Кто первый изобрел акваланг. Интересные факты из истории акваланга Сообщение о том как появился акваланг


Ответ на вопрос об изобретателе акваланга на первый взгляд кажется очевидным. Многие в детстве смотрели фильмы о Кусто и знают, что именно он - отец данного изобретения. Но так ли это?

Предпосылки для создания «водных легких»

Люди с древности пытались увеличить глубину погружения и время нахождения под водой. К сожалению, человеческое тело слишком далеко ушло в своем развитии от обитателей водной стихии. Ничтожные минуты и несколько десятков метров толщи воды - вот все, что доступно человеку и то при условии, что он достаточно тренирован.
Но глубины океанов манят своими загадками. Поэтому многие изобретатели древности задумывались над этой проблемой. Были попытки погружения в воду с помощью специальных емкостей, соединенных с насосом. В конце XVIII века был придуман водолазный костюм, схожий с современным. Но все это было не то: во всех этих приспособлениях ныряльщик все еще был связан с кораблем.

Автономность пловца - цель изобретателей

Великий Леонардо не остался в стороне и от этой проблемы. Он занимался разработками для водной стихии в двух направлениях: обеспечение дыхания под водой и приспособления для ускорения передвижения. Первое обеспечивалось модернизацией строения заплечных мешков из кожи, внутри которых был воздух; второе - созданием подобия современных ласт, но не для ног, а для рук.

Само строение акваланга представляет собой систему открытого типа - ныряльщик вдыхает воздух из резервуара, а выдыхает непосредственно в воду. Основой такого аппарата открытого цикла является мембранный механизм. Его разработка принадлежит двум людям одновременно. Бенуа Рукейроль был горным инженером и, пытаясь облегчить работу спасателей в шахтах, в 1866 году разработал механизм, который с помощью мембраны понижал давление в зависимости от глубины. Лейтенант Огюст Денейруз служил на флоте и, узнав о разработке Рукейроля, предложил использовать ее для ныряльщиков. Именно этот аппарат описал Жюль Верн в романе «20 тысяч лье под водой». Аппарат авторства Денейруза-Рукейроля, увы, позволял находиться под водой слишком мало времени - всего несколько минут, потому широкого распространения не получил.

Появление современного акваланга

В ХХ веке на флоте все еще продолжали использовать громоздкое водолазное снаряжение. Поэтому офицер военно-морских сил Франции Ив-Поль Ле Приер продолжил исследования соотечественников и в 1924 году сконструировал дыхательный аппарат с баллоном повышенной прочности. В этом изобретении пловец должен был сам регулировать поступление воздуха.

Независимо от французов, в 1939 году американец Кристиан Джеймс Ламбертсен изобрел систему погружений, которой присвоили кодовое название "SCUBA" (Self-Contained Underwater Oxygen Breathing Apparatus - независимый подводный кислородный дыхательный аппарат). Использование этого аппарата ограничивалось мелководьем, так как был большой риск отравления кислородом. Тем не менее, аппарат успешно использовался военными ныряльщиками США во время Второй мировой войны.

В военные годы во Франции также вспомнили об изобретении Ле Приера, и в 1943 году Жорж Комейнтес на его основе создал систему погружения «Амфибия». Она состояла из двух баллонов воздуха, соединенных вместе. Система Комейнтеса была принята на вооружение ВМС Франции.

Вот тут уже вспоминаем о Кусто. В годы Второй мировой он как раз служил в составе французских военно-морских сил и был фанатом дайвинга. Счастливым совпадением и толчком к изобретению акваланга стала женитьба Жак-Ива Кусто на Симоне Мельхиор. Отец Симоны, очень богатый человек, предоставил Жак-Иву денежные средства на проведение исследовательских работ, а также познакомил его с инженером Эмилем Ганьяном. Тандем Кусто-Ганьян и породил в 1943 году акваланг в современном виде. Основным отличием от предшественников стал клапан, который подавал пловцу воздух под давлением, равным давлению окружающей среды, что дало возможность резко увеличить продолжительность погружения.

Слово «акваланг» на данный момент является запатентованным названием марки «Aqua Lung», поэтому во многих странах чаще употребляют слово «скуба» (SCUBA), ну а мы все так же именуем это приспособление аквалангом.

Акваланг
(Справка Википедии)


Первый регулятор подачи воздуха с поверхности был запатентован в 1866 году Бенуа Рукейролем — французским горным инженером, который в 1860 году изобрёл регулятор утечки сжатого воздуха для использования в наполненных загрязнённым воздухом шахтах.

