира – потомка Франсио в восьмом колене и Суннона. Поселившись в этом районе Германии, франкские конунги сделали своим престольным городом Кёльн. В следующем столетии племена франков вторглись в Галлию и захватили всю ее северо-восточную часть". Подробнее об этом можно прочитать здесь:

Долгое время считалось, что первым вождем франков из династии Меровингов был ФАРАМОНД. В 727 году Фарамонд упоминается в «Книге истории франков» (автор этого труда - монах из аббатства Сен-Дени) пишет: «Они (прим.: франки) покинули Сикамбрию, прибыли к лежащим на отдаленнейших [местах по] Рейну городам Германии и со своими предводителями Маркомиром, потомком Приама, и Сунно, сыном Антенора, поселились там; здесь жили они долгие годы. После смерти Сунно пришли они к заключению, последовав примеру остальных народов, выбрать себе короля. И Фарамир посоветовал им это, и, таким образом, они выбрали его сына, Фарамунда, своим королем с вьющимися волосами. <…> После смерти короля Фарамунда избрали они королем с вьющимися волосами его сына Хлодиона в государстве его отца». (Книга 1, глава 4-5). Гарднер говорит о том, что "в начале V века Арготта, дочь Генобауда, вышла замуж за короля Фарамонда (правил в 419-430 гг.), представителя династии «царей ловцов», который часто упоминался как родоначальник французских монархов. Однако из вступивших в брак сторон Фарамунд не являлся единственным обладателем права наследования мессианства. Сама Арготта являлась потомком сестры Луция Атильды, вышедшей замуж за предводителя сикамбрийских франков Маркомира - потомка Франсио в восьмом колене. Таким образом, королевский род Меровингов, родоначальниками которого стали Фарамунд и Арготта, по обеим линиям происходил от деспозинов" (Л. Гарднер. Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа). В 1461 году мы находим упоминание о Фарамонде в «Больших французских хрониках» (Les Grandes Chroniques de France). Автор этого произведения пришел к выводу, что предками французских королей были троянцы. Он написал, что Фарамонд, первый король франков, был потомком царя Приама и его жены Гекубы. Возможно, это мифическое происхождение от жителей Трои – всего лишь желание хронистов найти или даже создать связь между германцами-завоевателями, которых называли варварами, и просвещённым античным миром. В соответствии с «Книгой истории франков», он был сыном Маркомира и отцом Хлодиона. Поэтому долгое время его считали первым королем из династии Меровингов. Однако позже его существование было признано легендарным. Причина была следующая: автор «Книги истории франков» пересказал 6 первых книг Григория Турского «История франков», прибавив 21 новый факт, в том числе и имя Фарамонда. Но он не знал историю V века, так как использовал единственный источник – хронику Григория Турского. Так что весьма сомнительно, что он смог спустя полтора века после этого хрониста открыть неизвестного предка династии Меровингов, в то время как Григорию Турскому это не удалось. Как бы то ни было, но король Фарамонд стал героем ряда произведений: в 1661 году французский романист Готье Калпренед посвятил ему свой роман «Фарамонд», в 1809 году писатель Франсуа-Рене де Шатобриан упоминает Фарамонда в своей эпопее «Мученики», в 1999 году писатель Юрий Никитин использовал события из жизни первых Меровингов в романе «Фарамунд».

Король Фарамонд Приблизительно в 427/428 – 447/448 гг. правил легендарный вождь франков ХЛОДИОН Длинноволосый. Прозвище "Длинноволосый" он получил благодаря одной из записей Григория Турского, написавшего "Историю франков" в VI веке. Замечание Григория Турского о длине волос первых королей не случайно. Дело в том, что отпускать длинные волосы разрешалось только наследникам королевского дома, это был отличительный признак верховного бога германцев Одина. Таким образом, короли из рода Меровингов приписывали себе божественное происхождение, а франки считали своих королей потомками богов. Франкские воины носили короткие стрижки, а все короли вплоть до исчезновения рода Меровингов имели длинные волосы, которые они не стригли с самого рождения, и именно поэтому часто Меровингов именуют «длинноволосыми королями». Неизвестный автор «Книги истории франков» (VIII век) называет предшественником и отцом Хлодиона некого Фарамонда, якобы стоявшего во главе Меровингской династии. Григорий Турский, упоминая короля Теодомера (см. заметку от 5.01.2017), затем переходит к повествованию о Хлодионе, как бы говоря, что Хлодион наследовал Теодомеру. У Лоуренса Гарднера мы читаем: "Франкский конунг Генобауд, отец Арготты, был единственным представителем мужского пола в роду, поэтому его сын Хлодион по праву стал следующим покровителем франков Галлии". Имя Хлодиона имеет в своей основе франкское слово hlod, что значит «прославленный», «выдающийся», «именитый». Начало царствования Хлодиона относится к 427/428 году. Из рассказа Григория Турского известно, что резиденцией его была крепость Диспарг (не локализовано) в области тюрингов. Хотя совершенно непонятно, где находилась эта область левобережных рейнских тюрингов, но по замечанию Григория, что в южной части этой области, до самой Луары жили римляне, можно предположить, что речь идёт о западной части римской провинции Бельгика (более поздний Брабант). Возможно, упоминаемая область тюрингов (Thoringia) является искаженным названием области тонгров (Tungri, Tongria) – древней области эбуронов, племени на севере Галлии (Gallia Belgica). Здесь, видимо, произошло смешение названия тонгров (Tungri) с немецким названием тюрингов (Thuringi). В 428 году Хлодион узнал, что города Белгики беззащитны, так как Флавий Аэций забрал большинство солдат, охранявших эти территории, на войну с вестготами. Хлодион с большой армией переправился через Рейн, прошёл через Угольный лес (римское название для части Арденнского леса от Самбры на северо-запад до Шельды) и овладел городом Турне, а оттуда продвинулся до Камбре. Там он остановился на некоторое время и дал приказание умертвить мечом всех римлян, которые жили в городе. Удержав за собой город, он пошёл дальше и завоевал всю страну (всю территорию современной Бельгии) до реки Соммы. Здесь он столкнулся с серьёзным сопротивлением последнего очага римской государственности в Галлии с центром в Париже (Лютеция). В 429 году салические франки (жившие на территории Нидерландов и в окрестностях нижнего течения реки Рейн) освобождаются от правления Рима и вторгаются в Галлию под предводительством короля Хлодиона. О Хлогионе (или Хлодионе) как исторической личности упоминает и латинский поэт Сидоний Аполлинарий в панегирике будущему императору Майориану. На то время Майориан был римским полководцем в Галлии, сподвижником Аэция. Обращаясь к Майориану, Сидонний восклицает: «Пока ты воевал, франк Хлогион захватил незащищенные земли атребатов (на севере Галлии)». Успехи франков привлекли внимание Аэция, и он совместно с Майорианом двинулся против них. По рассказу Сидония Аполлинария, римляне застали франков врасплох у города, называвшегося Еленой (который считают нынешним Лансом). В минуту атаки франки пировали и плясали по случаю свадьбы одного из своих предводителей. Разбитый Хлодион был вынужден в беспорядке ретироваться к Рейну или даже за Рейн (431 г.). Опасность со стороны гуннов вскоре заставила Аэция примириться с Хлодионом. Вступив в союзные отношения с галло-римлянами, салические франки стали так называемыми римскими федератами. Их столицей стал город Турне. По утверждению «Книги истории франков» правил Хлодион 20 лет. Григорий Турский считал Хлодиона предком Меровея, а Фредегар прямо называет его отцом последнего.