Этот прибор состоял из контейнера со сжатым воздухом и шланга. Позже Огюст Денейруз адаптировал его для автоматической подачи воздуха под водой. Регулятор работал по принципу сухой и мокрой камер, мембраны и клапана. Система приводилась в движение вдохом (пониженное давление) и выдохом (повышенное давление). Регулятор был способен делать давление в дыхательном аппарате равным окружающему давлению. Изобретателям был выдан патент N 63606 на устройство. Именно этот аппарат и описал Жюль Верн в романе «

Об этом заявил запорожец Анатолий Лисовой и в качестве подтверждения предъявил документ, заверенный печатью некогда сверхсекретной организации, созданной по приказу самого Феликса Дзержинского

Учрежденная «железным Феликсом» экспедиция подводных работ особого назначения [ЭПРОН] к середине 30-х годов производила на всех морях, реках и озерах СССР все судоподъемные, аварийно-спасательные, водолазные и, что немаловажно, опытные работы. При ЭПРОНе также существовал водолазный техникум. Вот в него-то и поступил наш земляк, пологовец Алексей Лисовой, в 1932 году. А закончив учебу, уже будучи водолазом секретной Экспедиции, занялся разработкой «прибора для спуска под воду на небольшие глубины».

«Днем начала работ над аквалангом можно считать 10 января 1936 года»
- Как ваш отец, - интересуюсь у сына некогда засекреченного водолаза, - из пологовских степей на берег Черного моря попал?
- В 1930 году его семью раскулачили [отцу как раз 15 лет исполнилось). Забрали дом просторный - он до сих пор в селе Ивана Франко, что под Пологами, сохраняется; четыре коровы, сад реквизировали. И надо ж было так совпасть обстоятельствам: деда Ивана в момент раскулачивания дома не оказалось. Он в Крым на лечение уехал. На хозяйстве бабушка оставалась, Мария Самсоновна. Посмотрела-посмотрела она на происходящее и, узнав вечером, что сельский комитет бедноты решил отправить семью Лисовых в ссылку, собрала ночью детей - отца моего и трех его младших братьев - Николая, Григория и Ивана, и ночью же на бричке в степь увезла их. А, добравшись до ближайшей железнодорожной станции, в Крым они подались, к деду. Неподалеку от Балаклавы - за горой, в селе Комары, сняли полдома. Дед с бабушкой работали на винограднике. Отец в пекарню пошел. Хлеб для Балаклавы пек. Ну а когда повзрослел, в ЭПРОНовский водолазный техникум поступил.
- Над аквалангом он тоже на Черном море начал работу?
- На схеме отцовского «прибора для спуска под воду», хранящейся в нашей семье, стоит дата: 10 января 1936 года. Ее и можно условно считать днем начала работ над изготовлением ЭПРОНовского акваланга. Так, рассказывал отец, его подводный прибор называли. Испытания не на Черном море проходили: после окончания водолазного техникума отец получил назначение в главное управление ЭПРОНа. Но не в Ленинград, а в город Ломоносов. Оттуда и выезжал в командировки со своим аквалангом - на работы, связанные с подъемом затонувших судов. Чем в первую очередь и занимался ЭПРОН. Экспедицию подводных работ особого назначения Дзержинский ведь создавал первоначально для подъема затонувшего в акватории Балаклавы в 1854 году английского фрегата «Принц». Большевики были уверены, что он ушел на дно с огромным грузом золота на борту. Золота на «Принце» не нашли, но Экспедиция подводных работ осталась. И продолжала искать и поднимать затонувшие корабли. А отец под водой их первоначальную ревизию проводил. Или разведку, если по-другому выражаться. И готовил впоследствии корабли к подъему. Это была, как догадываетесь, невероятно сложная работа! Если примитивно рассказывать, сводилась она к следующему: дно под кораблем нужно было проткнуть огромными иглами, за которые цеплялись подъемные тросы-лебедки. Тут не час и не два времени нужно затратить, а намного больше. И, не забывайте, работа шла на глубине! Иногда - очень значительной. Сказалось ли это на здоровье отца? Конечно, да.
- В направлении в Московско-Окское управление речного транспорта говорится о том, что “предложенный т. Лисовым прибор нуждается в конструктивных изменениях”. С чем они могли быть связаны, вам известно?
- Трубку от баллона к легочнику и загубнику отец сделал обычную. На что комиссия заявила: она под водой перегнется в самый неподходящий момент и перекроет аквалангисту воздух. Решить проблему делом оказалось несложным - достаточно было трубку сделать гофрированной. Чтобы она не перегибалась.
- Скажите, Анатолий Алексеевич, охрана у изобретательного водолаза Алексея Лисового была?
- Два бойца с винтовками постоянно сопровождали его. А сам он всегда имел при себе наган. Но даже повышенные меры предосторожности не уберегли ЭПРОНов-ский акваланг: в октябре 1941 года он исчез.