Изображение Хлодиона с бронзовой медали работы Жана Дасье. Около 1720 года. По легенде одним из предков королей династии Меровингов был вождь салических франков МЕРОВЕЙ, правивший примерно с 448 по 457 гг. Именно ему Меровинги обязаны именем своей династии. Историки подвергают сомнению сам факт его существования, но Меровинги были убеждены, что он когда-то был, и гордились своим происхождением от него. Представители династии Меровингов правили не потому, что были коронованы или избраны на королевство. Власть передавалась из поколения в поколение в соответствии с их наследственным правом мессианства, как потомков «царя ловцов» Фарамунда. Несмотря на то, что Меровей упомянут во всех родословных своего времени, сведения о его происхождении в монастырских анналах выглядят на удивление запутанными. Являясь законным сыном (?) Хлодиона, он, тем не менее, по утверждению историка Приска, был произведен на свет морским чудовищем. Это предание, видимо, существовавшее с давних пор, записал в VII веке летописец Фредегар: «Утверждают, что, когда Хлодион летней порой остановился на берегу моря, в полдень его супругой, отправившейся на море купаться, овладел зверь Нептун, похожий на кентавра. Впоследствии, забеременев то ли от зверя, то ли от человека, она родила сына по имени Меровей, и по нему затем франкские короли стали прозываться Меровингами». Легенда эта, несомненно, имеет аллегорический смысл и подразумевает союз двух династий. "В случае с Меровеем эта аллегория означает передачу ему матерью иностранной крови или же смешение династических родов, следствием чего явилось то, что франки оказались связанными с другим племенем, пришедшим, возможно, из-за моря…» (М. Бейджент, Р. Ли, Г. Линкольн. Святая Кровь, Святой Грааль). Таким образом, еще одна версия происхождения Меровингов - от морского чудища-божества, схожего на Нептуна, а иногда говорится о “змеевидном” чудовище, что порождает еще больше интригующих ассоциаций и толкований, связанных с образом змеи. (Мотив с изображением змеевидного чудовища встречается на наиболее ранних произведениях искусства меровингского периода). В Ирландии племена богини Дану также считались пришедшими из-за моря – и сегодня с разной степенью успешности доказывают, что это были финикийцы либо атланты (для поклонников более романтическиих версий). Гарри Гаррисон в своем фэнтези-цикле “Молот и Крест” наделяет своего героя волшебным рождением от заморского божества – хотя вероятнее, что это был все же человек, просто иного роду-племени. Так и с Меровеем: морское чудище-отец вполне мог быть – и был скорее всего – кем-то из иностранцев, занесенных на берега обитания салических франков. Кто это мог быть? Кто реально мог доплывать в те времена до берегов Балтии? Не считая местных племен, которые могли перемещаться на небольших лодках, это могли быть и ирландцы, и греки, и нынешние испанцы, и финикийцы…возможно носители культуры острова Крит.. Как сказано в историях о заселении Ирландии – на берега зеленого острова новые поселенцы приплывали не раз, и не два. Знаменитые сыновья Дану были уже 4-ми по счету колонистами на этой земле. До них там побывали и благополучно исчезли во мраке времен племена Фир Болг (о которых пишут, что “они пришли из Греции или из Испании, но все эти предания скорее вымышленные и не находят подтверждения в более древних текстах (энциклопедия “Кельтская мифология”, М.:ЭКСМО, 2002), а еще ранее – приходили племя Партолона (имя, начинающееся на “П” совершенно не характерно для гальского языка, что свидетельствует таки о его иностранном происхождении) и племя Немхеда. Если уж такое количество народу смогло добраться до Ирландии – не будет излишним предположить, что кого-то из них могло занести и на земли будущих салических франков, к берегам Балтии. Кто же были в действительности те народности, способные мореплаватели, которые обитали в Ирландии и Британии до момента захвата римлянами – и может быть, подарили Меровингам отца для их собственного отца-основателя Меровея? В “Кельтской мифологии” читаем: “…если оставить в стороне всевозможные спекулятивные гипотезы, остается теория, которую можно признать действительно научной. Мы вправе говорить о существовании на Британских островах в эпоху завоевания римлянами двух разных этнических групп. Более ранняя из этих групп, по-видимому, жила на наших островах с древнейших времен, и ее мы можем назвать аборигенами. Это были люди, строившие так называемые длинные курганы; этнологи называют их по-разному: иберами, средиземноморцами, берберами, басками, силурийцами и эскарийской расой….язык их относился к так называемой хамитской группе; родственные ему диалекты, сохранившиеся до наших дней, распространены среди галлов, абиссинцев, берберов и других североафриканских народов. (Вот из какой дальней дали теоретически мог приплыть отец Меровея!). По всей вероятности они были выходцами из нескольких районов Восточной, Северной или даже Центральной Африки. Древние греки, столкнувшиеся с ними в Греции, назвали их пеласгами, древние латиняне в Италии именовали их этрусками, а евреи в Палестине – хеттами. Затем они расселились по всей Европе, вплоть до ее северных районов, вышли к Балтике (где уже могли столкнуться с предками салических франков и оставить им свои легенды о морских божествах и их связях с земными женщинами), направившись на запад, перебрались через Пиренеи и заселили Францию, Испанию и, наконец, наши острова. Второй группой населения, появившейся позже, были кельты, говорившие на языке арийской семьи, родственные которой латинский, греческий, тевтонский, праславянский, зенд (древнеперсидский) и санскрит...". Итак – предок Меровея, предка и основоположника династии Меровингов, мог принадлежать к любой из перечисленных этнических групп. Но к какой именно – доискаться сейчас нет никакой возможности, разве что обратившись к мифологии указанных народов и к тем легендам и фактам, что известны о самих Меровингах.