«За акваланг заплатили столько золота, сколько она весил»
- Как так получилось?
- Отца направили в командировку из Москвы на Волгу. Не помню уж, куда точно. Да и неважно это. На какой-то промежуточной станции нужно было сделать пересадку. Вышли командированные ЭПРОНовцы из поезда, сдали чемодан с аквалангом в камеру хранения. А вернулись забирать - нет чемодана! Вернее, другой выдают. Похожий, но не тот. Трое суток отец с охранниками дежурил на станции - думал, по ошибке кто-то взял не свою вещь и вернет, разобравшись. Увы, никто ничего не вернул. Возвратившись в Москву, отец доложил о пропаже, но дополнительных поисков организовывать не стали - вы ж представляете, что творилось в столице в октябре 41-го. Не до акваланга было!
- Что отец об исчезновении чемодана рассказывал? У него имелись предположения, кому он мог понадобиться?
- Вроде бы, чемодан с аквалангом ушел через Мурманск в Англию. И совершившие заказную кражу из вокзальной камеры хранения запросили с заказчика столько золота, сколько весил чемодан. Отец также не исключал, что именно его акваланг вскоре попал к Жаку-Ив Кусто. Незначительно доработав прибор для спуска под воду, он в январе 43 года провел подводные испытания и запатентовал акваланг как собственное изобретение.
- Вы хотите сказать, Кусто знал о существовании ЭПРОНовского акваланга?
- У отца имелись сведения, что во время довоенной поездки по СССР Кусто интересовался новинками техники. Не только связанной с подводными погружениями. Любой! Что-то такое он искал... чего больше нигде нет!
- Может быть, он на разведку работал?
- Я вам такого не говорил! Но слышал, что французские спецслужбы считали всемирно известного исследователя морских глубин своим человеком до конца его дней. Кстати, когда 10 июля 1985 года французские подводные диверсанты в новозеландском порту Окленд минировали гринписовское судно «Рейнбоу уорриор», на них были акваланги фирмы Кусто.

"Как только шлюпка отца подошла к кораблю, он взорвался!”
- Война здорово водолаза Лисового потрепала?
- Под Сталинградом ему досталось! Дважды он чуть не погиб в водах Волги. Первый случай связан с выполнением правительственного задания по поиску баржи с грузом консервов - она где-то на подходе к городу затонула [ну, а в продуктах очень фронт нуждался]. Отец в водолазном снаряжении проводил подводную ревизию и готовил баржу к подъему, а наверху, на боте,два бойца подавали ему насосом воздух. Тут вдруг немецкий самолет появляется - фашисты в то время до Сталинграда еще не докатились, но их воздушные разведчики над Волгой уже барражировали. Наверное, пилот понял, что на реке работает водолазный бот, поэтому на втором заходе сыпанул по нему очередь из пулемета. С перепугу бойцы в боте забыли обо всем на свете. О водолазе - тоже. И сбежали! В степь. Оставшись без воздуха, отец сумел бросить водолазные ботинки - они тяжелые! - и всплыть. Чуть живого его на берег рыбаки доставили
- Беглецов поймали?
- Ну да. И хотели сразу же пустить их в расход. В ЭПРОНе, к слову, неписаный закон существовал: если погибал работавший под водой водолаз, то тех, кто на поверхности обеспечивал его жизнедеятельность, расстреливали без суда и следствия. Но отец сбежавших, предавших, по сути дела, его бойцов пожалел: “Я ж живым остался, пусть и они живут”.
Что же касается второго случая, то он для отца имел более трагические последствия. В начале марта 43-го группу ЭПРОНовцев вызвали к тральщику, у которого посредине Волги заклинило руль. Два моряка сели на весла шлюпки, отец - на корму и поплыли. Подошли к застопорившему ход кораблю, и тут он взорвался! Оказывается, руль тральщика заклинила магнитная мина. Она и сработала. Очнувшись, отец снял намокшую, стеснявшую движения шинель и поплыл к берегу в ледяной воде. Потом были госпиталь, кремлевская клиника. С трудом медики поставили-таки отца на ноги, но до конца жизни он оставался инвалидом войны второй группы. В связи с чем, вернувшись в Запорожье, уже не работал - садом, огородом занимался. Скончался 18 апреля 1989 года.
- К аквалангу, выходит, он больше не возвращался?
- Как же не возвращался! После войны по памяти восстанавливал рабочую модель акваланга. Да и первоначальная схема «прибора для спуска под воду» [от 10 января 1936 года] уцелела. Выполнена она была не на бумаге, а на клеенке. Носил ее отец всегда с собой - во внутреннем кармане. Так что к первому серийному советскому аквалангу АВМ-1 [акваланг военно-морской], работы над которым велись в Орехово-Зуево, отец имел прямое отношение. Хотя официального подтверждения этому, к сожалению, нет. В моей памяти сбереглись только рассказы отца. Ну, а после Орехово-Зуево производство аквалангов наладили и в Украине – в Ворошиловграде. И они стали массово поступать на флот. Включая и подводные лодки, естественно, где акваланги использовали как средства спасения.
Владимир ШАК
[Газета "МИГ", Запорожье]

Курсант водолазного техникума Алексей Лисовой, весна 1932 года


Алексей Лисовой проводит испытания глубоководного аппарата-скафандра, лето 1935 года, Черное море

В тему
Из официального направления в Московского-Окское управление речного транспорта, выданного 17 декабря 1936 года начальником 6-го отдела Главного управления ЭПРОНа:
“Сообщаю, что 14 декабря 1936 года комиссией в присутствии водолаза т.Лисового произведено испытание прибора, предложенного т.Лисовым, причем результаты испытания показали, что прибор может быть применен ДЛЯ СПУСКА ПОД ВОДУ [выделено мной, - авт.] на небольшие глубины, но нуждается в ряде конструктивных изменений, перечисленных в акте. Так как т.Лисовой предполагает дальше работать над усовершенствованием прибора с целью устранить
указанные в акте недостатки самостоятельно, считаю пребывание т.Лисового в Ленинграде необязательным. Для дальнейших работ т.Лисовому необходимо создать соответствующие условия, а также предоставить необходимый материал”

История ЭПРОНа
ЭПРОН был создан приказом Феликса Дзержинского №528 от 17 декабря 1923 года в Балаклаве. 10 января 1931-го его передают в ведение наркомата путей сообщения, а 23 февраля – в ведение наркомата водного транспорта.
С 1942 года ЭПРОН именуется Аварийно-спасательной службой ВМФ СССР. А существовавшие при ЭПРОНе водолазные курсы в 1930 году реорганизовываются в военно-морской водолазный техникум [заместителем начальника там был Константин Павловский, первый советский водолазный доктор].

Аппарат для дыхания под водой
Первыми аппарат для дыхания под водой запатентовали в 1865 году французский инженер Бенуа Рукейроль и лейтенант флота Огюст Денейруз. Его недостаток: аппарат был связан с поверхностью шлангом, по которому в баллон подавался воздух низкого давления. Тем не менее, именно Рукейролю и Денейрузу и был выдан патент [№63606] на акваланг - «водяное легкое» [латинское «аква» - вода, английское «ланг» - легкое].
В 1926 году морской офицер Ивле Прийор применил акваланг с непрерывной подачей воздуха под давлением из баллона Мишлена - в то время его использовали для быстрого накачивания автошин, и объявил себя первым легководолазом. Несмотря на то, что акваланг Прийора позволял человеку находиться под водой всего десять минут на глубине до 12-ти метров, его модель оставалась на вооружении французского флота до 1933 года.
Только морской офицер Жак-Ив Кусто и инженер Эмиль Ганьян в начале 40-х годов усовершенствовали акваланг, придав ему всем известный вид. 8 января 1943 года прошло испытание аппарата в одной из речек под Парижем. После модификации акваланг Кусто был запатентован и с 1946 года становится коммерческим продуктом.
В СССР в серийное производство первый отечественный акваланг АВМ-1 «Подводник-1» запущен в 1957 году [разработка Орехово-Зуевского КБ кислородного оборудования. Руководители проекта Александр Солдатенков и Юрий Китаев]. Несколько позже появляется и второй акваланг, получивший название «Украина» [разработка ворошиловградского завода горно-спасательной техники Руководитель проекта Александр Гнамм].

Изобретателем акваланга или автономного портативного аппарата для дыхания под водой может считаться человек, создавший легкое снаряжение для подводного пловца, которое позволяет ему опускаться на глубину до трех сотен метров. Общепризнано, что им является француз Жак Ив Кусто.

Предпосылки к изобретению

Для плавания и работ под водой потребовалось создать различные устройства, с помощью которых можно было дышать водолазу. Обыкновенный воздух подавался с помощью шлангов, еще не было технологий его сжатия.

Не было металла для изготовления компактного баллона для сжатого воздуха, механизма регулирования давление такого воздуха до нужного уровня. К началу XX века такое оборудование было изобретено.

Необходимо было обеспечить: безопасность подводного пловца, уменьшить риск травм и смертельных исходов возможность ныряльщику действовать автономно, без связи с поверхностью уменьшить габариты аппаратуры для нахождения под водой.

Несмотря на то, что к началу Второй мировой войны было создано работоспособное снаряжение для подводных пловцов и даже в некоторых странах оно было поставлено на вооружение. Однако эти изделия не были совершенными. Требовалось легкое, надежное и компактное водолазное снаряжение.

Кто изобрел акваланг

  • Разрабатывали элементы будущего акваланга преимущественно такие французские и английские изобретатели:
  • Французы Бенуа Рукейроль и Огюст Денейруз в XIX веке разработали регулятор воздухоподачи под водой
  • Англичанин Генри Флюсс придумал работоспособный ребризер – подводный аппарат, использующий кислород и замкнутую схему дыхания В XX веке появились баллоны для сжатого воздуха, способные выдерживать 200 атмосфер, и усовершенствованный регулятор подачи кислорода
  • Офицер ВМС Франции Ле Приер создал аппарат для дыхания воздухом, который под давлением накачивался в баллон, а Жорж Комейнтес усовершенствовал этот аппарат, поставив два баллона.

Когда изобрел акваланг

Процесс изобретения будущего акваланга начался в XIX веке и занял меньше ста лет. Так, регулятор подачи воздуха запатентован в 1866 году, первый успешно работающий подводный аппарат для дыхания чистым кислородом изобретен в 1878 году. Прочные баллоны для сжатого воздуха разработаны в 1910 г.