Меровей. Картина Эвариста Виталя Люмине. Музей изобразительных искусств в Ренне. Начало имени Меровей может означать «море» (фр. mer, нем. Meer). Окончание имени на wig/weg/veus может быть связано некоторым образом со словами «путешествие», «дорога» (например, в нем. Weg переводится как «путь», в лат. via – «путь» или даже в современном англ. way – это «путь», «дорога»). Если принять данную точку зрения за истинную, то имя Меровига или Меровея может переводится «Вышедший из моря» или даже «Рождённый морем». Другой вариант перевода имени – это если взять за основу древнегерманское слово «wiht», которое переводится как «живое существо» или «демон», созвучное с устаревшим англ. словом «wight» (обозначавшим человека или человекоподобное существо). В таком случае имя Меровиг могло быть понято галло-римскими хронистами в том смысле, что оно имеет отношение к какому-то морскому существу. То есть само имя короля могло послужить основой для легенды о его необычном зачатии. Современные этимологи предполагают, что, скорее всего, его имя означает латинизированную форму, близкую к древнегерманскому имени Marwig, что означает «Знаменитый в бою» (māri «знаменитый» + wīg «борьба»). Меровинги утверждали, что происходили и от наследников библейского Ноя (см. выше), которого почитали наравне с Моисеем (имя которого обозначает «рожденный из воды»), потому что в обоих видели подтверждение того, что морское происхождение Меровея носило священный характер. Несомненно, то, что было что-то необычное в самом короле Меровее и его одухотворенных преемниках, раз уж они пользовались особым почтением и славой непревзойденных знатоков в эзотерике и оккультных науках. Вновь обратимся к книге Л. Гарднера: "Франки - сикамбры, от которых по женской линии вели свой род Меровинги, до переселения к берегам Рейна обретались в Аркадии, области Древней Греции на юге Пелопоннеса. Они именовали себя новомагами, - «народами Нового завета», тем же самым именем, под которым некогда были известны ессеи Кумрана. Именно своим аркадским пращурам обязаны Меровинги тем легендарным морским чудищем, которое символически фигурировало в их родословной. Морским владыкой, о котором шла речь, был бог античной Аркадии Паллас, преемник великого Океана. По преданиям, живым воплощением в земной жизни этого бессмертного властелина морей являлись представители древних морских династий, чьим символом принадлежности к монаршему роду, как и у Иисуса, была рыба. Слово «рыба» на греческом письме передается буквенным сочетанием «ichtys». Эллинизированные евреи, повсеместно применявшие в своем обиходе греческую транслитерацию, использовали этот буквенный образ для увековечения достопамятного акронима, знаменовавшего Имя Спасителя".