В 1943 году француз Жак Ив Кусто вместе со своим другом Эмилем Ганьяном придумал безопасный аппарат для подводного плавания, названный аквалангом. Это был прообраз современных безопасных и надежно работающих под водой аппаратов для дыхания под водой. В нем были использованы основные разработки предшественников.

Созданный Ж.И. Кусто аппарат постоянно совершенствовался и успешно испытывался его создателем во время исследований океана.

Итоги

Жак Ив Кусто вполне обоснованно считается изобретателем акваланга. Именно он сумел объединить все достижения для плавания человека под водой. В результате появился совершенный и безопасный аппарат, позволяющий успешно выполнять под водой различные работы.

Аппараты, называемые аквалангами, широко используются в промышленности и строительстве, военном деле. Благодаря ним получили широкое развитие подводные виды спорта. Дайвинг, благодаря безопасности акваланга стал одним из любимых развлечений.

Акваланг, созданный Ж. Кусто, стал главным элементом свободного плавания под водой, используемым во всем мире. Его основными частями являются:

  • баллон (резервуар) из прочного металла для хранения под давлением до 20 литров сжатого воздуха или дыхательной смеси
  • регулятор, понижающий давление из баллона до комфортного для пловца уровня
  • шланг для подачи воздуха с мундштуком, вставляемым в рот аквалангисту
  • акваланг имеет наплечный ремень для крепления на теле
  • устройства для компенсации сил, действующих на него при погружении и на поверхности.

Совершенная конструкция современных аквалангов позволяет устанавливать рекорды продолжительности плавания под водой и глубины погружения. Так, в 1992 году было зафиксировано самое долгое погружение под воду, которое длилось 69 дней. Самая большая глубина ныряния с аквалангом 332,4 метра зарегистрирована в сентябре 2014 года.

Акваланг- привычное на сегодняшний день приспособление для любителей подводного плавания. Но задумывались ли Вы о том, кто и как его изобрёл? Сегодня я как раз и предлагаю узнать историю этого изобретения, а за одно узнать, как же люди плавали под водой до того, как было изобретено это чудо инженерной мысли.

Конечно, человечество всегда стремилось научиться ходить под водой так же свободно, как и по суше. Но по сути, первые серьёзные попытки изобрети что то, что способно обеспечить дыхание под водой- начались несколько столетий назад. Разрабатывали и испытывали сразу несколько систем: водолазные колоколы; герметичные костюмы со шлангами для подачи воздуха с поверхности; наконец, собственно дыхательные аппараты.

Воздушный колокол

Воздушные колоколы по сути представляли из себя перевёрнутую вверх дном бочку, под которой сохранялся воздух и водолаз мог периодически заплывать под её, чтоб немного подышать. Такую конструкцию конечно очень сложно назвать водолазным костюмом, но по крайней мере такой аппарат уже немного продлевал автономное пребывание под водой.

К слову говоря, были так же попытки организовать маленькие колоколы, которые надевались на голову. Но увы, стоило только чуть наклонить голову- как под них затекла вода. Так что такая конструкция оказалась ещё более неудобной, чем "большой собрат".

Был и ещё один, более "извращённый" вариант, когда большой колокол опускался на дно, затем ассистент одевал на голову другой, маленький колокол, и мог немного походить по дну- насколько ему позволяла трубка, через которую он дышал оставшимся в большом колокое воздухом. После этого сверху сбрасывались бочки с дополнительным воздухом, которые утяжелялись грузом. Ассистент подтаскивал их к колоколу и он наполнялся свежим запасом кислорода.

Дахательный аппарат

Но всё же о хоть какой то автономности под водой можно начинать говорить лишь с разработкой французского горного инженера Бенуа Рукейроля и его регулятора утечки сжатого воздуха. Свой прибор он думал использовать при спасательных работах в шахтах с загрязненным воздухом. Но лейтенант французского флота Огюст Денейруз предложил использовать его для спуска людей под водой. Аппарат запатентовали, позже Жюль Верн описал его в романе «Двадцать тысяч лье под водой».

Несмотря на это, в реальности этот аппарат имел массу недостатков. Самый главный из них был обусловлен тем, что баллоны того времени не были способы выдержать высокое давление. Т.е. эта новинка позволяла человеку находиться под водой всего лишь несколько минут. Затем подводник подключал свой воздушный резервуар к стоящему на поверхности насосу или же был вынужден подниматься к поверхности. Но, тем не менее, это был прорыв, и люди получили возможность, пусть на короткое время, но все-таки, автономно пребывать под водой. Это уже был своего рода «глоток свободы от шлангов».

Параллельно шли разработки системы замкнутого типа, в которой уже использованный газ снова отправляется в баллоны. Такой аппарат в 1877 году разработал англичанин Генри Флюсс. Интересно, что он тоже создавал свою дыхательную систему для горноспасательных работ.

Система состояла из дыхательного мешка, медного баллона с кислородом и коробки с каустической содой. Подводник дышал кислородом, а выдыхаемая смесь нейтрализовывалась в системе и дополнялась свежей порцией кислорода. Но тогда еще не было известно, что на больших глубинах кислород становится токсичным.

Во время Второй мировой войны во французской компании по производству бытового и технического газа Air Liquide инженер Эмиль Ганьян разработал систему подачи газа в автомобильный двигатель, чтобы машина заправлялась не бензином (потребление которого в военное время ограничивали), а газом.

Офицер Жак Ив Кусто предложил ему переделать эту систему для дыхания под водой. Товарищи разработали двухступенчатый регулятор, который понижал давление воздуха из баллона до давления окружающей среды.

Так, в 1943 году появился первый современный акваланг: автономный и с большим временем работы. Самим словом Aqualung (от латинского aqua — «вода» и английского lung — «легкое») стали называть регулятор для дыхательного аппарата.

кто изобрел акваланг

Кто же изобрел акваланг? Странный вопрос, скажете вы, конечно же французы Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян, и сделали это они в 1943 году. Так считалось до тех пор, пока в английском журнале «Тритон» не появилась статья известного английского подводника, капитана У. Шелфорда. Он утверждал, что основная часть акваланга, редуктор, изобретенный Кусто и Ганьяном, представлял собой всего лишь модификацию прибора, созданного еще в тридцатых годах их соотечественником И. ле Приером.

Дальше — больше. Продолжив изыскания, Шелфорд наткнулся на сведения о японце Огуши, автономный аппарат которого был запатентован в 1918 году и долго выпускался для императорского флота. У устройства Огуши были те же части, что у нынешнего акваланга: маска, баллон со сжатым воздухом, клапанный редуктор, гибкий резервуар, крепившийся к поясу пловца. Однако и японец не был первым!

Одно из самых примечательных исторических свидетельств о подводном плавании дошло до нас благодаря историку Геродоту. По его свидетельству, во время первой в истории морской войны 481- 480 гг. до н.э. греческие ныряльщики Скиллиас и его дочь Гидна из города Скионы перерезали якорные канаты кораблей персидского царя Ксеркса, после чего корабли были штормом выброшены на берег.

Для ускорения погружения ныряльщики стали брать с собой под воду груз, а для увеличения продолжительности пребывания под водой — надутый воздухом пузырь, от которого шла трубка ко рту. На ассирийском барельефе, высеченном в 885 г. до н.> э., изображены воины, плывущие на надутых воздухом бурдюках. Описание кожаного бурдюка с дыхательной трубкой приведено в 77 г. до н. э. римским писателем и ученым Плинием Старшим. В 1191 г. водолазы выполняли обязанности почтальонов, обеспечивая связь с внешним миром крепости Акра, осажденной Ричардом Львиное сердце. Во время сражения при Лез-Андели в 1203 г. водолазы спускались под воду с сосудами, наполненными горючей или взрывчатой сьмесью. При осаде турками острова Мальта в 1565 г. возникали кровавые схватки под водой между водолазами воюющих сторон. В 1405 г. немецкий писатель Кьезер описал костюм ныряльщика, состоящий из кожаной куртки, металлического шлема с двумя стеклянными иллюминаторами и кожаной трубки, соединяющейся с воздушным мешком. Однако и этот способ не мог надолго увеличить время пребывания под водой, поскольку объем воздуха, находящегося в пузыре, был мал и при дыхании в нем быстро нарастало содержание углекислого газа и снижалось содержание кислорода.

В 1535 г. Гульельмо де Лорена создал цилиндрическую камеру высотой около 1 м и диаметром 60 см со стеклянными оконцами. Камера подвешивалась на канатах и помещалась на плечах водолаза, закрывая лишь его голову и грудную клетку. В 1551 г. Николо Фонтана изобрел водолазный костюм, в котором водолаз должен был стоять, засунув голову в большой стеклянный шар. Другим известным с давних времен способом погружения под воду, принципиаль но отличным от других, является применение трубок. Плиний Старший в 77 г. до н. э. сообщал о боевых в одолазах, которые дышали через трубку, зажатую в зубах, другой конец которой был выведен на поверхность.

Водолазный костюм, предложенный Леонардо да Винчи, представляет собой цельное с ног до головы одеяние из меха или кожи с воздухом внутри, сапоги с каблуками или железными крюками, мешки с песком для тяжести, мочеприемник и медная панцирная куртка. В трактате Валло о фортификации, изданном в 1524 г., имеется напоминающее рисунки Леонардо да Винчи изображение водолаза в кожаном шлеме с кожаной трубкой, скрепленной прочными кольцами и заканчивающейся дисковым поплавком.