Ихтис (рыба Иисуса) Поэтому в качестве этого «второго отца» некоторые исследователи (М. Бейджент, Р. Ли, Г. Линкольн) предполагают потомка вениаминитов – представителей древнееврейского колена Вениаминова, пришедших на Европейский континент то ли после известного библейского конфликта с представителями других «колен Израилевых»; то ли в результате вытеснения их из района Иерусалима, ранее отданного этому колену при разделе Земли Ханаанской между коленами Израилевыми, вытеснения представителями более сильного колена Иуды. Есть и другая, но тоже очень близкая версия: о том, что «второй отец» мог быть потомком «магдалеянки» Марии (она по некоторым данным была вениаминиткой) и Иегошуа га Ноцри – Иисуса Христа (он принадлежал к колену Иуды). В последнем случае ребёнок, родившийся от такого брака, обладал абсолютной легитимностью, ибо по линии матери был представителем колена, давшего евреям их первого царя Саула (царь Саул был сыном вениаминита Киса – Киша), а по отцу – представителем колена Иуды, давшего евреям их второго царя, великого Давида (Иегошуа га Ноцри, как известно, считался потомком царя Давида, сына Иессея – представителя колена Иуды). Как бы то ни было, в Меровингах текла еврейская кровь. Может быть отсюда и эти странные длинные волосы, напоминающие о традициях назореев, и другие «странности» «королей-священников» Меровингов… Мы снова сталкиваемся с универсальным мифом о полубоге или человеке, в жилах которого течет божественная кровь, рожденном в священном браке от союза смертной женщины и сверхъестественного существа. Поэтому Меровею приписывали сверхчеловеческие способности. Конечно, он должен был быть блестящим полководцем, наделенным большой харизмой, чтобы стать мифическим предком будущих Меровингов и передать своим наследникам непоколебимую веру в законность их права на трон. Они пользовались славой «королей-чародеев» благодаря их интересу ко всему тайному и широкому спектру приписываемых им паранормальных способностей, начиная от умения лечить наложением рук и до способности телепатически общаться с животными. Утверждалось, что даже их одежда обладает целительными свойствами. Ходили упорные слухи, что у королей династии Меровингов на теле имеется родимое пятно в форме тамплиерского красного креста – либо в области сердца, либо между лопаток. Согласно легенде, всем этим они были обязаны своей сверхъестественной крови, той самой, которая давала им право на трон с момента рождения. Ни один их предшествующих им европейских монархов не знал такой привилегии, поэтому они наделяли большой магической силой сосуд, содержавший пробы крови первых 39 королей франков-сикамбров, которые правили между Маркомером и Хлодвигом, «священный сосуд», по преданию сошедший с неба во время коронации Хлодвига епископом Ремигием и использовавшийся на церемонии миропомазания на царство. Меровингов считали королями-священниками (как в древнем Египте, в Ханаане). Одним из священных символов Меровингов была золотая пчела (впоследствии использованная Наполеоном Бонапартом в качестве одного из своих символов).