В 1613 г. инженер Диего Уфано дал описание шлема, который должен был помочь водолазу «лучше чувствовать себя под водой и потому лучше работать». В XVI- XVII веках в различных странах разрабатываются и совершенствуются конструкции водолазных колоколов. Первое сообщение о применении водолазного колокола относится к 1538 г. На реке Тахо (г. Толедо, Испания). Два греческих акробата давали представление перед Карлом V, входя внутрь колокола собственной конструкции, выполненного в виде горшка. В 1595 г. Веранцио опубликовал сведения о водолазном колоколе и дал его изображение. Английский государственный деятель и философ Френсис Бэкон (1561- 1626) предложил такой способ: когда ныряльщик уже не может больше задерживать дыхание, он засовывает голову в заранее опущенный в воду сосуд с воздухом, чтобы наполнить легкие, после чего выходит из колокола и продолжает работу. В 1597 г. появился колокол Бонаюто Лорини, близкий по конструкции камере Лорены, но оборудованный платформой для водолаза и предназначенный для фортификационных работ.

В 1783 г. французский инженер Форфе сконструировал устройство, которое представляло собой надеваемые на грудь и спину водолаза мехи, а пружины в виде пластин удерживали обе половины мехов в раскрытом положении. В 1797 г. немцем А.Клингертом были предложены «одежда для водолазов» из непромокаемой ткани, прикрепленной к краю металлического колпака, заканчивающаяся короткими рукавами и панталонами до колен.

Но главная проблема — дать водолазу свободу и сделать его работу автономной, еще не была решена.

29 сентября 1863 года американские чиновники выдали патент некоему К. Маккину. Он гарантировал, что в изобретенном им костюме подводный пловец способен «опускаться на дно, передвигаться по нему и самостоятельно всплывать на поверхность». Аппарат Маккина совершенно походил на акваланг: при взгляде на него в глаза бросаются герметичный каучуковый костюм, наспинный резервуар со сжатым воздухом, регулятор его подачи водолазу и, конечно, маска. Маккин придумал еще и надувные компенсаторы плавучести, своего рода спасательные буи, получившие распространение только в последнее время. Однако этому талантливому самоучке не повезло — он создал свой прототип акваланга в разгар гражданской войны в США, когда даже заинтересованным лицам было не до новшеств.

Поэтому французским инженерам Рукейролю и Денейрузу спустя три года пришлось заново «открывать Америку», еще раз изобретая регулятор для подводного дыхательного прибора открытой циркуляции. Эта деталь представляла собой мембрану, на которую давила с одной стороны вода, а с другой — воздух, вдыхаемый водолазом. Когда при погружении давление увеличивалось, в мембране автоматически открывался клапан и в маску поступала дополнительная порция воздуха, а при всплытии доза его, естественно, сокращалась.

Но и предприимчивые французы, прославленный Жюль Верн, опять-таки не были первыми, ибо в 1831 году бруклинский машинист Ч. Кондерт снабдил свой подводный костюм совершенно оригинальной системой постоянной подачи воздуха.

Первый регулятор подачи воздуха с поверхности был запатентован в 1866 году Бенуа Рукейролем — французским горным инженером, который в 1860 году изобрёл регулятор утечки сжатого воздуха для использования в наполненных загрязнённым воздухом шахтах. Этот прибор состоял из контейнера со сжатым воздухом и шланга. Позже Огюст Денейруз адаптировал его для автоматической подачи воздуха под водой. Регулятор работал по принципу сухой и мокрой камер, мембраны и клапана. Система приводилась в движение вдохом (пониженное давление) и выдохом (повышенное давление). Регулятор был способен делать давление в дыхательном аппарате равным окружающему давлению. Изобретателям был выдан патент N 63606 на устройство. Именно этот аппарат и описал Жюль Верн в романе «20000 лье под водой».

Впрочем, некоторые исследователи оспаривают приоритет Кондерта, припоминая У. Джеймса, сделавшего чертежи подобного аппарата еще раньше, в 1825 году. Только ему не удалось проверить свое устройство в деле в отличие от француза Л. д"Ожервиля. Впрочем, он заслуживает особого рассказа.

Ночью, в сильную снежную бурю, на скалах разбился английский корабль «Беллона». В августе 1832 года на место катастрофы прибыл директор спасательной компании Л. д"Ожервиль с группой водолазов, оснащенных автономными дыхательными аппаратами, созданными их шефом. За сравнительно короткий срок подводники извлекли на поверхность не только ценности, но и все пушки, лафеты, ядра, даже балласт — 150-килограммовые железные чушки «Бел-лоны». Операция оказалась настолько успешной, что морской министр приказал организовать несколько водолазных школ и создать специальные группы подводных спасателей, то есть то, что было реализовано лишь в XX веке.

Конструкция аппарата Л. д"Ожервиля как две капли воды походила на современные акваланги. Не хватало только ластов, да наспинный баллон с воздухом был склепан из красной меди. На груди водолаза висел дыхательный мешок с двумя медными трубками в виде «медной спирали, покрытой непромокаемой клеенкой», которые соединялись с маской, имевшей «нос из меди, покрытый внутри мастикой, что позволяло внутри ее адаптироваться любому носу». На уровне груди ныряльщика, спереди и сзади, подвешивались свинцовые грузы.