Золотые пчелы, найденные в могиле короля династии Меровингов. Часть историков приходит к выводу, что Меровей на самом деле был зятем Хлодиона. Приводится даже имя его жены – Хлодосвинта. Это, якобы, объясняет, почему именно Меровей, а не Хлодион принимается за родоначальника династии. В 448 году Меровей был провозглашён в Турне королём салических франков, – по названию притока Рейна, реки Салы (сейчас р.Изель), на берегах которой во времена римлян они проживали. Он был первым королём, объединившим франков, и возможно поэтому основанная им династия получила название Меровингской. Правление Меровея совпало с нашествием гуннов на Галлию (см. заметку от 18.12.2016). 7 апреля 451 года гуннами был захвачен и разрушен Мец; пали также города Трир, Кёльн, Реймс, Тонгер, Труа. Аттила подошёл к Орлеану в центре Галлии и, возможно, осадил его. 14 июня в критический момент на помощь Орлеану подошли соединённые армии римского полководца Флавия Аэция и короля вестготов Теодориха I. На стороне римско-вестготской коалиции выступили и франки под командованием своего короля. К сожалению, ни один хронист не называет имени этого короля. Аттила отошёл на Каталаунские поля (более 200 км к востоку от Орлеана), перейдя на правый берег Сены, вероятно, в городе Труа. К северу от Труа на обширной равнине в современной провинции Шампань состоялось генеральное сражение, в котором войска Западной Римской империи под началом полководца Аэция в союзе с армией Тулузского королевства вестготов остановили нашествие коалиции племён гуннов и германцев под началом Аттилы на Галлию. Точное место которого и дата этого исторической битвы остались неизвестны. (Историки предполагают день сражения в диапазоне от конца июня до начала июля 451 года). Большая часть историков сходится во мнении, что именно Меровей мог вести франков в бой в битве на Каталаунских полях. Благодаря союзу с Аэцием и победе над Аттилой франки окончательно обосновались в Галлии. Быть может, это ещё одна причина, почему имя династии Меровингов пошло от имени этого короля: франкские короли называли себя так в честь того, кто дал своему народу эти новые территории. Продолжение следует... #история

Скульптурная композиция, изображающая Меровея, победившего в сражении с гуннами (451). Посеребренная латунь. Скульптор Э.Фремье. 1867 г.

В конце VI - начале VII в. в Меровингском королевстве, после кратковременного объединения государства Хлотарем I в 558-561 гг., начался долгий период войн между его наследниками. Победителем, однако, стала франкская знать. В октябре 614 г. знать, кроме аквнтанской, собралась в Париже на всегосударственное собрание и пригласила на него Хлотаря 11.18 октября 614 г. король издал эдикт, в котором пошел на значительные уступки светской и духовной аристократии.

Утверждались все земельные пожалования, сделанные прежними королями. Уничтожались все «неправедные», с точки зрения знати, налоги. Наоборот, утверждались действующие пошлины. Объявлялась свобода епископских выборов и подсудность клириков их судам, а также патронат церкви над вольноотпущенниками. Графы назначались только из числа местных собственников. Имущество умерших без завещания наследуют родственники, а не казна; завещания в пользу церкви становятся правомочными.

Римское наследие было освоено и внутренне трансформировано. На руинах позднеантичного и раннемеровингского обществ зарождался ранний феодализм. Его ярким внешним, политическим проявлением стала борьба за должность майордома. В ходе долгих междоусобиц формируются региональные сообщества знати во главе со своими наиболее сильными магнатами-майордомами.

Так, в Австразии советниками юного регионального короля Дагоберта стали майордом Пипин и Мецкий епископ Арнульф. Их дети Анзегизель и Бегга, вступив в брак, дали начало династии Арнульфингов/Пипинидов (будущих Каролингов). Меровинги оказались после 639 г. под контролем своих майордомов, получив от более поздних современников прозвище «ленивых королей».

Отныне не короли, а майордомы ведут между собой ожесточенные войны за власть. Вторая половина VII - начало VIII в. прошли под знаком нескончаемых войн, интриг, переворотов, казней майордомов и магнатов, свержений «ленивых королей».

В 687 г. Пипину II Геристальскому из Австразии удалось разбить нейстрийские войска и стать единым майордомом всего королевства (687-714). При нем майордомат окончательно становится наследственным.

Незадолго до его смерти в королевстве вновь разразился кризис власти, который в конце концов завершился тем, что единым майордомом стал сын Пипина Карл Мартелл (Молот) (ок. 688 - 741). Карл умиротворил зарейнскую часть Австразии, уничтожил около 716 г. герцогство среднерейнских франков Франконию (Тюрингия потеряла герцогский статус еще в 700 г.), раздробив его на более мелкие графства, и даже сумел покорить отпавшую Аквитанию. В 743 г. на престол был возведен последний король Меровингской династии - Хильперик III, который правил до смены династий в конце 751 г.