По мнению экспертов, наблюдавших за опытами с вододыхательной системой Л. д"Ожервиля, «аппарат давал тренированному человеку возможность находиться в воде в любых положениях без связи с внешним миром и... работать спокойно, а при необходимости быстро всплывать». Чем не акваланг?!

Однако и этот человек, без сомнения намного опередивший технические возможности своего времени, не был первым, кто сумел изобрести автономную дыхательную систему для подводников.

Оказывается, задолго до Л. д"Ожервиля, точнее — 17 июня 1808 года житель Бреста Пьер-Мари Тубулик запатентовал в высшей степени оригинальную подводную машину. К сожалению, сей «подводный зверь» не был по достоинству оценен современниками, а жаль. Примечательно: при испытаниях «ихтиозавра» на поверхности не появлялось пузырьков воздуха, выдыхаемого акванавтом. А это значит, что Тубулику удалось создать, возможно впервые в мире, акваланг замкнутого цикла, действующий на чистом кислороде!

«Я думал, что, добавляя кислород в пространство, в котором он должен быть поглощен,— писал изобретатель,— восстановлю состав воздуха таким же, каким он был ранее». Для этого он изыскал способ, позволяющий непрерывно очищать воздух внутри водолазного костюма, внешне походившего на небольшой колокол, одетый сверху на подводника и доходивший ему до пояса. Продолжением его были кожаные, обильно смазанные жиром и заканчивающиеся металлическими обручами рукава и штаны — таким образом Тубулик хотел обеспечить герметичность своего устройства.

Находясь под водой, водолаз время от времени оперировал «турникетом» — ручкой, закрепленной на «флаконе», в котором из морской воды добывался кислород. По-видимому, Тубулик добавлял в нее окислитель, смесь двуокиси соды и сульфата никеля и меди, разлагавший ее на водород (он откачивался) и необходимый водолазу кислород. К сожалению, Тубулик сумел засекретить свой метод...

Более подробные сведения сохранились о кислородном аппарате замкнутого цикла, созданном в 1878 году офицером английского торгового флота Г. Флюссом. Внешне его система походила на большинство предшествующих и современных: маска, дыхательный мешок, баллон со сжатым кислородом. К последнему Флюсс присоединил коробочку, наполненную едким калием, являющимся, как известно, поглотителем углекислого газа. В эффективности этого устройства Флюсе убедился лично, проделав весь комплекс испытаний на различных глубинах.

С 1903 года модель аппарата Флюсса, модернизированная управляющим фирмой Р. Девисом, стала применяться спасателями... в шахтах; в годы первой мировой войны ее использовали в качестве противогаза. В конце концов Девис превратил очередной образец прибора Флюсса в индивидуальное средство спасения экипажей подводных лодок.

9 мая 1827 года некий Жан-Батист Бодуэн демонстрировал на Сене свою деревянную субмарину. При этом он объявил, что матросы, при необходимости, могут открыть люк-шлюз и выйти наружу «Мои люди пользуются шлемами,— говорил Бодуэн,— которые снабжаются воздухом под давлением в 100 атмосфер в течение часа из двух металлических ящиков (баллонов), закрепленных на их спинах».

Надо сказать, что аналогичное устройство придумал и современник Бодуэна, судья из Ла-Рошели,— Костера, посвятивший подводному плаванию почти три десятилетия. Только все его разработки, нередко оригинальные, так и остались на бумаге, а их автор однажды с горечью написал: «Сколько открытий было сделано, потеряно и сделано вновь...»

http://nnm.ru/blogs/horror1017

В1910-е был усовершенствован регулятор подачи кислорода и изготовлены баллоны, которые могли выдерживать давление газа до 200 атм. Это позволило автономному аппарату с замкнутой схемой Флюсса стать штатным спасательным оборудованием для подводного флота Великобритании.

Офицеру ВМС Франции капитану II ранга Ле Приеру несколькими десятилетиями позже удалось сконструировать аппарат для дыхания с высокопрочным баллоном сжатого воздуха. Жорж Комейнтес улучшил аппарат Ле Приера. Вместо одного баллона для сжатого воздуха он поставил два.

Несмотря на недостатки в применении и риск кислородного отравления, наибольшей популярностью пользовались аппараты с замкнутой схемой дыхания. Во время второй мировой войны они использовались всеми воюющими сторонами. В то же время два француза, морской офицер и инженер, работали над изобретением аппарата с открытой схемой дыхания на сжатом воздухе. Это были капитан Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян. Работая в сложных условиях оккупированной немцами Франции, в 1943 году они изобрели первый безопасный и эффективный аппарат для дыхания под водой, названный аквалангом, который в дальнейшем Кусто успешно использовал для погружения на глубину до 60 метров без каких-либо вредных последствий.

Слово «акваланг» является торговой маркой во многих странах мира и обозначает только продукцию фирмы «Aqualung», однако на территории бывшего СССР и в Европе оно стало общеупотребительным и обозначает класс дыхательных аппаратов.

http://ru.wikipedia.org

Воистину, история акваланга — ярчайшее тому подтверждение.